Конспект занятия на тему: "Дорогая моя столица - золотая моя Москва".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Немец Татьяна Викторовна

Знакомство со столицей нашей Родины - Москвой и её историей возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_moskva.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей логопедической группе на тему «Дорогая моя столица – золотая моя Москва»

Цель: Сформировать знания детей о столице нашей Родины, познакомить с историей её возникновения.

Задачи: Дать представления о том, что Москва - самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица. Вызвать интерес и любовь к прекрасному городу нашей страны, чувство гордости и восхищения красотой столицы. Познакомить с историческим прошлым Москвы.

Материалы и оборудование: фонограмма песни о Москве, физическая карта России, глобус, аудиозапись боя часов на Спасской  башне, информационно - деловое оснащение ДОУ «Наша Родина - Россия», презентация «Москва – столица нашей Родины» с изображением достопримечательностей Москвы, запись гимна России.

Ход занятия.

-Ребята как называется страна, в которой мы живем?

(Россия.)

-Страна – это что?

(Это города, сёла, леса, поля, реки, горы.)

- Какие города в нашей стране вы знаете?

 (Анапа, Новоросийск, Краснодар, Темрюк…)

- В каком городе мы живем?

(Мы живем в городе Анапа)

-Правильно, много и других городов в нашей необъятной стране. А какой главный город в нашей стране?

 Москва!

(воспитатель включает фонограмму песни о Москве) .

 – Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?                                                                                                                       (Дети подбирают признаки к слову «Родина»:  любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)

– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, гора и леса.  А кто знает, как называется наша Родина? 

– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?

(Воспитатель читает стихотворение)

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

- Сейчас мы с вами совершим путешествие в город Москву, познакомимся с историей возникновения, с ее достопримечательностями.

Тысячи километров отделяют наш город от Москвы. Почему же именно Москва является столицей нашей Родины? (ответы детей). Все другие города тоже хороши, красивы. А теперь представьте свою семью: бывает так, что в вашей семье вы кого-то больше слушаете, а кого-то меньше. Так и в стране должен быть один город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе лежит большая ответственность, в нем находится здание правительства, где и принимают важные законы, по которым живет вся страна.

Москва - самый большой и древний город России. Основал её  князь Юрий Долгорукий.                                

  - Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами перенеслись на много  - много лет назад.                                                                                                                                                          Вот лес стоит, дремучий и таинственный… И  едет князь со своими воинами, князь Юрий по прозвищу Долгорукий. И вдруг в тумане явился князю зверь невиданный: три головы у него, шерсть длинная, пёстрая, разноцветная. Все застыли в изумлении, а зверь, показавшись людям, растаял, как утренний туман. Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец  и молвит:                                                                                – Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.                                                                              

Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на боровицком холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва.  

(Показ слайдов )                                                                                                           -  Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось,  что на русские города нападали несметные вражеские силы.                                                                                          - Тогда решено было построить Кремль из камня.  Как вы думаете, почему?                                                   - На славу потрудились москвичи!                                                                                                                          - Краше прежнего получилась Москва.                                                                                                                       Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!                                                                                                                        - И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши. И прозвали Москву «златоглавой» из-за её золотых голов - куполов церквей.

 - Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича.                                                                                                                                                                - Таким мы видим его и сегодня.                                                                                                       (воспитатель показывает слайды).                                                                                                           -Рассмотрите  Кремлевскую стену. Обратите внимание на зубцы и башни.  А это Спасская башня (показывает, на ней самые большие часы, по которым мы сверяем наше время.    (аудиозапись боя часов)                                                                                                                                                     На Красной площади находятся царь – колокол и царь – пушка                                                       -Как вы думаете, почему они так называются?    (Они очень большие. )                   - Ребята, вы, наверное, немножко устали от путешествия. Давайте проведём небольшую разминку.                                                                                                                            

(Физкультминутка )

                                                                                                                                     Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.  (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Раз-два,  раз-два-три,
Да не упади, смотри.

Наклоняемся вперёд. (Наклоны вперёд.)
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.

Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Крутим-вертим головой, (Наклоны головы в стороны)
Разминаем шею. Стой!

Мы размяться все успели, (Восстанавливаем дыхание)
И на место снова сели.                                                                                                      (показ слайдов)                                                                                                                                        -Со всех стран мира съезжаются в Москву туристы, чтобы полюбоваться этим красивым городом, побывать на Красной площади.
                           В Москве много театров, музеев, памятников знаменитым людям, которые жили в этом городе. Это памятники А. С. Пущкину, П. И. Чайковскому. В столице много улиц и площадей. В этом удивительном городе есть особый вид транспорта - метро. Метро – это подземная железная дорога, имеющая много просторных и светлых станций. На метро можно быстро доехать до любой точки города.                                                                                                 Дидактическая игра «Гости Москвы».                                                                                  -Народ издавна слагал песни о Москве, пословицы, поговорки. Ее называли: «дорогая столица», «Золотая Москва», «матушка - Москва», «Москва златоглавая», «Москва белокаменная». Кто из вас знает пословицы о Москве?                                                                                                                                  

Дети:

 1. Москвой - столицей народ гордится.

2. Москва - всем городам мать.

3. Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Воспитатель: В Москве работает наше правительство. Знаете ли вы президента нашей страны?

(Владимир Владимирович Путин) (воспитатель показывает портрет президента) .

-История Москвы отражается в ее гербе. Что такое герб? Герб – это знак. Давайте посмотрим, что обозначает герб Москвы.

-Как вы думаете, давно ли появился этот герб?

(Давно, об этом говорит одежда всадника. )

- Действительно, так воины одевались в древние времена. На кого похож всадник? (На богатыря.)                                                                                                                                                            - Недаром на гербе изображён воин. Русскому народу приходилось часто воевать с врагами. Изобразив на своем гербе воина, они тем самым хотели сказать всем врагам: «Лучше на нас не нападайте. Мы будем защищаться и все равно вас победим ». А что вы еще видите на гербе?                                                                                                                                                     (Двуглавого орла.)                                                                                                                                                        - Наша страна далеко простирается с запада на восток. Нужно знать, что делается в каждом уголке нашей страны. Поэтому, и изображён двуглавый орел: одна голова орла наблюдает, что делается на западе страны, другая – на востоке. Обратите внимание, кого убивает воин? (Змея. )                                                                                                                                                                    -Да, так русский народ изобразил врага – страшного змея.                                                                  Русский воин убивает змея, а конь топчет его копытами. Всадник на коне – это Георгий Победоносец (воспитатель с детьми повторяют имя воина). У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нападения.                                

 -У каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Когда вы слышали гимн нашей страны? (Когда награждают спортсменов.)                                                                                                                          -Правильно. Часто по телевидению, когда демонстрируют важные события в стране, звучит гимн России. Каждое утро мы просыпаемся под звуки гимна. Сейчас мы с вами услышим гимн, а для этого нужно всем встать!

(звучит запись гимна России) .

- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
- Кто основал Москву?                                                                                                                         - Что означает слово «Кремль»?
 - Из чего был построен Кремль сначала?                                                                                                                        - Почему Кремль перестраивали много раз?                                                                                                                              - Почему Москву называют «златоглавая»?                                                                                                           - О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?

-  Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Дорогая моя столица, золотая моя Москва"

Патриотическое воспитание дошкольников...

Презентация "Дорогая моя столица Золотая моя Москва"

Презентация "Дорогая моя столица Золотая моя Москва"...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста Дорогая моя столица, золотая моя Москва

Данная презентация может быть полезна воспитателям при ознакомлении старших дошкольников с защитниками столицы зимой 1941 года. Презентация поможет воспитать у детей чувство гордости за Победу нашего ...

музыкальное занятие "Дорогая моя столица - золотая моя Москва" подготовительная группа. Авторская разработка

Цель:  Углублять и уточнять представления детей о главном городе Москвы – столице  нашей Родины - России.Задачи: Образовательные: ·...

Досуг" Дорогая моя столица- золотая моя Москва"

Расширить и углубить представление детей о Москве. Воспитывать у детей гордость, любовь и уважение к своей родине....

"Дорогая моя столица,золотая моя Москва"

Открытая показательная непосредственная образовательная деятельность по окружающему миру....

Виртуальная экскурсия по Москве (старший дошкольный возраст) «Дорогая моя столица – золотая моя Москва»

Виртуальная экскурсия по Москве (старший дошкольный возраст) «Дорогая моя столица - золотая моя Москва» (конспект занятия с презентацией). Данный материал будет интересен воспитателям стар...