Экологический проект на тему: "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) и проведя индивидуальные беседы, выяснила, что не все ребята могут правильно назвать  птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Поэтому я  решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о зимующих  птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim_ptits.docx549.83 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

на тему:

«Зимующие птицы» 

Подготовила:

Казакова Н.В.

Железногорск  2015

Экологический проект  на тему: «Зимующие птицы».

 1. Авторы проекта: Казакова Наталья Васильевна.

2. Продолжительность проекта:  краткосрочный.

3. Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.

4. Тип проекта: познавательный.

5. Участники проекта: воспитатели группы, дети 4-5 лет, родители.

6. Актуальность проекта:

Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) и проведя индивидуальные беседы, выяснила, что не все ребята могут правильно назвать  птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Поэтому я  решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о зимующих  птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

7. Цель проекта:

- сформировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи  с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц, бережного отношения к ним. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

8. Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у детей начальные представления о зимующих птицах, особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.

Развивающие:

- развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

9. Название и форма проведения итогового мероприятия: Познавательное развитие «Зимующие птицы».

10. Продукты проекта:

- альбом «Зимующие птицы»;

-  макет дерева;

- модели зимующих птиц (синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, воробей);

- аудиозаписи с голосами птиц;

-  оформление группы;

- презентация «Зимующие птицы»;

- выставки детских рисунков по теме, поделок;

- дидактические игры;

- шапочки-маски для подвижных игр и инсценировок;

- рекомендации для родителей;

-серия  иллюстрации по теме;

- статьи.

11. Ожидаемый результат по проекту:

От детей:

- сформированы элементарные представления о зимующих птицах;

- сформированы представления о правильных способах взаимодействия с зимующими птицами;

- развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).

От родителей:

- повысился уровень экологической воспитанности родителей;

- привлекали детей к наблюдениям за птицами, к совместному труду в природе, заботе о птицах.

От педагогов:

- вели активную работу по экологическому воспитанию детей;

- использовали различные формы работы, интеграцию образовательных областей;

- распространяли и обобщали опыт;

- совершенствовали технику проектной деятельности.

12. Этапы реализации:

    12.1 Подготовительный этап:

- сбор информации о зимующих птицах нашего края;

- подготовка макета дерева и моделей зимующих птиц (синица, воробей, голубь, снегирь, дятел, сорока);

- изготовление  шапочек–масок с изображением  зимующих птиц;

Методическая литература:

1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного  возраста. М.,2004.

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.,2002.

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

4. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

6. Уланова Л.А., Иордан С.О.  Методические  рекомендации  по  организации и  проведению  прогулок  детей 3-7 лет. – М.:  «Детство-Пресс», 2008. 

7. Филиппова  Т.Г.  Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. – М.: «Детство -Пресс», 2013.

8.  Г.В.Лаптева.  Организация совместной  деятельности с детьми  раннего возраста  на  прогулке. – СПб.: «Детство- Пресс», 2011

 

12.2  основной этап

Работа с детьми

1. Наблюдение за птицами на кормушке: синицей, сорокой,  снегирем, воробьем, голубями, их внешним видом и повадками. Наблюдение за поведением птиц на участке, рассматривание и сравнение следов птиц на снегу.

2. Беседы:

- ознакомительные беседы о снегире, синице, дятле, воробье, голубе, сороке;

- «Что мы знаем о зимующих птицах»;

- «Почему зимующие птицы не улетели в теплые края»;

- «Польза, приносимая птицами»;

- «Как живут наши пернатые друзья зимой»;

- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Цель: дать представление о зимующих птицах (снегире, синице, сороке, дятле, воробье, голубе, вороне), их  внешнем виде, повадках, среде обитания.

1.Снегирь.

На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев-снегирей!

-Скажите, какого цвета голова у снегиря, брюшко, спинка, хвост?(ответы детей).

- Правильно вы все сказали. Эта птица мелких размеров, чуть больше воробья. Голова сверху вокруг клюва и глаз — чёрная, как будто «шапочка» надета. Крылья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Щёки, шея снизу, брюхо и бока — красные.

Летом снегири живут в густых лесах, а зимой прилетают в города и села, ближе к жилищам людей.

- Как вы думаете, почему зимой птицы переселяются ближе к людским жилищам?

- А вы знаете, чем питается снегирь? (ответы детей)

Питается снегирь семенами, почками, ягодами в частности рябиной. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Городские снегири не прочь полакомиться и гречкой, пшеном, которые они находят в кормушках, развешенных людьми. Принято считать, что снегирь является символом счастья и богатства.

- А знаете, что снегирь и петь умеет!

 Пение снегирей негромкое. Позывка (так называют их песню, она несет информацию) громкая — «уии — уии», «фю» — «фью».

Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже.

Весной снегири строят гнезда в лесу.

- Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (ответы детей).

Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягким материалом – мхом, шерстью, волоском, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста.

 В народе говорят, что если:

Снегирь запел – быть вьюге.

Снегирь сидит долго неподвижно – быть сильным холодам

C:\Users\admin\Desktop\bullfinch-bird-male-nest-chick-eggs-1.jpg

2.Синица.

Скачет шустрая синица, 
 Ей на месте не сидится. 
 Прыг-скок, прыг-скок, 
 Завертелась как волчок.

-Посмотрите на картинку. Скажите, какого цвета у синички голова, брюшко, спинка, хвост? Какой у нее клюв?  Какого она размера?  (ответы детей).

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки, спинка – желто-зеленая. Она любит петь зимой и весной. Синица поет на разные голоса: «тень-тень…», «тинь-тинь…», «си-си…».

 Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

- А вы знаете, чем питаются синицы?

 Синицы являются подвижными и ловкими птицами. Они лазают по веткам деревьев, обшаривая все трещинки в поисках своей излюбленной пищи – насекомых и их личинок. В зимний период синицы переходят на растительный корм, поедая рябину и другие ягодки, а также лакомясь семенами из кормушек. Но самым излюбленным лакомством синицы является несоленое сало.

- Как думаете, нужны ли нам синицы? Для чего? (ответы детей).

Эти пернатые создания оказывают незаменимую пользу паркам, лесам и садам. За сутки они поедают количество насекомых, равное своему собственному весу.

- Давайте подумаем над поговорками о синице.

1)Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2)Не велика синичка, а тоже птичка.

3)Мала синичка, да коготок востёр.

4)Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.

C:\Users\admin\Desktop\snegir.jpg

2.Синица.

Скачет шустрая синица, 
 Ей на месте не сидится. 
 Прыг-скок, прыг-скок, 
 Завертелась как волчок.

-Посмотрите на картинку. Скажите, какого цвета у синички голова, брюшко, спинка, хвост? Какой у нее клюв?  Какого она размера?  (ответы детей).

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки, спинка – желто-зеленая. Она любит петь зимой и весной. Синица поет на разные голоса: «тень-тень…», «тинь-тинь…», «си-си…».

 Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

- А вы знаете, чем питаются синицы?

 Синицы являются подвижными и ловкими птицами. Они лазают по веткам деревьев, обшаривая все трещинки в поисках своей излюбленной пищи – насекомых и их личинок. В зимний период синицы переходят на растительный корм, поедая рябину и другие ягодки, а также лакомясь семенами из кормушек. Но самым излюбленным лакомством синицы является несоленое сало.

- Как думаете, нужны ли нам синицы? Для чего? (ответы детей).

Эти пернатые создания оказывают незаменимую пользу паркам, лесам и садам. За сутки они поедают количество насекомых, равное своему собственному весу.

- Давайте подумаем над поговорками о синице.

1)Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2)Не велика синичка, а тоже птичка.

3)Мала синичка, да коготок востёр.

4)Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.


3. «Лесной доктор - дятел».C:\Users\admin\Desktop\i_48213.jpg

Дятел - врач лесного царства.

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели!

- Рассмотрим дятла. За ствол дерева он держится сильными лапками, с острыми коготками. А коротким хвостиком он упирается в ствол. Сам дятел пёстрый, головка круглая, шапочка на голове красная. Острым клювом он стучит по дереву, а длинным языком вытаскивает разных жуков и червяков из-под коры. Это полезная птичка. Птица – доктор. Он лечит деревья в лесу от вредных насекомых.

-  Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Хвост у дятла, какой? - Короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- На голове что есть? - Красная шапочка.

- А знаете ли вы,  чем питается дятел? (ответы детей).

- Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. Дятлы умеют отлично находить спрятавшихся под кору деревьев короедов и древоточцев зимой. Зато, обнаружив сильно пораженную короедом ель или сосну, дятел меткими ударами клюва может ошкурить ствол целиком - от макушки до основания. Часть обнаруженных личинок съедает он сам, частью лакомятся другие птицы, а оставшиеся личинки вредителей погибают от холода. Именно поэтому дятла нередко называют "санитаром леса".

Однако насекомые — не единственное блюдо в зимнем меню дятлов. Чем питается дятел зимой еще, кроме личинок короеда и других букашек? С удовольствием и большим мастерством эти красивые птицы расклевывают шишки сосен и елей, добывая из-под чешуек вкусные семена. Причем для обработки этого лакомства дятел делает себе так называемую "кузницу" (см. рис.1).

В качестве станка для шишек птица может использовать удобную развилку ветки, или же выдолбить в стволе специальное отверстие. Шишка крепко зажимается в станке, и дятел методично выклевывает семечко за семечком. Обычно под "кузницей" дятла собирается целая кучка ободранных шишек. Конечно, дятлы посещают и кормушки, устроенные человеком для зимующих птиц. Могут расклевать выставленный за окно пакет с продуктами и даже покопаться в мусоре в поисках пищевых отходов.

 При этом птицы никогда не раздалбливают здоровые деревья.

Дятел в лесу летает с большой неохотой, но если приходится, тогда порхает очень быстро благодаря выносливости и силе крыльев. Этой птице больше нравится перелетать с одной ветки на другую.  Основную часть своего времени ползают они по стволам с удовольствием. Дятел ползает не только вверх, но и вниз головой, прекрасно при этом себя ощущая.

В апреле месяце дятел останавливает свой выбор на каком-либо (нередко слегка погнившем) дереве и начинает «заниматься строительством» — выдалбливать себе гнездо. Выстукивать он может без устали по несколько часов в день. Выдолбленные дятлом-работягой дупла в дальнейшем становятся пристанищем других птиц.

C:\Users\admin\Desktop\woodpeckers_workshop.jpg

«кузница дятла» рис.1

C:\Users\admin\Desktop\дятел-1.jpg

4. Воробей.

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит 
воробей!

-Какого размера воробей?

-Давайте расскажем по картинке о его внешнем виде (ответы детей).

Правильно вы все сказали. Воробей - самая многочисленная птица в мире. Характер этой птицы – назойливый, вороватый, а также хитрый и смелый. Оперение самки менее контрастно, чем самца. Самец отличается от самки наличием большого черного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а так же темно – серым (а не темно – бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо –желтая полоса. Воробей прыгает, ходить не умеет. Хорошо летает. Если чувствует опасность, то мгновенно улетает. Воробьи летают в большей степени стайками, на небольшие расстояния.

Воробей неприхотлив в еде. Он ест и семена растений, и хлебные крошки, и частички овощей. Он склевывает почки с фруктовых деревьев, а иногда ест и семена зерновых культур.

Место для гнезда воробей выбирает под крышами, в стогах или в грудах веток. Если воробей не находит подходящего для гнезда места, то устраивает его в кустах или кронах деревьев, на обрывах или в стенах строений. Воробей очень дружелюбен, за исключением периода гнездования.

Выражение «воробьиное гнездо» является синонимом беспорядка. В гнездах

этих птиц можно обнаружить различный мусор: кусочки бумаги, лоскутики и

множество перьев. 

Люди сложили много пословиц о воробье.

  • Воробей и на кошку чирикает.
  • Воробей торопился, да невелик родился.
  • Где просо, там и воробей.
  • Нет той веточки, чтоб воробей не сидел.
  • И воробей не живёт без людей.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Давайте подумаем над их смыслом (ответы детей).

5. Голубь.

Протянула я ладошку-

На ладони хлеба крошки.

Прилетали голубки,

Смело брали хлеб с руки.

Голубь — это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья.

Голуби могут жить не только на воле, то есть на улицах города, в лесу, скалах, но еще и у человека. Человек строит птицам хороший дом — голубятню или клетку. Люди, которые разводят голубей, называются голубеводами. А вот городские голуби живут под крышами домов, на чердаках или строят себе гнезда на деревьях.  

Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. А в городе -  все, что найдут съедобного на улице. Городским птицам очень тяжело зимой, потому, что вся еда осталась под снегом — поэтому так важно кормить птиц зимой. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища.

У голубей есть своя территория, где они в основном обитают, и если унести голубя оттуда, он постарается вернуться в привычные места.

 - А вы знаете, что голубей называли «почтальонами». Раньше они разносили почту. Домашнего голубя брали с собой в дальнюю дорогу, а если нужно было написать письмо домой, то к его лапке привязывали письмо, свернутое в трубочку, и отпускали. Голубь прилетал домой вместе с письмом.

Голуби — очень хорошие родители. Самец и самка вместе кормят своих птенцов, а если один из родителей погибает, то второй прилагает все силы, чтобы вырастить потомство, хоть ему и приходится в два раза тяжелее. Так что птенцы обычно выживают. C:\Users\admin\Desktop\3bab4017ede2684097b67b854379fabc.jpg

- Знаете ли вы, какие звуки издают голуби?  

-  Как ласково можно назвать голубя?

- Кого ещё так называют?

Голубя считают символом мира и любви.

- Давайте выучим с вами стихотворение.

Голуби, - цвет чистоты!

 Голуби, - знак красоты!

Голуби, - мир для души!

Голуби, - птицы любви!

Голуби, счастье несите,

Радость и мир на Земле всем дарите!

С Вами в полете, в душе Благодать,

Хочется с Вами и нам полетать!

- Давайте вместе подумаем над пословицами и поговорками  о голубях:

К недоброму человеку и голубь не летит.

Взлетел орлом, прилетел голубем. 

Будет в голубятне корм – и голуби слетятся.

Живут как голуби, а дерутся как коты.

6. Сорока.

- Давайте рассмотрим рисунок. Какого цвета у сороки бока, крылья, голова? (ответы детей).

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Характерно и своеобразно её гнездо - большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Гнездо чаще всего находится высоко от земли в кроне дерева, а если деревьев мало - ниже, в кустах. Как правило, сороки строят несколько гнёзд, а потом выбирают одно, в котором и гнездятся.

Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких животных, но и разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки.

Сорочий голос - громкое стрекотание - известен каждому. Это своеобразное лесное радио, оповещающее жителей леса о разных событиях.

Заметит сорока лису, волка или другую опасность - поднимет тревожный крик. Хищник движется по лесу - и сорока за ним. Перелетает по верхушкам деревьев, продолжая стрекотать. А появится в лесу человек, и о нем оповестит все лесное население. Ведь сорока воспринимает человека в лесу как врага - что ж, нередко люди этого заслуживают.

Гнезда сороки обычно устраивают невысоко над землей. И только там, где слишком многолюдно, вынуждены селиться повыше. У  сороки гнездо с крышей и низко. Сороки вдвоем начинают возводить гнездо со второй половины апреля и успевают построить его меньше чем за неделю. Вблизи основного гнезда птицы возводят дополнительное. В нем ночуют взрослые сороки.

Стихотворения о зимующих птицах

Н.Рубцов «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

Агния Барто

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

«Синица»
Скачет шустрая синица, 
 Ей на месте не сидится. 
 Прыг-скок, прыг-скок, 
 Завертелась как волчок. 

«Ворона».

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны 

И от холода нет обороны...

С.Маршак.

« Где обедал воробей?»

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Саша Черный

 «Воробей»

Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -
Видишь, хлебца накрошил...
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить...
Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.

А. Я шин

 «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло.

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

  
  М.Пляцковский «Снегирь»
Снегирь сидит на ветке,
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной,
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —  
Синие ковбойки.

 А.Чепуров

«Трудно птицам зимовать»
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил,
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую.

Т. Евдошенко

«Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их больше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых, 

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи, 

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды, 

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

 Ю. Никонова

 Тридцать градусов мороза.
Всё кругом белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.

Т.Шорыгина

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.

Николай Асеев

«Снегири»
Тихо-тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы;
Я тебе до конца описать не смогу,
Как они и бедны и красивы!

Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,—
Без кормежки прожить не шутки!—
Пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке.

Тихо-тихо сидят на снегу снегири —
На головках бобровые шапочки;
У самца на груди отраженье зари,
скромно-серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за другой
По своей подкрапивенской улице;
Небо взмыло над ними высокой дугой,
Снег последний поземкою курится.

И такая вокруг снегирей тишина,
Так они никого не пугаются,
И так явен их поиск скупого зерна,
Что понятно: весна надвигается!

М. Борина
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек 
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!

М. Львовский

Клевали голуби пшено,
Какое вкусное оно,
И есть они хотят опять,
И только сытым не понять!
Вы не гоните голубей,
Им лучше дайте отрубей,
Попить водицы им налей,
И сразу станет веселей!
Когда идёшь ты на прогулку,
Возьми с собой кусочек булки,
Будь добрым, корма не жалей,
Любите, дети, голубей!
Скоком-боком, боком-скоком
Ходит галка мимо окон,
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.

В. Черняева

У сороки дел немало.
Целый день она порхала
от веранды к огороду,
стрекотала про погоду:
«Будет дождь, дождь, дождь…
Просто дрожь, дрожь, дрожь…»
Поклевала хлебных крошек, 
погоняла вредных мошек,
за сараем на шестке
отдохнула в холодке.
Пять подружек – пять сорок
прилетали в гости в срок.
Пошумели в дружном хоре
с воробьями на заборе,
Подразнили кошку Мурку,
сбросив ей на нос кожурку.
Возле грядок у пенька
поклевали червяка,
Гусеницу-желтобрюшку
и размоченную сушку.
Вот и туча, словно блюдо,
подкатила ниоткуда.
Там холодная вода.
Разлетайся кто куда! 

* * *

Не избавится сорока
От ужасного порока —
Ищет мелочи везде,
Прячет в собственном гнезде.
И чего там только нет!
Ключик маленький, браслет,
С ярким камешком серёжка,
Медальон, значок и брошка,
С позолотою заколка.
А всего предметов сколько?

Рассказы

о

птицах

В.Чаплина и Г.Скребицкий

«Чем дятел зимой кормится».

  Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел. 
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. 
   А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? 
 Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится. 

«Кто как зимует».

   Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег.
 Январь - самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть - глядишь, и опять стемнело.
 Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки - так и смотрят, чем бы им поживиться.
 Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку - и прочь улетят.
  В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
  Звери лесные в теплые норы забрались.
Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
  Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

«Посмотри вокруг».

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки. 
Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А если дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать смогут. Его сразу из всех птиц узнать можно - грудка у него ярко-красная, а на голове, будто чёрная бархатная шапочка надета.
Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, - будут каждый день прилетать. А ты заметь, какие птицы прилетают.
Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?
Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост, чёрные и на груди - словно чёрный жилетки.
А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
И кричат вороны и галки совсем по-разному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр…" А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их, поэтому галками и прозвали.
Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка - как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, - выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки - такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч - последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

«Перелётные птицы»

Птицы — непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам - сделаешь кормушку, насыплешь немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим спасёшь не одну птичью жизнь.

«Воробей».

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий!

А папа говорит:

- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, - он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

- Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

- Плохо ты ещё летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

«Сорока»

Кого сорока увидит — стрекочет.

 Что плохо лежит — она тут как тут.

 Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.

 И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:

 «Я вижу!

 Вижу!

 Вот он где!»

 Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он — туда и она.

 Он по полю — сорока над ним стрекочет:

 «Я тебя вижу!

 Я тебя вижу!

 Не беги — догоню,

 Не ешь — отниму!»

 Вот она какая, сорока!

 Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.

 А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.

 Кто побольше, тот их и обидит.

 Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.

 Хочет пообедать.

 «Квох!

 Квох! — крикнула тетёрка. —

 Враг близко!»

 Глядит, глядит сорока — ни одного цыпленка не видит. Нет никого!

 Некого хватать!

 Некого глотать!

 Рассердилась:

 «К-как это так!

 К-ак это так!»

 Тут налетела на неё тетёрка и погнала прочь.

 Отогнала.

 Вернулась, квохчет:

 «Квох!

 Квох!

 Нет врага близко!»

 Все и вылезли, кто откуда: кто из-под шишки, кто из-за сучка, кто из ямки, кто из-за бугорка. Целая компания из-под пенька.

 Улетела сорока от тетёрки, почистилась. И снова поглядывает — слушает. Не идёт ли кто? Нет ли где еды? Нельзя ли у кого чего отнять-отобрать?

 Порявкивает медведица. Не слушают её мишки. Балуются. Один по луже бьёт лапами — брызги летят. Мишке это нравится. Другой на калину залез, качается, как на качелях.

 Сорока тут как тут и кричит:

 «Вижу!

 Вижу!

 Вы что делаете?»

 Сразу медведица замолчала.

 А мишки испугались. Глупые, а понимают: пока рычала, ворчала медведица — никакого врага не было. Можно было баловаться. А замолчала — значит, прятаться надо.

 Мишка — из лужи, мишка — с калинки, и поскакали в чащу, где погуще, пока сорока от них не отвязалась.

 Волчонкам волчица принесла еду.

 Каждый еду к себе потянул.

 Ворчат-рычат.

 А сорока сверху как закричит:

 «Я всё вижу!

 Отдай!

 Я вижу!»

 Волки врассыпную, кто куда.

 А волчица от сороки не таится. Сорока над ней стрекочет; не понимает сорока, что волчица нарочно не прячется. От волчат её отводит.

 Волчонки тем временем вернулись, добычу съели, сороке ничего не оставили.

 Рысь ползёт к куропаткам. А они клюют, кормятся, ничего не замечают.

 К ним сорока прилетела. Интересно ей, что эти куры клюют. Шевельнулся кто-то в кустах.

 Взлетела сорока на ёлку и видит — подкрадывается к куропаткам зверь.

 «Вижу!

 Вижу!

 Я тебя вижу! Вот он где!»

 Куры услыхали, на крыло поднялись. Рысь прыгнула, да так никого и не ухватила. Чует пёс козий след, хочет коз отыскать и словить. А сорока тут как тут — стрекочет: «Вот он! Вот он!»

 Услыхали дикие козы сороку — и ходу! Гнался за ними пёс — не догнал.

 А сорока снова слушает, выглядывает — нет ли где еды-добычи?

Николай Сладков

«Сорока и Воробей».

- Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего это ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а тебя прорвало - орёшь и подскакиваешь!

- Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик-чирик!

«Сорока и Снегирь»

- Эй, увалень, как звать-то тебя? Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел? Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

- Не-е, не воды - рябины. От удовольствия онемел!

«Тайна чёрного дятла»

 Чёрный дятел - желна - большой дятел, с ворону. А носище у него что твоё долото. Дерево рубит - только щепки летят. И немалые: то с карандаш, а то и с пенал.

Однажды желна за два лета целую лесную сторожку в щепки разбил. Что и говорить, дятлов нос - инструмент завидный. Бывает, в свежем дереве дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт. Да и не в какой-нибудь там рыхлой осине, а в узловатой ёлке, да у самого корня: топором стукнешь - топор отскакивает! Не дятел прямо, а лесоруб.

Если о дятле просто по дырам судить, то получится, что желна лесу враг. Но если к дырам внимательно приглядеться, то поймёшь, что не враг он лесу, а друг. Лесу друг и первый леснику помощник. Потому что дыры желна выбивает только в больных и заражённых деревьях. Заглянешь в дыру и непременно увидишь в глубине либо загнившую сердцевину, либо ходы муравьев-дровосеков. И хоть на вид дерево свежее и здоровое, а никуда уже не годится. Надо его скорей на дрова рубить, пока оно само не сгнило и соседей не заразило.

Настоящие лесники ценят желну. Он как безошибочный указатель. Ни один человеческий глаз не разглядит ещё, что дерево заболело, а желна уже нашёл его и пометил. И не просто пометит, а раздолбит в самом больном месте: вытащит личинок и переловит муравьев. И не было ещё случая, чтобы желна ошибся и повредил здоровое дерево.

Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового так и не могут. А желна прицепится, раза два стукнет - и будто на рентгене просветит! А бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!

Это и есть загадка желны.

Про грифа говорят, что он на метр под землю видит. Про желну можно сказать, что он "видит" сквозь дерево.

Любовь Воронкова

 «Птичьи кормушки».

Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки. Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.

- Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.

- Да ведь у нас есть кормушки возле школы!

- Птиц много, а кормушек мало, - ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!

Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.

- Я живо кормушку сделаю, - сказал Митя, - мне это недолго!

- И я сделаю! – закричал Паша.

Не прошло и двух дней, как у всех ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.


Василий Сухомлинский

                                                «Как синичка меня будит».

Только посветлеет за окном, прилетает маленькая жовтогруда птичка. То - синичка. Шапочка у нее черно-бархатная, щечки беленькие. На зеленовато-серых крылышках каждое перышко будто кисточкой нарисована. Синичка стучит острым клювиком в заплаканную стекло. Заглядывает агатовим оченятком в комнату. Рассветает, я поднимаюсь с кровати, выношу кусочек несоленого сала. Синичка клюет сало и поет: «Пинь-пинь». Это она говорит: «Спасибо, завтра утром я снова прилечу».

«Почему плачет синичка».

 В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле девять.

Около дома рос тополь.

— Сделаем на тополе качели,— сказал Миша.

— Ой, как хорошо будет качаться!— обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт.

— Смотри, Оля, синичка тоже радуется, — говорит Миша.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.

— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.

— А почему же она плачет? — удивился Миша.

— Подумай почему.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и задумался, почему же она плачет.

Загадки о зимующих птицах

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.
(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Птичка-невеличка.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.

(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...

(Воробей)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ...

(Сорока)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. 

(Голубь)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?

(Воробей)

Эти птицы рядом с нами-

Мы зовем их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город…

(Голубь)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее…(сорока)

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала,
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ....

(Синичка)

 Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …
(Синицы)

По лесам, садам летаю,
Мушек, мошек собираю,
И личинок, и жучков
Короедов, червячков,
А зимою на дорожке
Собираю часто крошки.
Я весёленькая птичка,
И зовут меня

(Синичка)

Грудка ярче, чем заря.

У кого?
(У снегиря) 

Меня сизокрылым,
Все с детства зовут.
Как символа мира,
И любят, и чтут.
(Голубь) 

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. 
(Голубь)

Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
(Голубь)

Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятлы)

Продолбит в стволе дупло,
Здесь зимой всегда тепло,
А еда любой порой,
Возле дома под корой!
(Дятел) 

"Врач" для сосен и берёз,
Крепче стали острый нос,
Съест вредителей в коре,
И в мороз, и при жаре!
(Дятел)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглушает крону клёна
Своим пением …
(Ворона)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. 
Кто она? … 
(Ворона)

Дидактические игры и упражнения

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
А на ветках птицы:
Воробей, сорока,
Голубь и синица,
Дятел и снегирь.
Зимуют у нас эти 
Чудные птицы.

Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.

Игра «Скажи кого нет?»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)

Игра «Кто как голос подает?»

Отвечай, да поскорей
Кто, как голос подает?

Цель: расширять словарный запас детей.

Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит, голубь – воркует,  дятел - стучит.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай –
Да словечко приласкай.

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк, голубь – голубок, сорока – сорокушка.

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ:
Кто-то знает, кто-то нет!

У сороки белые бока, поэтому ее называют ... белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная, ... красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.

2 вариант: «Объясни словечко»

Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.

Воробей маленький, а голубь – большой.
У синички хвост короткий, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.

Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»

Чья у птицы голова?
Подскажи скорей слова

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

У сороки - сорочья, у воробья – воробьиная и т. д.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного:
Был один, а станет много

Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Воробей – воробьи – воробьев, сорока – сороки – сорок,
Синица – синица – синиц, снегирь – снегири – снегирей,  дятел – дятлы – дятлов.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь, синичка дятел, сорока)

Игра «Сравни птиц с людьми и животными»

У человека – дети, а у птицы – птенцы.
У человека – нос, а у птицы – клюв.
У человека – ноги, а у птицы – лапы.
У животного – шерсть, а у птицы – перья.

Игра «Что умеют делать птицы?»

Цель: активизировать глагольный словарь детей.

Сорока (летает, стрекочет, прыгает, клюет…)
Воробей, синица, дятел, снегирь, голубь.

Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.

Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.

Цель: учить составлять описательный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему " Зимующие птицы"

Проект составлен для детей старшей логопедической  группы....

Экологический проект на тему "Зимующие птицы"

Этот проект был отправлен на всероссийский творческий конкурс "Рассударики", номинация "Педагогические проекты". Получила диплом 3 место, номер диплома RASS - 80552...

Экологический проект На тему : «Зимующие птицы »

   Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц....

Экологический проект на тему "Зимующие птицы" в средней группе

Проект на тему Зимующие птицы в средней группе....