Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Максина Юлия Владимировна

Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_maksina_yu.v2.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №183 города Тюмени

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

по познавательному развитию

"Путешествие на Северный полюс"

старшая группа

        Автор: воспитатель

       Максина Юлия Владимировна

Тюмень 2016 г.

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию"Путешествие на Северный полюс"

 Цель:Ознакомление детей с особенностями природных условий крайнего севера.Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.

Задачи.

Познание:   формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их поверки.

Социализация: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Коммуникация:   развитие диалогической речи.

Безопасность: закрепить правила безопасного поведения при морозе.

Чтение художественной литературы: учить передавать выразительно текст стихотворения.

Предварительная работа:

Чтение книги: Колпакова О.В. Северные чудеса. – М.: изд-во «Белый город», 2005.
В.П. Катаев «Цветик - семицветик» - М.:изд. «Детская литература», 1987г.

 Видеофильм: «На северном полюсе»

Рассматривание фотографий о Северном крае.

Материалы к занятию:Карточки лотос изображением диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж); карточки лото с изображением леса и скотного двора;Глобус. Цветик-семицветик,  иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера.Фотографии зимней природы. Столы, покрытые белой тканью (льдины). Глобус. Электрическая гирлянда.

Оборудование: для опыта (смотри занятие), магнитофон.

Методические приёмы: беседа, вопросы, указания, поощрение, объяснение, анализ. Работа с   картами, игровые приёмы, сюрпризный момент.

ХОД НОД.

1. Вводная беседа.

1 часть. Введение в игровую ситуацию –игра: «Лото животных» (4 мин.)

(Дети становятся вокруг больших карт)

Ведущий – воспитатель. Дети  становятся  вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются маленькие карточки с животными леса ( волк, медведь, лиса, белка…) и скотного двора( корова, овечка, лошадь, кот…) и тюленя.

 – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в  «Лото животных». Распределим животных на скотный двор и животных леса. (игра идет гладко до появления карточки с тюленем).

Затруднение в игровой ситуации (3 мин.)

Дети в затруднении– тюлень не похож ни на одно знакомое животное:                                                  – куда же мы поместим эту карточку? Кто это? ( Это животное не может жить на  скотном дворе – оно дикое, не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде.)                  Решение – отправление тюленя на северный полюс -как ответить, помогает принять воспитатель, если дети не ответили.

  –Ребята, а давайте отправим тюленя к себе на северный полюс... при помощи цветика-семицветика.    

- А вы хотите тоже побывать на Северном полюсе?– Что бы вам хотелось увидеть на  Севере? (Ответы детей)
– Что бы вы хотели узнать нового?
– Ребята, а что бы вы взяли с собой?
– Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты? 
(Надо тепло одеться).
– Почему вы решили, что надо тепло одеться? 
(На Севере очень холодно).
– Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? 
(Надо рассмотреть карту)
– Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет? 
(На Северном полюсе кругом снег и лёд).
– Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней? 
(Можно).
– Почему вы так решили? 
(Потому что там много льда и снега).
– Все ли готовы к путешествию?

Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан":
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.

Дети имитируют одевание и садятся на ковёр.

2. Основная часть. (6 мин)

1.Путешествие на северный полюс.


Воспитатель: давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем что же это такое - северный полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток. (Белого). Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли.

Ребенок читает стихотворение

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через ... ,
Возвращайся, сделав ... .
Лишь ... ты земли –
Быть по-моему  вели.. .

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.

Дети переходят к след.столу (льдине).

2. Северный полюс.

Воспитатель: Зимой здесь часто бушуют метели,  свирепствуют  морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги). 
В это  время  солнце  долго  не  показывается над линией горизонта.

Длится полярная ночь. Только бледный свет  звёзд  да  луны,  а  иногда  полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Вот   как   описывает   полярное   сияние   один   путешественник: 

 "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный   занавес.   Крупные,   чёткие   складки   украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь,  проносились   по   нему   с   одного   края   до   другого. Отдельныеполотнища   занавеса   ярко   вспыхивали   и   тут   же   бледнели".
         

 

Дети рассматривают северное сияние на картине.(включена электрическая гирлянда).

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. 
В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. Здесь ничего не растет.

3.Животные северного полюса.  
Воспитатель:

-Вот здесь мы с вами и оставим тюленя.

Как ни сурова природа Северного Ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. (Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса около другого стола).
- А чем же питаются моржи и тюлени? 
Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу? 
Птицы. На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.
 В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи  базары.

Есть такая птица – ГАГАРА. Они плавают по воде очень хорошо, а по суше им ходить не удобно. Чтобы взлететь  гагара как-будто разгоняется по воде.

Д/У «Медведи» (по ролям)

Инсценировка.
- На арктическом обеде обнимал медведь медведя.
- Ты бы брат полегче что ли.
- Сам полегче, ты, медведь! Нету сил моих терпеть!
- Посмотрите, наш бурый мишка совсем замёрз. Как же его вернуть обратно в лес. Ему уже пора спать в берлоге?

- Давайте отправим бурого медведя к себе домой. (Дети дарят лепесток)

Чтение стихотворения

Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться,
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.

Но главный житель северных просторов это белый медведь.

– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Впадает ли он в спячку? 
(Ответы детей).
– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
– Чем же питается белый медведь? 
(Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? 
(Он хорошо умеет плавать).
Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. 
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за 
рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Физкультминутка (1мин.)

«Белый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится (Руки через стороны вверх, покачивания руками над головой.)

И на землю тихо

Падает, ложится. (Присели, руки опустили на пол.)

И под утро снегом (Встали, покружились на месте)

Поле забелело, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Точно пеленою

Все его одело. (Присели, руки опустили на пол)

Игровая ситуация(3 мин.)

 Давайте понаблюдаем  за белым медведем, который плавает в море.(Подходим к другому столу) ( В большой таз налить воды и положить фанеру – это льдина. На середине льдины лежит тюлень.) Вот белый медведь подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя.

– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?

Исследовательская деятельность(3 мин.)(Переход к след.столу)
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее.

- Что вы заметили?( Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.)

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? 
(Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? 
(Шерсть пропитана жиром). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Игра «Чья, чей, чьи?»(3мин.)

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных отсуществительных).

Ход игры.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ...

У моржа бивни (чьи? какие?) ...

У оленя рога (чьи? какие?) ...

У пингвина клюв (чей? какой?) ...

 

3. Заключительная часть. (2 мин.)

– Что-то я очень замёрзла. Не пора ли нам возвращаться в детский сад?

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.                                                                          –Нам нужно возвращаться.

Ребенок читает стихотворение

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через ... ,
Возвращайся, сделав ... .
Лишь ... ты земли –
Быть по-моему  вели.. .

Вели, чтобы мы оказались на дома.

( Дети имитируют возвращение в детский сад)

-Где мы с вами сегодня побывали?

-Покажите на глобусе, где находится северный полюс?

- С кем познакомились?

-Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?
-Понравилось вам наше путешествие?

-Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северный полюс, северное сияние.

Литература:

1. Вахрушев А.А, Кочемасова Е.Е. «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. – М.: Баласс, 2011

2. Рыжова Н.А «Наш дом - природа» Программа экологического образования дошкольников – М.: ИСАР, 1998

3. Рыжова Н.А «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет (раздел «Природа»0 М.: 2006

4. Рыжова Н.А «Ребенок и природа» (Справочник для родителей будущего первоклассника).М: АСТ, 19

5. «Поговорим о природе» - Дошкольное воспитание №7, 2000

6. Вахрушев А.А, Кочемасова Е.Е. «Здравствуй мир!» Часть №3,Пособие по ознакомлению с окружающим миром. Баласс, 2011

7. Под науч. Ред. О.В.Чиндиловой. Образовательная система «Детский сад 2100» -М.: Баласс,2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в подготовительной группе Тема: «Весеннее пробуждение (Обобщение)»

Программные задачи:Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.Словарная работа: Расширять и уточнять знания детей об окружающе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опаснос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе«Путешествие по русским народным сказкам»              ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (подготовительной к школе группы)

Конспект занятия по познавательной развитию (подготовительной к школе группы)«Мой любимый уголок» Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Конструирование и ручной труд»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...