НОД по « Ознакомлению с миром природы» на тему: «Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НОД  по « Ознакомлению с миром природы» на тему:

«Как звери готовятся к зиме»

Цель: раскрыть представление  о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме, сравнить среду обитания животных в Астраханском крае, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук,  воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия

•        Актуализация знаний:

По утрам морозы,

В  рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром  лежат.

-Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень)

-Какие изменения происходят в природе осенью? (солнце светит мало, становится холодно, дни короче, идут дожди)

-А какие изменения происходят в живой природе? (у деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме)

-Ребята, а что случилось  бы,  если после  лета сразу же наступила зима?

Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к  холоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

•        Мотивация к занятию:

Письмо из лесу:

Ой, ребята!  Что это?

Вот конверт, красивый, желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки отгадать.

 

•        В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

•        Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

•        Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

•        Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост ее краса,

Это- рыжая…. (лиса)

•        Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

•        У кого  нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

а от голода - кора. (заяц)

 

-Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу?  (лесными, звери, дикие)

-Почему животных называют дикими? (сами  добывают пищу, строят жилище, живут на воле)

-Приходите в лес осенний,

будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

•        Путешествие в осенний лес:

-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

Все  вместе покружитесь,

И в  листочки превратитесь.

1,2,3, вокруг себя повернись,

В осеннем лесу окажись!

 

Игра « Найди дикое животное»

Хлопаем, если слышим название дикого животного.

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

 

-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

-Эй, где вы? Ой, разве можно кричать и шуметь  в лесу? Как вы думаете, ребята?

Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, в лесу нельзя шуметь. Можно напугать диких животных и тогда мы точно не встретим их.

•        Встреча с зайкой:

-Ребята, смотрите,  кто-то к  нам спешит.….

Кто- то маленький, длинноухий, пугливый….

-Вы догадались кто это?

Да, конечно это заяц.

-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться? (испугала лиса, холодно ему, морковки нет…)

Игра «Скажи ласково»

-Чтобы заяц  нас не боялся, мы скажем ему ласковые слова-

Зайка, зайчишка, зайчик,  заинька, зайчонок.

Оказывается, он сидел  под кустом и менял шубку. А когда вышел , то не нашел своих друзей.

-Ребята, скажите,  зачем  зайка меняет  шубку  осенью? (чтобы его не видно было на снегу и чтобы было тепло)

-Давайте поможем найти ему  друзей.

Игра «Угадай кто это?»

 

Маленький, колючий…. (ежик)

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

-Скажите, ребята, куда пропали  ежик и медведь?

Ежик наедается- грибами , мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.

Медведь осенью тоже наедается хорошенько.  У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Правильно он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом..

 

Физминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (круговые движения головой поочередно в стороны).

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так, (наклоны в стороны, руки вперед).

Вперевалочку ходили

Вот так, вот так.  (ходьба по-медвежьи).

И из речки воду пили. (наклоны вперед).

А потом они плясали.

Выше лапы поднимали. (подскоки на месте).

А потом они устали.

И тихонечко присели. (садятся на места).

А как белка готовится к зиме?

-Белка  осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один  хищник. Теплая шерсть нужна для тепла и защиты от морозов. Белка складывает запасы в кладовую на дереве-  шишки, орехи, грибы.

- Посмотрите,  зайка совсем расстроился, он запасы не сделал на зиму и не спит зимой. Чем же ему питаться? (побегами молодых деревьев и корой деревьев ).

- Вот молодцы, ребята, успокоили зайку.

Посмотрите он такой хорошенький, может  возьмем его к себе в группу? (нет, нельзя)

А можем ли мы диких животных брать домой из леса? (они погибнут в неволе)

-Беги зайка,  под свой кустик к своей семье.

А мы с ребятами поиграем.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

•        Возвращение:

- Ребята, наше путешествие закончилось.

- Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе  окажись.

•        Закрепление:

-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте  проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

 

-Посмотрите, ребята зайка  нам что-то оставил. Это  записка :

Я детей благодарю.

Всем спасибо говорю.

Не страшны мне холода.

Будет мне зимой еда.

-Посмотрите, а   еще зайка оставил нам гостинцы- это яблочки в корзинке.

Давайте ребята скажем все вместе зайчику:" спасибо"!

(дети уходят в группу)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zveri_gotovyatsya_k_zime_20.10._2.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по « Ознакомлению с миром природы» на тему:

«Как звери готовятся к зиме»

Цель: раскрыть представление  о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме, сравнить среду обитания животных в Астраханском крае, развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук,  воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Ход занятия:  

  • Актуализация знаний:

По утрам морозы,

В  рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром  лежат.

-Скажите, о каком времени года это стихотворение? (осень)

-Какие изменения происходят в природе осенью? (солнце светит мало, становится холодно, дни короче, идут дожди)

 какие изменения происходят в живой природе? (у деревьев желтеют и опадают листья, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в теплые края, лесные звери готовятся к зиме)

-Ребята, а что случилось  бы,  если после  лета сразу же наступила зима?

Все в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к  холоду. Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

  • Мотивация к занятию:

Письмо из лесу:

Ой, ребята!  Что это?

Вот конверт, красивый, желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки отгадать.

  • В перевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

  • Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

  • Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

  • Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост ее краса,

Это- рыжая…. (лиса)

  • Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

  • У кого  нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

а от голода - кора. (заяц)

-Скажите, как можно назвать животных, которые живут в лесу?  (лесными, звери, дикие)

-Почему животных называют дикими? (сами  добывают пищу, строят жилище, живут на воле)

-Приходите в лес осенний,

будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

  • Путешествие в осенний лес:

-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

Все  вместе покружитесь,

И в  листочки превратитесь.

1,2,3, вокруг себя повернись,

В осеннем лесу окажись!

Игра « Найди дикое животное»

Хлопаем, если слышим название дикого животного.

Белка, свинья, еж, медведь, корова, волк, баран, лиса, лошадь, кошка, заяц.

-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

-Эй, где вы? Ой, разве можно кричать и шуметь  в лесу? Как вы думаете, ребята?

Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, в лесу нельзя шуметь. Можно напугать диких животных и тогда мы точно не встретим их.

  • Встреча с зайкой:

-Ребята, смотрите,  кто-то к  нам спешит..

Кто- то маленький, длинноухий, пугливый….

-Вы догадались кто это?

Да, конечно это заяц.

-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться? (испугала лиса, холодно ему, морковки нет…)

Игра «Скажи ласково»

-Чтобы заяц  нас не боялся, мы скажем ему ласковые слова-

Зайка, зайчишка, зайчик,  заинька, зайчонок.

Оказывается, он сидел  под кустом и менял шубку. А когда вышел , то не нашел своих друзей.

-Ребята, скажите,  зачем  зайка меняет  шубку  осенью? (чтобы его не видно было на снегу и чтобы было тепло)

-Давайте поможем найти ему  друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Маленький, колючий…. (ежик)

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

-Скажите, ребята, куда пропали  ежик и медведь?

Ежик наедается- грибами , мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.

Медведь осенью тоже наедается хорошенько.  У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Где он спит?

Правильно он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом..

Физминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (круговые движения головой поочередно в стороны).

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так, (наклоны в стороны, руки вперед).

Вперевалочку ходили

Вот так, вот так.  (ходьба по-медвежьи).

И из речки воду пили. (наклоны вперед).

А потом они плясали.

Выше лапы поднимали. (подскоки на месте).

А потом они устали.

И тихонечко присели. (садятся на места).

А как белка готовится к зиме?

-Белка  осенью линяет с рыжего на серый цвет шерсти, чтобы на дереве зимой ее не увидел ни один  хищник. Теплая шерсть нужна для тепла и защиты от морозов. Белка складывает запасы в кладовую на дереве-  шишки, орехи, грибы.

- Посмотрите,  зайка совсем расстроился, он запасы не сделал на зиму и не спит зимой. Чем же ему питаться? (побегами молодых деревьев и корой деревьев ).

- Вот молодцы, ребята, успокоили зайку.

Посмотрите он такой хорошенький, может  возьмем его к себе в группу? (нет, нельзя)

А можем ли мы диких животных брать домой из леса? (они погибнут в неволе)

-Беги зайка,  под свой кустик к своей семье.

А мы с ребятами поиграем.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

  • Возвращение:

- Ребята, наше путешествие закончилось.

- Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе  окажись.

  • Закрепление:

-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте  проверим, что вы запомнили:

-Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

-Посмотрите, ребята зайка  нам что-то оставил. Это  записка :

Я детей благодарю.

Всем спасибо говорю.

Не страшны мне холода.

Будет мне зимой еда.

-Посмотрите, а   еще зайка оставил нам гостинцы- это яблочки в корзинке.

Давайте ребята скажем все вместе зайчику:" спасибо"!

(дети уходят в группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по окружающему миру, художественной литературе и труду по теме: "Как звери готовятся к зиме"

Интегрированное занятие  проводится с детьми 3-4 лет на конец ноября учебного года....

конспект занятия по Формированию целостной картине мира в младшей группе на тему "Как звери готовятся к зиме"

конспект занятия по Формированию целостной картине мира в младшей группе на тему "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. «Как звери готовятся к зиме»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.Тема: «Как звери готовятся к зиме»Задачи:- Расширять знания детей о животных, обитающих в наших лесах.- Закрепить имеющиеся представлен...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Виды деятельности:игроваякоммуникативнаяпознавательно-исследовательскаявосприятие художественной литературыЦели:систематизировать знания о временах года, о жизни диких животных;уточнить грамматическое...

Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в старшей группе: «Как звери готовятся к зиме».

Расширять представления детей о многообразии природных явлений.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме» (развивающий досуг)Образовательная область Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме» (развивающий досуг)              ...