Конспект познавательно-игрового занятия "Волшебница вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семенова Светлана Васильевна

Расширение и уточнение представлений удетей о природном явлении вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_zanyatie_volshebnitsa_voda.docx194.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 14 «Светлячок».

             

               Конспект познавательно-игрового занятия

                               " Волшебница вода"

                                 (старший возраст).

                   

                                                         Подготовила и провела:

                                                         Воспитатель 1 категории :Семенова С.В.

                                       

                                           

                                                г. Химки 2016 г.

 Образовательная  область:  познание

 Цель: расширение  и уточнение представлений  детей о природном    

 явлении — вода 

 Задачи: 

1)образовательные
дать представление детям о природном явлении -круговорот воды в природе
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе,
продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами,
развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед)
3)воспитательные
воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
Беседа «Вода вокруг нас»
проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
рассматривание фото альбома «Кругом вода»

Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной

литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Методы и приемы: игровой, наглядный, экспериментирование и     описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки ( из картона); карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом( по количеству детей).

                               

Ход занятия:

Дети  приветствуют гостей.

Словесная игра с детьми «Я твой друг и ты мой друг». 

Воспитатель: - Ребята,  послушайте необычные загадки,  подумайте и скажите, что это за звуки?

(прослушивание записи:  журчание ручейка, шума  моря, звука капели)

Воспитатель: - Правильно, а еще можно сказать, что мы слушали  звуки воды.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки?

Дети. Вода!


Дети: вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?» - подойдите к столу.

- Как вы думаете, что это ? (это озеро)

- Что это у озера? (это маленькие ручейки)

 - А это что? (картинки)

- Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?», и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки и объясняют)

                               

Воспитатель: : Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе и  расскажу вам  сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.(показ презентации «История водяной капельки»).
Воспитатель: Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды (движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам поиграть.
Игра « Где живет вода»
 (с мячом).
В реке, в море ,в океане, в озере, , в ручейке, в болоте, в пруду , в роднике ,  в кране, в луже и т. д.
Следующая игра Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)

(пить,  мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось  вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: 

-Быть аккуратными,

-стараться не проливать воду;

 -не мешать соседу;

- если что-то не понятно спросить у воспитателя;

 -закончил дело – дождись, пока закончат остальные.

 

Дети читают стихотворение:

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.


Опыт №1: Способность воды отражать предметы
Воспитатель:
Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?( таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?( свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение( в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает, превращается в воду)
- Так что же такое лед?( Лед – это вода в твердом состоянии)
_ В каком состоянии может быть вода? ( Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.

Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3 Фильтрование воды

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?(Иванушка превратился в козленка). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом ,который  вам может пригодится, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем воронку, вату и емкость для воды.(делаем очистительные фильтры).И так если бы Аленушка  с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив его через вату(платок), то беды можно было избежать. 

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.  Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка:  «К речке быстрой мы спустились».

                                К речке быстрой мы спустились,

                                      (шагаем на месте)

                                  Наклонились и умылись.

                                   (наклоны вперед, руки на поясе)

                                       Раз, два, три, четыре,

                                    (хлопаем в ладоши)

                                        Вот как славно освежились.

                                    (встряхиваем руками)

                                        Делать так руками нужно:

                                        Вместе – раз, это брасс.

                                    (круги двумя руками вперед)

                                         Одной, другой – это кроль.

                                    (круги руками вперед поочередно)

                               Все, как один, плывем как дельфин.

                                             (прыжки на месте)

                                        Вышли на берег крутой

                                    (шагаем на месте)

                                     И отправились домой.

- Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.

Игра  «Сложи картинку»(пазлы).

Цель:учить детей складывать картинку из частей, развивать целостное восприятие, внимание, мышление(дети собирают по образцу изображение природных явлений- ручеек, море, капельку).

 Дети читают стихи о воде.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

        

 Мы привыкли, что вода –

 Наша спутница всегда!

 Без неё нам не умыться,

 Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Игра малой подвижности «Море волнуется..»(море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три  ручеек покажи, море покажи, явление дождь покажи, град покажи  и т.д.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - игровой эстафеты "Путешествие страну здоровья"

Конспект познавательно - игровой эстафеты«Путешествие в страну здоровья»Программное содержание: закрепить представление о здоровом образе жизни (занятия физ-рой и спортом, соблюдение правил личн...

конспект познавательно-игрового развлечения "Витаминный калейдоскоп"

конспект познавательно-игрового развлечения "Витаминный калейдоскоп"...

Конспект познавательно-игровой деятельности в средней группе на тему: «Пришла весна»

Закрепление знаний детей о весне, весенних явлениях при помощи  рисунков - символов. Знакомство  детей со свойствами снега, с изменениями происходящими весной с животными, птицами, людьми. Р...

Конспект познавательно-игровой деятельности в средней группе на тему: «Пришла весна»

Закрепление знаний детей о весне, весенних явлениях при помощи  рисунков - символов. Знакомство  детей со свойствами снега, с изменениями происходящими весной с животными, птицами, людьми. Р...

познавательно-игровое занятие"Волшебница вода"

Материал занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект познавательно-игрового занятия "Волшебница вода"

Расширение и уточнение представлений у детей о природном явлении вода....

План - конспект познавательно - игровой деятельности "Чудесная вода"

План - конспект познавательно - игровой деятельности "Чудесная вода" по направлению «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «речевое», &la...