осенняя экскурсия в парк для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

Систематизировать знания детей о деревьях, кустарниках, умение узнавать их по листьям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_ekskursiya_v_park_dlya_starshey_gruppy.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы «Осень — чудная пора»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

обобщить и систематизировать знания детей об осени;

закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по листьям.

Развивающая: развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

Кто это?

(Осень.)

Воспитатель. Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:

Воспитатель:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ребенок 1:

что в лесу нельзя шуметь.

Ребенок 2:

даже очень громко петь!

Ребенок 3:

испугаются зверушки,

убегут с лесной опушки.

Ребенок 4:

ветки ели не ломай.

Ребенок 5:

и почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Ребенок 6:

зря цветы не надо рвать!

Ребенок 7:

из рогатки не стрелять,

ты пришел не убивать!

Ребенок 8:

бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Ребенок 9:

здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель:

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой – побереги,

Ведь они нам – не враги!

Ответы детей.

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.

Придя в парк, читает стихотворение «Осень художница».

Повязала осень пёстрый фартук,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

(Берёза.)

Воспитатель. Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка

пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растет узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина? -

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

Воспитатель. А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

Проводится игра.

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра «От какой ветки детки».

Игра: «Мы листочки осенние»

Мы листочки осенние,         (Дети идут по кругу,        

 На ветках мы сидим.        руки в стороны вверх.

 Дунул ветер – полетели        Бегут по кругу и машут руками,

 И на землю тихо сели.        приседают, руки опускают на пол

Ветер снова набежал        Поднимаются, движение руками        

 И листочки все поднял        вправо и влево.

 Закружились, полетели        Кружатся на месте

 И на землю снова сели.        И приседают.)

- Посмотрите, ребята, сколько листьев уже опало с деревьев

Воспитатель. Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые п  Ребята, а почему не слышно голосов птиц (потому, что они улетели в теплые края)

— А вы можете назвать перелетных птиц? (гуси, журавли, ласточки, аисты и т.д.)

— А почему они улетели? (им зимой нечем кормиться)

— А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (это воробей, сорока, дятел и др.)

Игра: «Угадай звук» (дети  на слух угадывают : стрекочет сорока, каркает ворона, идет

дождь)

— Молодцы, ребята, идем дальше.

Загадка.

Вот лесные жители

Мудрые строители

Строят всей артелью

Дом себе под елью. (Муравьи)

- Ребята, когда идешь в лес, то с собой необходимо брать некоторые предметы. Сейчас

вам предстоит выбрать те предметы, которые на ваш взгляд пригодятся вам в лесу.

Игра: «Подбери картинки» (Дети выбирают необходимые картинки и  обосновывают

 свой выбор)

- Ребята, посмотрите, какую большую шишку я нашла. Поиграем с ней.

Игра: « Передай шишку»

- Слышите, кто-то шуршит в траве. Кто это7

Входит ребенок в костюме ёжика и читает стихотворение Елены Мечик:

                « Посмотрите на ежа

                Ну и шуба хороши

                 А сидит уж как красиво        

                 Загляденье, вот так диво

.                 С виду, сразу и не скажешь        

                 Что иголки, очень колки

                 Только вот беда друзья,

                 Не погладить вам меня.»

- Ёжик, что это у тебя в лапке? (Корзина, я иду за грибами)

- Да, на нашей полянке много грибов. Какие грибы можно собирать? Назовите их?

- А какие нельзя собирать? Назовите их?

Ёжик поиграй с нами.

Пальчиковая игра:        « Идем по опушке»

          Идем по опушке                (  Дети сжимают и разжимают

        С корзинкой большой.          кулачки.

        Пришли мы в лесок                 Шагают по воображаемой поверхности

        за грибами.                        средним и указательным пальцем        .

        Решили мы сделать                Пальчики обеих рук        

        Нежданный сюрприз -         здороваются по очереди с большим.

        Подарок заботливой маме.        

        Подосиновик, волнушку,        Четыре удара кулачком        

        Подберёзовик, свинушку -        о кулачок друга.

        Всё, что мы в лесу нашли,        Хлопки в ладоши.)        

        Маме нашей принесли.

- А теперь пора помочь ёжику собрать грибы. Но помните собираем только съедобные.

( дети собирают в корзинку ёжика грибы и ёжик прощается с детьми, уходит)

- Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад.

 А кто еще живет в лесу?(загадки)

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её …
(лиса).

(Вручить 1-2 знака).

 – А вот эту загадку надо показать:

2. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы?

(Прыгают как зайчики. Вешаю знаки).

3. Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.

– Отгадку покажите мимикой.

– Молодцы, я сразу поняла, что это – волк.

(Вручить 1-2 знака).

4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

– Чувствую, что вы отгадали, скажите хором. (Медведь)

(Вешаю знаки).

5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

– Кто догадался, … присядьте.

(Дети приседают и объясняют отгадку, описывая внешний вид снегиря, и рассказывают, чем он питается).

6. Всё время стучит – деревья долбит,
Он их не калечит, он их лечит.

– Кто догадался, поднимите 2 руки.

(Вручаю знаки).

– А эта загадка очень трудная. Отгадку мне на ушко.

7. Чернее сажи, белее снега
Выше дома, ниже травы. 
(Сорока).

– А я думала, вы не отгадаете. Вот мне сороки-то и принесли телеграмму на кленовом листе и конверт загадочный. Читаю телеграмму:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …» 
(Осень).

- Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад.

- Что запомнилось? Скажите, смогли бы вы поиграть с разноцветными листьями и

 грибочками в другое время года? О чём нам это говорит?

Вывод: Осень прекрасное время года и в ней есть свои радости.

Чтобы прогулка осталась у нас в памяти ,давайте, возмём по одной шишке , а  в группе

украсим их для осени.

Дети берут шишки и возвращаются в группу.

1. Хитрая плутовка,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя экскурсия в парк для подготовительной группы для детей с ОВЗ «Осень — чудная пора»

Обобщение и систематизация знаний детей об осени, закрепление знаний о деревьях и кустарниках....

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы

Мы мало задумываемся о том, насколько деревья важны для жизни людей и всего живого на Земле.  Получая знания о деревьях, дети будут, бережно к ним относится, будут эмоционально отзывчивы....

Конспект экскурсии в осенний парк в старшей группе

Конспект создан для обогащения и систематизации знаний детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы....

Экскурсия в парк для старшей группы

Экскурсия в парк для старшей группы...

Конспект экскурсии в парк в старшей группе.

Закрепить представления у детей, что все в природе взаимосвязано;Формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умению их узнавать по определенным признакам;Опреде...