Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром в старшей группе «Правила дружбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в дошкольном возрасте.

В концепции дошкольного воспитания выделяется такая задача: приобщать детей к миру нравственных человеческих ценностей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы (дружеские отношения, доброта, милосердие, сострадание). 

К сожалению, в современных детских садах дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Данное занятие направлено на систематизацию знаний детей о правилах дружбы, формирование умения понимать и оценива поступки других людей, воспитание дружеских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром

в старшей группе «Правила дружбы»

Разработчик: воспитатель I

квалификационной категории

Бузина О.Г.

2016 год

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с правилами дружеских отношений, формировать умение  понимать и оценивать поступки других людей. Закреплять умение согласовывать местоимения с существительными.
  • Развивать эмоциональное, зрительное, слуховое восприятие, логическое мышление через объяснение смысла пословиц, координацию речи с движениями.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал: магнитная доска, картинки-символы правил дружбы, картинки с изображением ежика, мишки и качелей, магнитофон, фрагмент песни «Улыбка» В. Шаинского, аудиозапись из мультфильма «Фиксики», медали дружбы, игрушечный медвежонок, указка.

Ход занятия:

I.

Дети входят в зал. Приветствуют гостей.

Воспитатель: Вы готовы заниматься?

Дети: Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!

Воспитатель:

Дружат с небом облака,

А роса с травою.

Дружат бабочка с цветком,

Дружим мы с тобою.

Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете!

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети: Мы будем говорить о дружбе. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Помоему, кто – то к нам идет

Воспитатель произносит:

Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,

Никого, не замечая песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами?

Воспитатель: Ребята, давайте спросим, почему Мишка такой хмурый и злой. Вероника спроси у Мишки.

Мишка: Со мной никто не хочет дружить, никто из зверей в лесу не хочет принимать меня в игру.

Воспитатель: Ребят, как вы думаете, почему с ним никто не хочет дружить?

Ответы детей: …

Воспитатель: А как мишке можно помочь?

Ответы детей:….

Воспитатель: Давайте мы научим Мишку дружить и познакомим его с правилами дружбы! Согласны?

II. Основная часть:

Воспитатель: Первое правило «спрятано» в песне. Хотите ее услышать? Сядьте красиво, послушаем песню и узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем…

(Во время слушания сижу на стуле, выучить песню с детьми)

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: Дружба начинается с улыбки!

Воспитатель: Вот так легко мы разгадали первое правило дружбы. Запомни, Мишка: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!». (На магнитной доске размещается картинка-символ первого правила дружбы)

 Ребята, давайте научим Мишку улыбаться. Встанем в круг и глядя в глаза, подарим друг другу самую добрую улыбку и назовем друг друга ласково по имени.

Коммуникативная игра «Ласковое имя, добрая улыбка!».

Воспитатель: Как приятно когда вы друг другу улыбаетесь! Ведь улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия! Проходите на свои места и мы продолжим знакомить Медвежонка с правилами дружбы.

Воспитатель: Есть ребята, у которых самые любимые слова: «Мой! Моя! Мое!». Как такого человека можно назвать?

Дети: Такого человека называют жадиной.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Жадина». Вы будете брать предмет из мешочка и говорить про него: мой, моя, мое.

Д/и «Жадина».

Воспитатель: Понравилось вам быть жадинами? Вы бы хотели дружить с жадиной? Кто назовет  второе правило дружбы? Миша, запомни второе правило дружбы: «Не будь жадным, делись с друзьями!» (Выставляется картинка-символ правила). Ребята, давайте подарим «Чудесный мешочек» Медвежонку, чтобы он не забывал это правило.

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?

Дети: из-за игрушек.

Воспитатель: Итак, самая частая причина, когда вы не можете уступить, договориться. Я знаю историю, про медвежонка, который поссорился с Ежиком. Ребята, а вы хотите ее услышать? Тогда садитесь поудобнее, не забывайте про прямую спинку.

Дети: Да (На магнитной доске выкладываются картинки Мишки, ежа и качелей на уровне глаз детей)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый! »

А Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош! »

Воспитатель: Что произошло, что они не поделили?

Дети: не поделили качели

Воспитатель: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

Дети: Каждый из них хотел кататься на качелях.

Воспитатель: Как помирить Мишку и Ежика?

Дети: они должны договориться.

Воспитатель: Давайте ещё раз я расскажу историю, но уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Воспитатель: Ребята, понравилась вам эта история? Кто сможет назвать третье правило дружбы? Мишка, запомни еще одно правило дружбы: «Умей уступать». (Выставляется картинка-символ правила).

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Если есть хороший друг» (демонстрировать эмоции).

Настроение упало, дело валится из рук     (дети стоят лицом друг к другу, руки                        

                                                                      вверх, постепенно опускают руки);

Но еще не все пропало                                 (грозят друг другу пальчиком);

Если есть хороший друг.                             (хлопают в ладоши);

С делом справимся вдвоем,                          (берутся за руки);

С облегчением вздохнем.                              (вздыхают);

Настроение поднимаем                                 (поднимают руки вверх);

И друзей мы обнимаем                                 (обнимаются).

Воспитатель:  Ребята, Мишка забыл все пословицы о дружбе, давайте поможем ему вспомнить. (Мишка шепчет воспитателю, воспитатель произносит):

•        Человек без друзей, что дерево … (без корней).

Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Человек без друзей одинокий, без опоры, ему не на кого положиться.

•        Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей).

Как вы это понимаете?

Дети: Друзья дороже денег.

•        Нет друга – ищи, а нашел … (береги).

Что означает эта пословица?

Дети: Друзей надо беречь, не обижать, дорожить ими.

•        Старый друг … (лучше новых двух).

Объясните Мишке, что означает эта пословица.

Дети: Старый друг – надежный.

Воспитатель: Пословицы нас учат беречь друзей и ценить дружбу. Ведь друг из беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Ребята, какое правило Дружбы нам помогли разгадать пословицы?

Дети: Друзей надо беречь!

Мишка: Ребята, спасибо за помощь, я вспомнил все пословицы о дружбе.

Воспитатель: настоящие друзья, Миша, всегда приходят на помощь. И это еще одно правило дружбы: «Помогай другу».

Вот такие простые правила, Миша,  соблюдают дети нашей группы. Ребята, давайте еще раз назовем эти правила.  Миша, карточки-подсказки мы дарим тебе. Выполняй правила дружбы и у тебя будет много добрых и верных друзей. А чтобы Мишка лучше запомнил Правила Дружбы, ребята, давайте поиграем в игру  «Да-да-да, нет-нет-нет».

Воспитатель: Если вы со мной согласны, отвечайте: да-да-да, мой не нравится совет, отвечайте: нет-нет-нет. Будьте внимательны. Готовы?

Будем крепко мы дружить?

Нашей дружбой дорожить?

Вместе будем мы играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

А игрушки уступать?

Будем сладости делить?

Будем крепко мы дружить?

Мишка: Спасибо, ребята, что научили меня дружить, вы настоящие друзья.  В знак благодарности я хочу сделать для вас подарок. Закройте глаза.

(Поставить цветок на стол)

Это цветок дружбы. На каждом его лепестке вы найдете правило дружных ребят. Пусть этот цветок живет в вашей группе и напоминает вам о правилах дружбы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Мишка!

III.

Воспитатель: Ребята, кто был сегодня гостем и как мы ему помогли?

Дети: Сегодня к нам приходил Мишка, мы его научили дружить.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо занимались и за это, я вручаю вам медали Дружбы.

А закончим наше занятие веселым танцем «Помогатор».

Танец «Помогатор».

Молодцы, а теперь найдите себе дружочка и крепко держас ь за руки пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром Старшая группа «ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА»

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миромСтаршая группа«ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА»...