Исследовательский проект "Колокола и колокольчики в нашей жизни"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Толмачева Елена Вячеславна

В этом проекте проведено исследование о колоколах и колокольчиках, о том где и для чего они применяются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola_v_rossii.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Кричит без языка, поет без горла,

                                                                      радует и бедует, а сердце чует»

Что это?

Автор: Савельева Елизавета , 6лет

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка», г. Губкин, Белгородская обл.

Руководитель: Толмачева Елена Вячеславна.

Тема проекта: Колокола и колокольчики в нашей жизни.

Актуальность выбранной темы связана с желанием как можно больше узнать о колокольчиках, где и для чего они применяются

Предмет исследования: виды колоколов.

Цель: провести исследование о видах колокольчиков и колоколов и поделиться информацией с детьми моей группы.

Задачи:

  1. Расширить знания о колоколах и колокольчиках.
  2. Посетить музыкальный колледж, церковь, библиотеку.
  3. Обобщить информацию и поделиться ей с детьми моей группы. 

Новизна исследования заключается в том, что собранную информацию размещу в авторской книге и подарю ее друзьям.

Гипотеза: Используются  ли колокола еще , где -то кроме церквей?

Методы исследования:

  1. Поиск и сбор информации.
  2. Посещение церкви.
  3. Анализ и обобщение полученных результатов.
  4. Прослушивание музыкальных произведений.
  5. Посещение музыкального колледжа.

Выводы: Колокола используются не только в церквях, но и в музыкальных произведениях.

На 1 сентября, мы с нашей группой пошли на экскурсию в школу, было очень интересно, но больше всего меня заинтересовал большой колокольчик, в который звонил ученик на линейке. Этот колокольчик напомнил мне цветок. Мне стало интересно, где еще в жизни людей встречаются колокольчики и для чего они нужны? Я спросила об этом бабушку, маму, Елену Вячеславну, и вместе мы стали искать ответ. В библиотеке, в интернете, в материалах энциклопедии мы нашли много интересного.

Колокольчик – необычайно красивый цветок. Но, он же не издает звук. В интернете  мама прочитала мне легенду, будто гулял по лесу один священник и размышлял о Боге. На закате солнца все вокруг озарилось золотым светом. Священник обрадовался и стал молить бога, чтобы тот послал ему

 какое – нибудь чудо. И ему почудилось, будто слышит он тихий и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, росли  на полянке . Священник вернулся домой и велел отлить из меди гигантский  цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу. Я узнала, что есть кроме цветка и школьного колокольчика церковные колокола.

С древних времен колокольный звон был частью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. В церкви звон оповещал о начале и конце служб, о свадьбах и похоронах, о начале и конце войн.

Колокола развешиваются на особой башне, называемые колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Гуляя с родителями по городу я много раз слышала, как звонят колокола в церквях и мне захотелось посмотреть, с помощью чего они звонят, и кто этим занимается. Мы поехали в Спасо-Преображенский собор, и отец Евгений показал мне колокольню и колокол, рассказал ,что звонят в колокола, специально обученные звонари.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык, как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла и называется он юбкой. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же его можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Потом мне стало интересно, как  изготавливают  колокола. Об этом я спросила у своей воспитательницы, Елены Вячеславны. Вместе мы пошли в библиотеку и на страницах книги О. Л. Князевой «Старинные русские ремесла»  нашли на него ответ.

Оказывается, колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче.

 А перед литьем нового колокола распускали какой-нибудь слух, чтобы люди в небылицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола  льют», что значит– привирают или выдумывают.        Самым знаменитым колоколом в мире остается русский Царь – колокол, который так никогда и не был поднят на звонницу.

Отлили этот колокол наши русские мастера. Однако этому колоколу не суждено было звонить. Потому , что когда Царь – колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол  был спасен, но у него откололся край.

Колокол – один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В библиотеке мы с воспитателем прочитали  о том, что колокола использовали в своих произведениях разные композиторы. И я решила узнать, для чего используется в музыке звон колоколов.

Ирина Владимировна - музыкальный руководитель нашего детского сада рассказала мне о колокольном звоне в музыкальных произведениях. С ней мы прослушали  хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, где торжественно и величественно звучат большие колокола.

В ходе исследования я поняла, что колокольный звон – это особая музыка, она заставляет сердце биться сильнее. Не всякий музыкальный инструмент может похвастаться такой силой звучания как колокол. Поэтому неудивительно то, что  колокола применяются не только в церквях, но и в различных музыкальных произведениях.

И мне захотелось посмотреть на колокола, которыми пользуются музыканты. Для этого мы с Еленой Вячеславной отправились в музыкальный  колледж. Там нам показали колокольчики,  которые звучат в музыкальных произведениях. Есть колокольчик простой и клавишный.

В музыкальном колледже я узнала, что до появления колоколов использовались билы. Да, да . билы. Это металлические доски длиной около 2 метров, по ним ударяли молотом или колотушкой. Различали два вида била – большое и малое. Малое носили в руке, а большое вешали на балке или на столбах.

Узнав много интересного о колоколах , мне захотелось самой сделать колокольчики. С Еленой Вячеславной мы решили их смастерить из соленого теста. После того, как они высохли, я расписала свои колокольчики яркими красками и подарила своим друзьям.

Проведя исследование, я сделала вывод, что колокола в России были очень нужны. Нужны они и сейчас. Они звучат не только в церквях, но и в различных  музыкальных произведениях. Еще колокольчик звенит и в школе, призывая на урок, и у рыбака на удочке, сообщая ему о пойманной рыбе.

Вывод: гипотеза о том, что нужны ли колокола и колокольчики нам сегодня нашла свое подтверждение.

Мы с родителями издали такую книжку «Колокола в старину и сегодня» я подарила ее друзьям и дарю ее вам.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/16/15348/15348_html_m6131110d.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Спички в нашей жизни». Педагог ивановская С.С

Задачи: Познавательное развитие: Расширить представления детей о спичках.Социально- коммуникативное развитие: Прививать детям элементарные навыки безопасного поведения.Физическое развитие: Разви...

Экспериментально-исследовательская работа на тему: " Вода в жизни нашей планеты"

Данная работа была представлена и выполнена воспитанником МБДОУ,  с использованием  програмы "Детство" ....

Исследовательский проект "Вода в нашей жизни" /средняя группа/

Исследовательский  проект “Вода в нашей жизни”  Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне сделать, и я пойму.Японская поговорка.Тип проекта - исследовательскийУчастники проект...

Исследовательская работа Тема: «Роботы в нашей жизни» Воспитанник: Гамбаров Тимур Рустамович Подготовительная к школе группа

  Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект. Конструкторы...

Конспект «Бумага в нашей жизни» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Конспект «Бумага в нашей жизни» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе...

исследовательская работа "Бумага в нашей жизни"

Актуальность проблемы:Проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.Цель исследования:Узнать различные свойства бумаги.Задачи:Выяснить, как изготавл...