Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Мои соседи- насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шеффер Людмила Михайловна

Узнавали,  расширяли знания детей о насекомых, их  внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

Тема: «Мои друзья - насекомые»

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их  внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе. Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе. Развивать воображение, фантазию.

  • Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,   Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

Оборудование:  иллюстрации насекомых, раскраски с насекомыми.

Ход занятия

Воспитатель: Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомые". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

В. Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?

Д. У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.

В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.

В. Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д. Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

         Физминутка:

         Поднимите плечики.

          Прыгайте, кузнечики!

          Прыг-скок, прыг-скок.

          Сели, травушку покушаем,

          Тишину послушаем.

          Тише, тише, высоко,

          Прыгай на носках легко.

В. Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д. Цветочным нектаром. листьями.

В. Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Д. Потому что они выделяют "молочко".

В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

Теперь давайте немного отдохнём.

АУТОТРЕНИНГ

Вы закроете глаза, сядете удобно, будите слушать музыку "Танец бабочек" и повторять про себя мои слова. "Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение. "(можно проводить лёжа на ковре)

Мы отдохнули. Давайте поиграем в игру "КТО ГДЕ ЖИВЁТ".(на интерактивной доске)

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен) .

Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

В. Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?

Д. В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

В. Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомые". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

Тема: «Мои друзья - насекомые»

Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их  внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе. Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе. Развивать воображение, фантазию.

  • Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,   Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

Оборудование:  иллюстрации насекомых, раскраски с насекомыми.

Ход занятия

Воспитатель: Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомые". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. О насекомых.

В. Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?

Д. У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.

В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?

Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.

В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.

В. Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

Д. Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

         Физминутка:

         Поднимите плечики.

          Прыгайте, кузнечики!

          Прыг-скок, прыг-скок.

          Сели, травушку покушаем,

          Тишину послушаем.

          Тише, тише, высоко,

          Прыгай на носках легко.

В. Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?

Д. Цветочным нектаром. листьями.

В. Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Д. Потому что они выделяют "молочко".

В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

А ещё рядом с нами живут пчёлы, которые приносят  нам очень большую пользу – собирают сладкий нектар из которого получается мёд.

Насекомые-  мухи, муравьи.                Теперь давайте немного отдохнём.

АУТОТРЕНИНГ

Вы закроете глаза, сядете удобно, будите слушать музыку "Танец бабочек" и повторять про себя мои слова. "Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение. "(можно проводить лёжа на ковре)

Мы отдохнули.

Давайте поиграем в игру "Где чей дом".(на интерактивной доске)

Игровое упражнение «Назови одним словом»

Игровое упражнение «Назови ласково»

«Назови насекомых, из какой сказки они пришли?»

Отгадай загадки.

В. Молодцы! Почти все справились с этим заданием.

  Окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?

Д. В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

В. Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомые". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе" Березка" . Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим в средней группе" Березка".Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.20012 год.Тема: " Весенние секреты".Программное содержание:1 Продолжать расширять пред...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Фея луга» ( тема: насекомые) Для детей средней группы (4-5 лет)

Закрепление представлениий детей о приметах весны. Расширение представления детей о разнообразии насекомых. Закрепление знания о строении насекомых. Формирование бережное отношение к окружающей ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Насекомые"

Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми (комар, пчела, муравей, оса, муха), их строением. Рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Закреплять умение использовать в речи предло...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) «Насекомые»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) «Насекомые»подготовила   воспитательСаратовская Наталья Васильевна Цель занятия: ут...

Конспект занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Насекомые»

Конспект занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Насекомые»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Насекомые»

Цели:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных...