Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Крупицкая Наталья Юрьевна

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya._istoriya_vozniknoveniya_kukly.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: История возникновения куклы

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие».

 Технология  Познавательно – исследовательская деятельность

Форма путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации:  фронтальная, индивидуальная, групповая.  

 Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Планируемый результат: Дети проявляют познавательный интерес; сотрудничают, самоутверждаются в процессе группового взаимодействия, умеют работать в группе. Дети запоминают материал, опираясь на зрительную память; умеют логически рассуждать; активно говорят вступают в диалог с воспитателем.

Цель:        Развитие  любознательности, активности, познавательных интересов в процессе  знакомства с историей появления и развития  кукол.

Задачи

совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи

с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга.

Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской    деятельности со сверстниками.

Развивающие задачи: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация) развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.

Развивать эмоции детей  посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.).

Обучающие задачи: Сформировать представления о видах кукол, материалах изготовления и их свойствах  процессе путешествия по реке времени.

Воспитывать у  Даши М. , Вани С., Иры Т. умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у Кирилла  О., Оли Б. умение отвечать полным предложением.

Закреплять умение у Матвея Б. вести диалог.

 Продолжать формировать навыки диалогической речи  у Романа К.

Совершенствовать активную речь у Насти Ч.

Формировать умения подбирать сравнения у Оксаны У.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

•        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•        содействие и сотрудничество детей и взрослых.

•        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

•        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

•        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:    

•        формирование личностного стиля взаимоотношений  со сверстниками  и педагогом;

•        создание положительного эмоционального фона и атмосферы  эмоционального подъёма;

•        воспитание  через  взаимодействие;

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Средства:

наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (бутылка с небольшими картинками с изображение кукол разных временных эпох; картинки деталей куклы и аксессуары);

Предметные: голубое полотно, бинокль, штурвал, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, куклы-пупсы, кукла «Барби», куклы говорящие.

мультимедийные: компьютерная презентация «История возникновения куклы»

музыкальные: звуковые эффекты (звуки морской волны и крик чаек, песня «Море волнуется раз»).

Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические:  моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

 

 

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Ребята, сегодня, по пути в детский сад, я зашла на почту, где получила посылку от своей бабушки, у которой летом я гостила в деревне. В этой посылке была вот эта коробка, которую, я нашла на самом верхнем этаже дома – чердаке. Коробка оказалась в пыли, мне стало любопытно, что в ней находится, а вам интересно, что в коробке? Как, вы считаете, что находится в коробке?

 Воспитатель предлагает, рассмотреть коробку детям (коробка пыльная, прямоугольной формы, легкая и т.д).

Давайте поскорее откроем ее. (Достают из посылки тряпичную куклу  - оберег).

Ведет диалог с детьми, обращая внимание на посылку.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети  присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей  исследования

Ой, ребята, а что это?

Верно, это кукла (тряпичная кукла – оберег). В такие куклы  играли наши прабабушки. Ребята, а вам нравится такая кукла, а как вы думаете, она отличается от   кукол, в которые вы сейчас играете?  Куклы того, давнего времени очень отличались от наших современных кукол.

А вы хотели бы узнать в какие еще куклы играли люди, давным – давно?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы узнать прошлое куклы? Кто хочет отправиться вместе со мной? А путешествовать мы с вами отправимся по реке времени.

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Побуждает к постановке цели исследования.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Дети формулируют цель путешествия, добровольно присоединяются к деятельности.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас  многоэтажные дома. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.

 Ребята, чтобы очутиться в далёкой старине, на чем можно отправится по реке времени?

(дети перечисляют транспортные средства) Ребята, посмотрите у стен нашего детского сада пришвартовалась «Бригантина», я предлагаю вам сесть на наш корабль вы согласны, и вместе со мной-капитаном отправиться в путешествие. Отдать швартовый, полный вперед! (Шум волны, дети выполняют покачивания).

- Путешествие нас ждет, река времени несет.

- В древности мы побываем. Много нового узнаем.

-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

 Интересно, что мы узнаем здесь?

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. (Перед, детьми макет пещеры. В которой жили люди в древности)

-Давайте рассмотрим, как выглядели люди, какое у них было жилище и в какие игрушки они играли. (Рассматривают и обсуждают)

- Давным –давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок дети играли деревянной куклой. Вот такой. (Педагог показывает деревянную куклу)

-как вы считаете, интересно играть такой куклой?

-Да, она совсем не похожа на современную куклу.  Чем она отличается от современной куклы?

( педагог обобщает ответы детей). У нее нет ни рук, ни ног, она не улыбается, она не красочная. Тело этой куклы не похоже на тело ребенка, потому что она твердая.

Вот человек и придумал другую-соломенную. ( Педагог, показывает соломенную куклу)

-Сначала собирали солому. Затем заваривали, чтобы она стала мягкая, эластичная, и блестящая, а уж потом ее скручивали, связывали и украшали. Ребята, а такой куклой интересно было играть? (рассуждения детей)

- Что вы чувствуете, прикасаясь к этой кукле, какая она?

  • -Она была не прочная и колючая. 
  • -УЗНАЛИ ЛИ ВЫ ЧТО-НИБУДЬ, ЧТО ВАС УДИВИЛО?
  • - Прежде, чем мы отправимся в старину, давайте еще раз посмотрим кукол, в которые играли в древности и назовем из какого материала они были созданы.

Давайте еще раз повторим, в какие куклы играли в древности. (показ слайда)

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания) 

- Путешествие нас ждет, река времени несет.

- В старине мы побываем. Много нового узнаем.

- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. (Рассматривание русской старинной избы, рядом лежит кусок глины.  

- А, что это такое рядом с домом?

- Вот ребята спустя много лет, человек догадался что можно добывать глину, и помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например? (дети озвучивают).

-Правильно, а для любимых детей лепили кукол. (глиняная кукла)

-Вот такие глиняные куклы раскрашивали угольками. Вскоре придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол красками. В каждой губернии (области) были свои мастера, которые раскрашивали этих кукол по -  разному. (Показ дымковских, филимоновских, гжель). Они стали яркие и красивые. Но если случайно уронит глиняную куклу, то она легко может разбиться, потому что эти куклы хрупкие и не прочные. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения и хранятся в музеях и выставочных залах.

  – А как вы думаете, ребята, что может произойти с глиняной куклой, если на нее попадет вода? (ответы детей)

- Давайте проверим. Опустим куклу в воду, что происходит с красками? (ответы детей)

-Верно, они растекаются, вся краска с куклы, стекает, растворяется. Глина размокает и кукла рассыпается.

- После придумали другую куклу-тряпичную (лоскутная кукла)

-Как вы считаете почему она так называется?

Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать-это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол.

- Как вы считаете, чем хороша тряпичная кукла? (рассуждения детей: мягкая, теплая, уютная).

 -Так и хочется прижать ее к себе, как маленького ребенка. А еще, ребята, люди шили кукол- обереги и дарили их своим близким, чтобы куклы оберегали от болезней и несчастья.

(Рассматривают кукол старины)

Эксперимент – Вот ткань, я из нее хотела сшить куклу, как вы думаете, если ткань намочить, что с ней произойдет? (ответы детей: ткань намокнет, станет сырой и т.д)

- Правильно,  ребята, ткань  быстро  промокнет. А как вы считаете, что могло произойди с куклой, если ребенок гулял в дождливую, грязную погоду?

   (ответы детей)

-Верно, она быстро намокала и пачкалась. Поэтому часто приходилось шить новых кукол.

  • Прежде, чем мы отправимся в современный мир, давайте еще раз посмотрим кукол, в которые играли в старину и назовем из какого материала они были созданы.

-Ну, что продолжим наше путешествие.

Все на борт! Отдать швартовый!

 - Путешествие нас ждет, река времени несет.

-  В современном мире мы побываем. Много нового узнаем.

-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

-Вот наша следующая остановка.

Как вы считаете, где мы очутились? ( Бытовые атрибуты: компьютер, телефон, мягкая мебель, куклы современной жизни).

-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

Давайте рассмотрим какими куклами играют современные дети?  (показывает кукол)

- Давайте посмотрим, из каких материалов они изготовлены (Дети высказывают свои предположения: пластмассовые, резиновые).

 Вывод кукла красивая, яркая, прочная.

-Правильно ребята, вот такие куклы существуют в наше время. Потому, что много лет спустя человек изобрел пластмассу, резину, искусственные волосы, научился изготавливать электронные механизмы. Поэтому наши куклы могут плакать, говорить, ходить. Их можно купать переодевать и даже кормить. У них сгибаются руки, ноги, покачивается голова. Что можно делать с этой куклой? (купать, выносить с собой на прогулку и т.д.)

- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

- Давайте вспомним где мы были?

-Ну, а теперь пора возвращаться, чувствую надвигается шторм, нужно поторопиться.

(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

Разворачивает бумажную ленту.

Показывает метки – символы обозначающие время.

 

Вовлекает детей в совместное планирование. Способа передвижения.

Актуализирует цель деятельности.

Рассматривает вместе с детьми,  макета.

Предоставляет возможность высказать версии детям.

Педагог организует обследовательскую деятельность детей

Мотивирует детей к размышлению

Делится информацией.

 Предлагает  детям сделать вывод.

Использует технические средства

Поддерживает познавательный интерес

Использует наглядные средства

Знакомит с термином «кукла-оберег»

Использует наглядные средства

Побуждает детей к высказыванию.

 

Предлагает рассмотреть.

Вовлекает в экспериментальную деятельность.

Проявляет уважение к детским высказыванием.

Активизируют высказывания детей.

  • Предоставляет возможность задавать вопросы.

  • Показывает заинтересованность в ответах детей.

Предлагает сделать вывод.

Поощряет детей.

Комментирует высказывания

Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.  

 

Делятся впечатлениями,

 договариваются друг с другом,

 принимают совместное решение.

Предлагает способ действия.

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Воспринимают рассказ педагога.

 Участвуют в диалоге.

Слушают

Экспериментируют, делают выводы.

Выражают собственные мысли.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные чувства.

Демонстрируют физическую активность

Проявление интереса к истории куклы.

Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

(Шум волны, педагог замечает бутылку)

Что за бутылка у нас на пути?  Заглянем в неё? (в бутылке лежат  картинки кукол разных времён.) Педагог предлагает детям  объединиться в пары.

- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару.  Кто разложит картинки с изображением кукол древних времен, старины, современного мира?  

-  Давайте, эти все картинки разложим на  реке времени.    

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети сортируют предметы на реке времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Какая  река времени у нас получились! Какие куклы самые удобные? Почему? (рассуждения детей). 

- Посмотрите ребята, а на   реке ещё есть место.  Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, в будущем наши куклы изменятся?  Какие они будут?

Современное время – это время робототехники. Человек придумывает использования роботов в разных видах деятельности.

-Давайте, попробуем собрать кукол будущего- роботов. У вас на подносах лежат бумажные детали и если вы приложите свое воображение и творчество, то сможете создать образ куклы-будущего. Давайте объединимся на три группы и посмотрим, каких кукол создаст каждая группа.

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу.

Мотивирует детей поделиться на группы.

Даёт поручение, ставит задачу.

Наблюдает за самостоятельной работой детей

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Самостоятельно выполняют поставленную задачу

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы;

.

VI и VII этапы

Показ ленты времени в группе.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность

(Рассматривают кукол будущего на   реке времени)

Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории возникновения куклы.

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы

Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом

Открытость

Как мне понравилось с вами путешествовать!

-  Вы были отличными матросами.

Кому бы вы хотели показать   реку  времени?

Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  Какими куклами играли ваши мамы, бабушки, прабабушки? Какие куклы есть у вас дома? Хотите научиться делать тряпичных кукол? (ответы детей)

- А, это мы с вами научимся делать завтра. В будущем, я предлагаю в нашей группе создать музей кукол.

 

 Инициирует общее обсуждения.

Комментирует высказывания.

 

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

  •  

Оценивание процесса деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"

конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности "Волшебные превращения воды"

Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы в выборе партнеров экспериментальной деятельности, используя личный опыт и представление об окружающем мире....

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков...

Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (Звуки АУИО)

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....