Информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста: «Волшебная капелька»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чигирина Наталья Анатольевна

Данный материал направлен на формирование  основ культуры рационального природопользования,  экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект  интегрированного занятия

в старшей группе

 «Волшебная капелька»

                                                                                    Авторы –

педагоги ГБОУ школа №1373

ОДО №1

                                                             Усачева Т.Н., Чигирина Н.А.

Москва 2015

Задачи:

  • закрепить знания детей о  роли воды в жизни живых существ и человека;
  • обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды;
  • развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при выполнении заданий;


Ход занятия:

Ведущий: У нас сегодня необычный праздник – праздник волшебной воды. А почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море,  становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот какая она разная.

СТИХИ

«Вы узнали воду?»

И сугроб, и снегопад –

Белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка.

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда –

Это все вода, вода!

«Круговорот»

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Ведущий: Это идет к нам волшебница – Волшебница Воды. (Проходит по залу, поливает цветы, поит животных)

Волшебница Воды: Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добралась к вам. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Спасибо вам за приглашение. А что это такое?

Рассматривает выставку детских работ (Дети  рассказывают о работах, подчеркивая, что  все изображенное на рисунках – это вода)

  1. Озеро и лебеди
  2. Пруд
  3. Кувшин с водой
  4. Аквариум
  5. Подснежники

Ведущий: Ребята, а что вы знаете о воде?

СТИХ

                      «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

ПЕСНЯ «КАПЕЛЬ»

Ведущий: Ребята, а где можно найти воду в природе? Где она бывает? Где она путешествует?

СТИХИ  

«Росинка»

На тонкой паутинке
Качается росинка,
Словно бусинка на вид,
Светлая, хрустальная.
Лес зеленый отразит
Бусинка зеркальная.

«Ключевая вода»

Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит вcex!

Цветы, деревья, травы

Пьют ключевую влагу

И зеленью кудрявой

Покрыто дно оврага.

Ведущий: Набегут на небо тучки, закроют все небо. Польется сильный дождик и начнет поливать все кругом.

СТИХ                                      «Летний дождик»

Летний дождик мягкой лапкой 
Гладит овощи на грядке. 
Лишь к капусте прикоснется  
Как капуста встрепенется: 
Листья белы и сочны 
Завивает в кочаны.

Просят лук и сельдерей:
- Напои нас поскорей!  
К струйкам тянется горох:
- Без воды я весь засох!

Благодатный дождик теплый 
Жадно пьют морковь и свекла, 
И румяные томаты,       
И упругий лист салата. 
Струйки весело журчат, 
И сверкает мокрый сад, 
Оживает огород - 
Все в нем бурно в рост идет!

ТАНЕЦ «РУЧЕЕК»

Ведущий: А загадки вы умеете отгадывать?

СТИХ-ЗАГАДКА (Архип)

Много воды у нас на Земле,

Моря, океаны бушуют во мгле,

Но пить эту воду морскую нельзя,

А почему? Угадайте друзья?

Ведущий: Давайте поиграем в игру – кто больше отгадает загадок. Соревноваться будут две команды.

ЗАГАДКИ

Без нее, без нее

Нам не выстирать белье,

И посуду не помыть,

Суп и кашу не сварить.

Она нужней нам, чем еда,

И называется … (вода).

***

На земле осталась я

После летнего дождя,

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа).

***
      И звездною ночью, и солнечным днем

Лазурные волны гуляют на нем.

И пенистый бьется о берег прибой,

Он камешки точит и точит волной.  (Море).

***

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.  (Река).

***

Он слегка затянут ряской,

Струйки не бегут.

Зачарованный, как в сказке,

Старый, тихий … (пруд).

***

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим.

Рассказать мы вам хотим,

Что весенние деньки

Очень любят… (ручейки).

***

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает.

Из-под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает. (Родник).

***

Резвый парень босоногий

Пробежался по дороге.

Он прибил седую пыль,

И полил в степях ковыль.  (Дождь).

***

За деревья и кусты

Он цепляется упрямо.

На рассвете видишь ты

Клочья белого … (тумана).

***

На мне юбка кружевная, а сама я ледяная

Я кружусь, как балеринка, угадали? Я…(Снежинка)

***

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю,

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

***

В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ВХОДИТ ГРЯЗНУЛЯ

ГРЯЗНУЛЯ: Здравствуйте, я тоже  к вам на праздник пришел. Запомните, вода – мой враг. Я  никогда не умываюсь и не чищу зубы. Даже симпатичный и грязи на мне не так уж и много. Мыться – это не главное, главное – не пачкаться.

Ведущий: Ребята, давайте назовем важное правило для грязнули.

ВСЕ: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Ведущий: Скорее умывайся и оставайся с нами.

(Под музыку дети выносят тазик и полотенце. Грязнуля умывается)

Ведущий: Да, ребята, очень важно для здоровья следить за чистотой своего тела.

СТИХ                                     «Утренняя песенка»

По утрам и вечерам 
 Открываю в ванной кран. 
Я воды не пожалею, 
Уши вымою и шею. 
Пусть течет водица – 
Я хочу умыться.

Посильнее кран открыла 
И взяла кусочек мыла, 
Пышно пена поднялась – 
Смыла с рук и пыль, и грязь.

Пусть бежит водица – я хочу умыться!

Ведущий: Вода нужна не только человеку, и птицам и животным, всем кто живет на нашей планете Земля.

ТАНЕЦ «ТУЧКА»

Ведущий: Ребята, к нам в гости пришла – ВОЛШЕБНАЯ КАПЕЛЬКА. Она поможет вам ответить на все вопросы нашей викторины.

ВИКТОРИНА

  1. Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
  2. Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?
  3. Какие свойства воды ты знаешь?
  4. В каком виде может быть вода?
  5. Какую пользу она приносит людям?
  6. Зачем человеку нужна вода?
  7. Представь, что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?
  8. Какая в реках вода – пресная или соленая?
  9. Как называется самый большой океан?
  10. Где вы видели воду в природе?
  11. Можно ли пить морскую воду?
  12. Есть вода под землей?
  13. Почему высыхают лужи после дождя?
  14. Могут ли растения жить без воды?
  15. Почему пить воду из рек, озер и ручьев опасно?
  16. Где животные в природе утоляют жажду?

СТИХ                                    «Волшебница вода»

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода!

Ведущий:

Так бывает интересно

Всё на свете наблюдать,

Всё услышать и увидеть,

Всё как следует понять.



Предварительный просмотр:

Информационо-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста: «Волшебная капелька»

Аннотация проекта

По методу -  информационно-познавательный

По количеству участников - групповой

По продолжительности  - краткосрочный

Участники проекта:

- воспитанники старшей группы  (5-6 лет)

- родители воспитанников

- педагоги группы – Усачева Т.Н., Чигирина Н.А.

Место проведения:

ГБОУ Школа №1373 ОДО №1  Отделение дошкольного образования №1

Актуальность проекта

Стремительное  ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Поэтому  формирование  основ культуры рационального природопользования является  одним из важнейших направлений экологического воспитания и обучения детей.

Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к ней, стремление к сохранению и преумножению природных богатств  для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Деятельность в рамках данного проекта будет способствовать не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию.

Цель проекта

Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи

  • Познакомить детей со свойствами воды во время опытов и экспериментов;
  • Познакомить детей с различными видами водоемов и их обитателями
  •  Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека и других живых существ  планеты;
  •  Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь её
  • Знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде 
  • Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора

Ожидаемый результат

  • Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
  • Овладение несложными способами экспериментирования с водой
  • Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к водным ресурсам;
  •  Повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Развитие сплочённости коллектива.

Критерии оценки эффективности проекта 

  • -участие в проекте детей группы
  • -участие в проекте семей воспитанников
  • - выполнение всех задач проекта

Этапы работы над проектом

Этапы

работы  

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание  

(подготовительный)

Формулировка проблемы

- опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме

- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды

- создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр

- рассказы, беседы  с детьми о водных ресурсах и об их охране

- определение  цели и задач проекта

- ознакомление родителей с планом работы по проекту

- рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, книг по теме «Водные ресурсы»

- осознание и принятие детьми проблемы

- приобретение необходимой информации в группе и дома

- участие в обсуждении

- принятие задач проекта темы

2 этап

Проектировочный

-  планирование воспитательно-образовательной  работы с детьми по образовательным областям

- планирование работы с родителями

3 этап

Работа

над проектом

(практический)

«Познание», «Коммуникация»:

- рассказы, беседы

 «Знаешь ли ты, для чего нужна вода? », «Откуда в дом приходит вода?», «Зачем беречь воду? », «Как мы бережем воду дома? », «В мире воды»

.- Экспериментирование с водой в НОД 

- рассматривание иллюстраций

- работа с глобусом, картой

- досуг «Волшебная капелька»

«Здоровье», «Физическая культура»

- пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Рыбки»

- динамическая пауза

«Море», «Дождик», «На болоте», «Над водой летят стрижи»

- утренняя гимнастика  «Море волнуется…»

- организация в группе оздоровительных водных  процедур с целью закаливания организма

- подвижные игры «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Ручеек»

«Художественное творчество»

- аппликация «Лебеди на озере»,  «Пруд»

- рисование «Кувшин с водой», «Аквариум»

- лепка «Подснежники»

- конструирование «Кораблик»

- конкурс рисунка «У природы нет плохой погоды»

«Социализация»

- сюжетно-ролевые игры «Постираем белье для кукол», «Моряки», «Приготовим обед для гостей», «Морское путешествие»

-дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»,

«Ходит, плавает, летает», «Отвечай быстро», «Какая бывает вода»

-  игры со строительным материалом «Океанариум»

- обыгрывание на прогулке ситуации «Отдыхаем у реки»

-игры с водой

«Чтение художественной литературы»

- чтение рассказов, статей из журналов, газет

Б. Заходер «Что случилось с водой», С. Маршак «Водопровод», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб», Н. Заболотский «На реке», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Снегирев «К морю», Б. Заходер «Течет река», И. А. Бунин «Сказка о дожде», Н. Павлова «Путешествие капелек с воздухом», Я. Аким «Где живет вода». В Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная», С. Сахаров «Кто в море живет?», Г. Люшина «Капелька», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»

- организация выставки книг, журналов  о водных ресурсах

- заучивание стихотворения     Н. Рыжовой «Вода»

-  конкурс  загадок

Взаимодействие с семьей

- помощь родителям в определении источников информации

- знакомство родителей с ходом работы над проектом

- оформление стендовой информации «Как  заучивать стихотворение», «Как помочь ребенку найти информацию?» 

-   консультации для родителей: «Закаливание водой»;

- помощь в оформлении индивидуальных проектов

-домашний просмотр мульфильма «Заяц Коська и Родничок», «Капитошка»

- поиск необходимой информации дома (поход в библиотеку, чтение книг, журналов о водных ресурсах рассматривание иллюстраций)

- создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме

- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы

- подбор песен, лексического материала (стихи, загадки)

- совместное создание плаката «Бережем планету вместе»

-прослушивание ауди-записи «Шум воды»

4 этап

Презентация проекта

(заключительный)

Представление результатов

- открытый показ  для  воспитанников других групп ОДО «Волшебная капелька»

- показ родителям презентации  проектной деятельности

- выступления детей по теме проекта

5 этап

Аналитический

- анализ выполнения проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир искусства»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Волшебный мир искусства»...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная водичка"

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Де...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир бумаги"

Проект для детей старшего возраста  по развитию исследовательской активности детей старшего возраста посредством экспериментальной деятельности  «Волшебный мир бумаги»...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная капелька"...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир шахмат"

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только интеллектуальный. Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современ...