Обобщение собственного инновационного педагогического опыта по теме «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рябинина Елена Николаевна

Отчет представлен в виде образовательного проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye.docx110.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Развитие образно-логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста

через наглядное моделирование при

изучении мира животных

        

                                                                    Разработала: Рябинина Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ Большеелховский                

                                                          детский сад № 1 комбинированного вида»

Большая Елховка

2015 г.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Актуальность

        Реорганизация школьного обучения предполагает прежде всего глубокие изменения содержания знаний, причем не количественные, а существенные изменения этого содержания. Все это, безусловно, требует от учащихся более высокого уровня мыслительной деятельности, причем, начиная уже с первого класса.  

     Перестройка школьного обучения предъявляет повышенные требования к подготовке детей к школе, а, следовательно, и к самому процессу обучения дошкольников, как средству их умственного развития.

     Еще в 1955г. А.П.Усова писала, что готовность детей к школе определяется прежде всего наличием у них достаточного круга представлений об окружающей действительности и развитием речи. Тогда же исключительное значение для умственного развития знаний, с которым ребенок приходит в школу отмечала и Е.И.Радина, требуя одновременно с расширением кругозора детей развивать такие качества, как умение наблюдать и вычленять некоторые признаки предметов, устанавливать на основании этих признаков общность и различие, делать простейшие обобщения, т.е. развивать способность к элементарному синтезу.

     Однако, если раньше имелось в виду прежде всего обогащение детей знаниями, то в настоящее время воспитание познавательной деятельности дошкольников все больше становится специальной психологической и педагогической проблемой, занимающей центральное место в подготовке детей к школе в соответствии с современными ее требованиями.

      Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

  Так что же такое мышление? Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

        Мышление  является опосредованным отражением действительности потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

Компоненты

мышления

Анализ

Обобщение

Классификация

Абстрагирование

Сравнение

Систематизация

Синтез

   Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

  Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

  С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

 Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков от других.

 Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным свойствам.

 Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

        

        

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

                Мышление ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства и в дальнейшем.  При этом в каждом возрасте есть свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач.

           Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.

           К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер.

            К пяти годам  наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения является образ.

           В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет ) продолжается развитие образно-логического мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить.

           К концу дошкольного возраста у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако его элементы начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Данная проблема позволила определить тему исследования - Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных.

Цель –  создание условий для развития образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через изучение мира животных.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования изучения мира животных в формировании образно-логического мышления;
  • Выявить особенности образно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте;
  • Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния изучения мира животных на развитие образно-логического мышления;
  • Определить эффективность использования изучения мира животных для развития образно-логического мышления в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения мира животных, определение эффективности использования изучения мира животных для развития образно-логического мышления в процессе специально организованной деятельности детей.

Методы исследования

  • Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
  • Наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности;
  • Количественный и качественный анализ полученных результатов;
  • Педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование);
  • Анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных.

Гипотеза: исследование заключается в том, что  развитие образно-логического мышления у старших дошкольников будет более эффективным, если:

  • использовать дидактический и наглядный материал;
  • организовать процесс ознакомления с миром животными в комплексе занятий, свободной деятельности, системой игр;
  • выделять и устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа.
  • использовать способы систематизации накопленной и получаемой информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  • способствовать становлению интеллектуальных чувств-переживаний: чувства нового и чувства открытия, любознательности, уверенности в знаниях.
  • формировать у детей бережное отношение к миру животных.
  • воспитывать нравственные качества: уважения, симпатии, доброты, любви.

Теоретическая база опыта: теоретическая база проекта основана на исследовании современных педагогов и психологов (А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьякова, В.В. Виновградова, А.П. Усова и др.).

В своей работе я опиралась на методические разработки Соколовой Ю. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» ( 2010 г.), Севастьяновой Е.О. «Хочу все знать!» (2005 г.), Золотовой Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных» (1984 г.) и д.р.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике влияния изучения мира животных на развитие образно-логического мышления.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению мира животных, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процессе, в развитии у детей образно-логического мышления при изучении мира животных, создание методического материала по данной проблеме, поиск новых, эффективных форм и методов работы по развитию образно-логического мышления.

Познавательная значимость изучения мира животных заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на образно-логическое мышление.

Современные исследования в области педагогики и психологии указывают на то, что стремление шести-семилетнего ребенка к осмысливанию того, что воспринимается, - показатель значительных успехов в области логического мышления, которых достигли дети этого возраста. (А.А. Люблинская).

В этом возрасте возрастают возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

В трудах Н.Н. Поддъякова указывается на то, в этом возрасте интенсивно формируются и развиваются разные способы практических преобразований объектов, направленных на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи.

Как отмечено в работах В.В. Виноградовой, в старшем дошкольном возрасте  наиболее ярко перед ребенком начинает выступать познавательная задача. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются самых разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос «почему», ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

Еще один важный аспект, на который в свое время указывала А.П. Усова. Знания старшим дошкольникам следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организации практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами, моделями. « Задача воспитателя,- писала А.П. Усова,- обеспечить наибольший воспитательный эффект, наибольшее развитие способности к обобщению, к самостоятельному нахождению связей усваиваемых знаний и умений».

Самыми целесообразными методами формирования образно-логического мышления у детей, являются:

- знакомство с многообразием мира животных;

- вовлечение детей в практическую и продуктивную деятельность;

- общение, самостоятельное нахождение связей усваиваемых знаний и умений.

Методы ознакомления с миром животных:

- чтение книг и энциклопедий о животных;

- рассматривание иллюстраций;

- дидактические и словесные игры;

- продуктивная деятельность;

- познавательные викторины.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в 3 этапа

I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.)

Цель: создание условий  для проведения эксперимента

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Анализ знаний детей, выявление проблем, путей их решения, диагностика исходной ситуации.

Цель: готовность детей к участию в работе по повышению уровня развития мышления через усвоение знаний о мире животных.

Анализ предметно-развивающей среды, результатов диагностического обследования.

1-15 сентября 2015 г.

Изучение передового опыта педагогов и психологов по формированию образно-логического мышления при изучении мира животных

Информации с интернета

16-30 сентября 2015г.

Изучение и анализ  педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме

Изучение и подбор литературы

1-11 октября 2015 г.

Разработка методических материалов по формированию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за детьми в играх, беседах, дидактических играх.

С детьми.

-Разработка

вопросов для бесед;

-Подбор сюжетных и предметных картинок;

-Подбор произведений художественной литературы;

-Обработка диагностических материалов, анализ уровня знаний детей.

С родителями.

-Анкетирование родителей.

-Встречи за круглым столом

12-31 октября 2015 г.

II этап – практический (ноябрь 2015 г. - май 2016 г.)

1 блок – работа с детьми

Цель: Создание системы взаимосвязанных мероприятий, форм, приемов и методов организации детской деятельности, в итоге обеспечивающую совокупность условий для формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

«Этот загадочный век динозавров»

 «Куда ведут следы?»

«Кто это?»

«Сравни по размеру»

«Так и не так».

«Найди ошибки у художника».

«Чего не хватает?»

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Ноябрь

«Пернатые помощники и друзья»

«Птицы-хозяева неба».

«Найди лишнее слово».

«Кто обедал в птичьей столовой?»

«Дорисуй».

«Так и не так».

«Найди ошибки у художника».

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Декабрь

«Царство животных»

«Естественный отбор в мире животных».

«Найди лишнее слово».

«Что здесь случилось?»

«Дорисуй».

 «Кто чем питается?»

«Лесные заморочки»

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Январь

«Дикие животные»

«Жизнь диких животных в разные времена года»

«Путешествие на лесную поляну».

«Найди лишнее слово».

«О чем рассказал ежик?»

«Узнай по описанию».

«Дорисуй».

 «Найди ошибки у художника».

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Февраль

«Домашние питомцы»

«Жизнь домашних животных в разные времена года»

«Домашние любимцы»

«Найди лишнее слово»

«Что бабушка сообщила Саше?»

«Узнай по описанию».

«Дорисуй».

«Так и не так».

«Найди ошибки у художника».

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Март

«Насекомые»

«Кто тут живет»

«Найди лишнее слово»

«Что здесь случилось?»

«Узнай по описанию».

«Дорисуй».

«Так и не так».

«Кто чем питается?»

«Найди ошибки у художника».

«Чего не хватает?»

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Апрель

«Пресмыкающиеся и земноводные»

«Нелегкая жизнь лягушачья»

«Путешествие на волшебную полянку»

«Найди лишнее слово»

«Что случилось на прогулке?»

«Узнай по описанию».

«Дорисуй».

«Так и не так».

«Кто чем питается?»

«Найди ошибки у художника».

Ознакомительная презентация

Беседы

Чтение художественной литературы

Игры-занятия

Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)

Дидактические игры

Речевые логические задачи

Подвижные игры

Май

2 блок – работа с родителями

«Загадки мира животных»

Консультация

Ноябрь

«Создание организованной среды для развития мышления детей».

Анкетирование

Декабрь

Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома».

Папка-передвижка

Январь

 «Природа нашего  края».

Круглый стол, презентация

Февраль

«Наша фотоохота».

Дневник наблюдений

Март

«Кто живет на нашем участке?»

Фотогазета

Апрель

«Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности».

Выступление на родительском собрании

Май

3 блок – работа с педагогами

«Эффективные методы и приемы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте»

Доклад

Ноябрь 2015

«Развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование при ознакомлении с животными»

Методические рекомендации

Январь 2016

«Развитие образно-логического мышления через дидактические игры».

Выступление, презентация

Март 2016

«Любить все живое – любить себя».

Игра-занятие в форме КВН

Май 2016

III этап – завершающий (май 2016 г.)

Динамика формирования образно-логического мышления у старших дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием наглядного моделирования при изучении мира животных.

Мониторинг качеств формирования образно-логического мышления у старших дошкольников

Май 2016

Длительность работы над проектом осуществляется в три этапа:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный)

  • Изучение теоретической части развития вопроса.
  • Выявление уровня образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Разработка диагностического инструментария к материалу
  • Разработка перспективного плана работы.
  • Проведение диагностики развития детей.
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – практический

  • Работа с детьми по формированию образно-логического мышления через наглядное моделирование при изучении мира животных.
  • Способствовать становлению интеллектуальных чувств-переживаний: чувства нового и чувства открытия, любознательности, уверенности в знаниях.
  • Формирование у детей бережного отношения к миру животных.
  • Воспитание нравственных качеств, таких как: уважение, симпатия, доброта, любовь.

3 этап – завершающий

  • Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
  • Эффективность проведенных мероприятий по формированию образно-логического мышления у старших дошкольников.
  • Разработка методических рекомендаций для старших дошкольников.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Ожидаемый результат реализации проекта:

  1. Повышение уровня развития образно-логического мышления.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов.
  3. Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса в реализации проекта.
  4. Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы и наблюдений.
  5. Активизация форм работы с родителями.  

Планируемые результаты обучения в ходе совместной проектно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми:

Воспитанники будут знать:

  • Представления об окружающем мире, о связях и отношениях, существующими между животными, их образом жизни, природой;
  • Будут развиты умственные операции анализа и синтеза.
  • Представления о мире животных, смогут разделять их на классы, определять среду обитания, связь внешнего строения и среды обитания, иметь представления об изменении образа жизни животных по сезонам.
  • Навыки грамотного и безопасного поведения в природе и с животными.

Воспитанники будут уметь: 

  • Участвовать в посильной для них деятельности по уходу за животными.
  • Вести наблюдения в природе; проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; оформлять результаты своей   поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок.
  • Понимать специфику живого организма и установление зависимости его состояния от факторов внешней среды и человека (элементарная исследовательская деятельность детей);
  • Устанавливать взаимосвязь между образом жизни животного и питанием, отражать свои впечатления в речевом диалоге.
  • Описывать животных по внешним признакам;
  • В процессе художественно-продуктивной деятельности (лепка, конструирование, рисование) активно отражать свои впечатления.

Воспитанники воспитают в себе:

  • Бережное, заботливое отношение к природе и ее обитателям.
  • Любознательность; готовность к сотрудничеству;  любовь к многообразию животного мира, ответственности человека перед ним.
  • Эмоциональное воображение, эстетические чувства.

Промежуточные результаты – при анализе данных педагогики и психологии показывают: дошкольники развертывают свои познавательные действия в определенной последовательности – вначале вычленяют данное явление как отдельное целостное образование, затем переходят к анализу связей этого явления с той более общей системой, в которой данное явление существует и функционирует, и далее анализируют свойства данного явления.

Таким образом, ребенок постепенно при помощи взрослого учится мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью. Познавательная задача выступает в ее собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.

В целях обновления содержания воспитательно-образовательной работы с детьми по ознакомлению детей с животным миром на подготовительном этапе проектной деятельности возникла необходимость анализа программно-методического обеспечения педагогической деятельности, развивающей среды в группе, результатов диагностики уровня развития детей.

В начале года проводилась диагностика с целью изучения:

  • Элементарных образных представлений детей об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
  • Умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
  • Умения устанавливать причинно-следственные и временные связи в природе. 

Диагностическое обследование проводилось в виде индивидуальных бесед, что способствовало созданию целостного впечатления об уровне развития образно-логического мышления.

Показатели диагностики на подготовительном этапе.

Уровни

Методика

«Нелепицы»

Методика

«Времена

года»

Методика

«Кто здесь

лишний?»

Высокий

4

2

2

Средний

8

9

10

Низкий

7

8

7

Общие результаты мониторинга развития  образно-логического мышления на начальном этапе проекта

Вводный мониторинг (сентябрь, 2015 г.)

Методика «Нелепицы»

Методика «Времена года»

Методика «Кто здесь лишний?»

Анализируя данные диагностики на подготовительном этапе можно сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту у детей недостаточно развиты представления об окружающем мире и о логических связях, существующими между объектами этого мира. Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер. Дети не смогли выделить характерные особенности данного сезона. Ответы детей базировались на выделении общих, но не осуществленных признаков объектов. Кроме того,  деятельность детей старшего дошкольного возраста носит не гибкий характер. Выделяя в качестве основного для отнесения единичного к соответствующему общему какой-либо из признаков в первом предмете, дети отыскивали его во всех последующих предметах.

Анкетирование родителей показало, что родители не уделяют должного количества  времени развитию образно-логического мышления у детей. Не используют  задания на развитие операций сравнения, обобщения, классификации, анализа. Мало читают, редко задают вопросы по прочитанному, редко дают задания на последовательность событий.

Таблица. Оценка результатов анкетирования родителей.

Игры на классификацию

Последовательность

событий

Игра «Наоборот»

Наличие у ребенка домино, лото, мозаик

Использование загадок

Чтение детям

Игра «Чего не хватает?»

Игра «Угадай пред

мет!»

16%

26%

42%

100%

32%

20%

16%

0%

Выводы: на основе полученных результатов я могу сделать вывод о том, что мой подход и мастерство позволят реализовать поставленные программные цели и задачи, достичь более высокого результата к концу учебного года

Заключение

     Реализация проекта через интегрирование разных видов деятельности, развивающую предметно-пространственную среду позволит развить ребенка личностью, способную проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, где предполагаемые результаты совпали бы с действительными.

     Таким образом, можно сказать о том, что при изучении мира животных через наглядное моделирование удастся организовать системный процесс формирования образно-логического мышления, используя высокий потенциал знаний о животных.

     Необходимо продолжать работу в заданном направлении:

     С родителями:

  • Обеспечить широкую включенность родителей в содержательную деятельность группы: все, чем занимается ребенок, доступно для посещения и активного участия в этом процессе самого родителя.
  • Организовывать социально-культурные мероприятия: походы, экскурсии по городу, музеи.
  • При взаимодействии с семьей учитывать особенности, с одной стороны, занятости родителя, с другой – в подходах к воспитанию и обучению ребенка, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс.

С детьми:

  • Обучать детей элементарным навыкам ведения исследовательской работы.
  • Организовывать проведение игровых конкурсов-аукционов, на которых дети учатся делать рекламу или презентацию своей авторской «книги», коллекции.

Список литературы

  1. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет «Радуга» под ред.: Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, Е.В. Соловьевой, С.Г. Якобсон.
  2. В.Бианки: «Лесные разговоры».
  3. Богословский: «Общая психология».
  4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления детей с природой» М:.Просвещение.1973г.
  5. Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг». «Просвещение» 2000 г.
  6. Громова О.Е. «Стихи о временах года и игры» М.: «Сфера».
  7. Залужская Н.Ф. «Подготовительная к школе группа». М.:Педагогика.1972г.
  8. Запартович Б.Б. «С любовью к природе». М:.1976г.
  9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». М.:1984г.
  10. Зуев Д. «Времена года».
  11. Кайдородов Д. «Вести из леса».
  12. Клепинина З.И. Природоведение» 2кл.
  13. Люблинская «Воспитателю о развитии ребенка»
  14. Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.1985г.
  15. Немов Р.С. «Психология.Диагностика» Владос.1998г.
  16. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры».
  17. Николаева С.Н. « Любовь к природе воспитываем с детства». «Мозаика-синтез» 2004 г.
  18. Потапова «Экология в картинках». М. 2002 г.
  19. Севостьянова Е.О. «Хочу все знать!» «Сфера» 2005 г.
  20. Сигимова М.Н. «Познание мира животных». «Учитель» 2009 г.
  21. Сладков Н. «В лесах таинственной охоты».
  22. Соколова Ю. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» М.:ЭКСМО-2010 г.
  23. Тарабарина «И учеба, и игра: и природоведение».
  24. Шим Э. «Лесные разговоры».
  25. Щенников В.И. «Веселое природоведение». Сталкер.2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.

Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с  заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.     При ОНР2 от...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"

Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию «ТИКО»

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному констр...