Деятельность как условие познания детьми социального мира.
статья по окружающему миру на тему

Винник Ольга Александровна
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx7.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Деятельность как условие познания детьми социального мира.

Выполнил:

Винник О.А

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

Совместная деятельность, считается собственного семейной школой передачи общественного навыка. Никак не в обещаниях, а в процессе малыш наблюдает и подразумевает, равно как взаимодействуют среди собою общество, которые принципы и общепризнанных мерок совершают данное связь более подходящим. Малыш содержит вероятность в ходе коллективной работы с старшими и ровесниками следить из-за ними в природных обстоятельствах. Главной чертой работы считается и подобная её о собенность. Работа содействует этому, то что в ней малыш никак не только лишь предмет обучения, влияния. Некто делается типом данного хода, даровитым стремительно принимать участие равно как в переустройстве находящегося вокруг, таким образом и в самовоспитании. Работа предоставляет чаду вероятность являться независимым в постижении общественного планеты.Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело — он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее. (В. М. Шукшин). Важным условием является и то, что деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить по меньшей мере три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей: закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей — сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности; удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней. Каждый вид деятельности — общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность — заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Важно знать эти возможности и помнить о них в процессе воспитания ребенка. С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы. К первой группе относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку входить в социальный мир в воображаемом плане. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. К первой группе можно отнести игру. Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина , Н. П. Сакулина , Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Детское изобразительное творчество, — писала Е.А. Флерина , — мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. изобразительную деятельность. Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью.

Итак, ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.  Трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

Роль наблюдения как социализирующего фактора усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, т. е. ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (совместная трудовая деятельность, участие в праздниках и др.). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются или грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребенку — принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение всегда происходит при условии взаимного желания общаться, и этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает ее и уже не является самоцелью.

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

На тему: Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре. Понятие патриотизма (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты).

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Для того чтобы уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, следует разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его зарождение, истоки (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство). Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию. Если рассматривать патриотизм через понятие отношения, можно выделить несколько направлений:, отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству. Каждое из направлений (кроме последнего) может стать содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

 

Список используемой литературы

1.        Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Издательство МГУ, 2003. -219с.

2.        Возрастная и педагогическая психология. Словарь. - М.: Академия, 2004.-359с.

3.        Выготский Л. С. Педагогическая психология. М: АСТ, Астрель - Люкс. 2002 г.

4.        Ефимкина Р. П. Детская психология: Методические указания. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2004. -168с.

5.        Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Феникс, 2004. - 249с.

6.        Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: Академия, 2004.-329с.

7.        Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

8.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -М.: Гардарики, 2004.-376с.

9.        Немов Р.С. Психология. - М.: Феникс, 2003. - 640 с.

 10.        Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию(ОО «Познание») и социальному миру(ОО «Социализация») по теме: «Праздник сластёны»

Задачи:    ·        Закрепить представление о профессии кондитера.·        Познакомить детей с процессом изготовлен...

Круги Луллия как способ познания детьми окружающего мира

Как научить ребенка жить в окружающем его мире?Как развивать в нем качества активного созидателя?Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?   В нашем с...

Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

Деятельность как условие познания детьми социальной действительностимотошкова юлия Деятельность как условие познания детьми социальной действительностиДеятельность как условие познания детьми соц...

27.04.2020 Познание предметов социального мира

Познание предметов социального мираТема: Домашние и дикие животныеЦель: Расширить представления детей о диких и домашних животных и их детенышах...