Помоги красавице весне
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Капитонова Надежда Константиновна

Программные задачи:

·       поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;

·       развивать чистое произношение звуков родного языка, правильное словопроизношение;

·       закреплять умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

·       воспитывать интерес к литературе, умение соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;

·       закреплять и обобщать представления дошкольников о признаках ранней весны, на основе полученных ранее знаний;

·       активизировать словарь по теме "Ранняя весна";

·       закрепить умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным;

·       развивать умение подбирать антонимы;

·       совершенствовать грамматический строй речи;

·       развивать словесно-логическое мышление, артикуляционную моторику, зрительное внимание, восприятие, координацию речи с движением;

·       воспитывать бережное отношение, любовь к природе;

·       закреплять умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

·       рассматривание альбома "Ранняя весна";

·       заучивание стихотворения И.Токмаковой "К нам весна шагает...";

·       ознакомление с загадками, поговорками и пословицами о весне;

·       пальчиковая игра "Приди, весна";

·       наблюдения на прогулке за признаками весны.

Материалы и оборудование: объёмная модель подснежника; аудиозапись (П.Чайковский "Времена года. Апрель"); мяч; конверт с письмом; картинки с изображениями явлений природы.

Методические приёмы: Игровая ситуация, загадки, координация речи с движением, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, исследовательские действия, подведение итога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

("Речевое развитие","Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие")

Составитель:

воспитатель:

Капитонова Надежда Константиновна

2016 год

Программные задачи:

  • поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
  • развивать чистое произношение звуков родного языка, правильное словопроизношение;
  • закреплять умение детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • воспитывать интерес к литературе, умение соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;
  • закреплять и обобщать представления дошкольников о признаках ранней весны, на основе полученных ранее знаний;
  • активизировать словарь по теме "Ранняя весна";
  • закрепить умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным;
  • развивать умение подбирать антонимы;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать словесно-логическое мышление, артикуляционную моторику, зрительное внимание, восприятие, координацию речи с движением;
  • воспитывать бережное отношение, любовь к природе;
  • закреплять умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • рассматривание альбома "Ранняя весна";
  • заучивание стихотворения И.Токмаковой "К нам весна шагает...";
  • ознакомление с загадками, поговорками и пословицами о весне;
  • пальчиковая игра "Приди, весна";
  • наблюдения на прогулке за признаками весны.

Материалы и оборудование: объёмная модель подснежника; аудиозапись (П.Чайковский "Времена года. Апрель"); мяч; конверт с письмом; картинки с изображениями явлений природы.

Методические приёмы: Игровая ситуация, загадки, координация речи с движением, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, исследовательские действия, подведение итога.

Ход НОД.

Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к окну и читает стихотворение Г.Ладонщикова.

Отшумела злая вьюга. 
Стала ночь короче дня. 
Тёплый ветер дует с юга, 
Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, 
Гонит с нашей горки лёд. 
Тает баба снеговая 
И ручьями слёзы льёт.

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?

Дети: О весне.

Воспитатель: Сейчас какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите, какие признаки нам говорят о том, что весна наступила?

Дети: Стало теплее. Снег тает. Небо голубое. Солнышко светит ярко, и от него тепло. Сосульки на крышах. Птички прилетели.

Воспитатель: Давайте соберём картину о весне.

Дидактическая игра "Собери весну" (Педагог подводит детей к столу, на котором разложены вырезанные картинки. Все вместе собирают картину и составляют рассказ о весне. Воспитатель наводящими и уточняющими вопросами помогает детям справиться с заданием.)

Дети: Весной солнце светит ярко. Люди делают скворечники. Капают сосульки. Тает снег. Появляются проталины. Набухают почки. Появляются первые цветы. Бегут ручьи. Много луж. Распускаются листья и цветочки. Прилетают птицы.

Воспитатель: Молодцы, какая красивая весенняя картинка у нас получилась. А теперь отгадайте загадку.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет капели звонкой,

Называется...

Дети: Подснежник.

Педагог обращает внимание детей на "полянку", где "растёт подснежник".

Воспитатель: Ребята посмотрите-ка, а вот и наш подснежник. Какой он красивый, нежный. Только почему-то он ещё не распустился. А рядом с ним письмо... Интересно, от кого оно? Давайте почитаем.

Педагог вскрывает и читает письмо вслух: "Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Весна. Вы уже увидели, что на полянке появился подснежник, но он ещё не распустился. А вы знаете, что подснежники - это первые вестники весны. И чтобы поскорей в наших краях наступила весна, надо помочь быстрее распуститься подснежнику. А для этого вам нужно выполнить несколько заданий. Я надеюсь, что вы поможете подснежнику и мне. Ваша Весна".

Это письмо от Весны, она просит помочь подснежнику распуститься, а для этого вам нужно выполнить её задания. Поможете подснежнику, не откажете Весне в её просьбе?

Дети: Поможем весне и подснежнику.

Воспитатель: Вот вам и первое задание. Я буду читать вам небольшие стихи о весне, а последние слова в них вы мнге будете подсказывать.

Игра "Подскажи словечко". Воспитатель читает короткие стихи, в конце делает паузу, чтобы последнее слово в последней строке озвучили дети.

Воспитатель:

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки, 
На снегу...

Дети: Проталинки.

Воспитатель:

Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась …

Дети: Сосулька.

Воспитатель:

Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает …

Дети: Капель.

Воспитатель:

Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…

Дети: Верба.

Воспитатель:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...

Дети: Весна.

Воспитатель:

Новоселье у скворца,

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (скворечник)

Дети: Скворечник.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно выполнили и это задание. А теперь давайте поиграем.

Игра "Весна пришла". Координация речи с движениями под музыкальное сопровождение: П.Чайковский "Времена года. Апрель".

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы вышли на весеннюю улицу и любуемся весной.

Солнце, солнце, высоко.                 Стоим на цыпочках, руки тянем вверх.
Нам от солнышка тепло.                  Легкие поглаживания руками по лицу.
Тает снег от лучей,                         Медленно приседаем.
Звонко побежал ручей.                         Бег по кругу.
Вы за ручейком бегите
Лужи все перешагните.                 Ходьба по кругу.
Вот веселый воробей                         Руки перекрещены за спиной, прыжки

В лужице купается,                         на 2 ногах по кругу.

Чистит свои перышки,                         Легкое поглаживание рук.
Отряхивается.                                 Потрясти кистями.

Воспитатель: А теперь все, как воробушки, полетели и тихонечко присели.

Дети, как воробушки, "полетели" по кругу и тихонечко присели, как бы замерли.

По окончании игры педагог подзывает детей к себе.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много знаете о весне. А вы зиму с весной не путаете? (Ответы детей.) Давайте проверим. Вот и следующее задание. Вставайте в кружочек. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечайте, что бывает весной, при этом бросайте мне мяч обратно.

Словесная игра.

Воспитатель: Зима ушла, а весна...

Дети: Пришла.

Воспитатель: Зимой медведь спит, а весной...

Дети: Просыпается.

Воспитатель: Зима холодная, а весна...

Дети: Тёплая.

Воспитатель: Зимой солнце не греет, а весной...

Дети: Греет.

Воспитатель: Зимой идёт снег, а веной...

Дети: Дождь.

Воспитатель: Зимой сугробы высокие, а весной...

Дети: Низкие.

Воспитатель: Зимой надевают шубы, а весной...

Дети: Куртки и пальто.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Но у весны ещё одно задание осталось, нужно рассказать, что каким весной бывает. Давайте я буду у вас спрашивать, а вы будете думать и отвечать мне.

Игра "Подбери словечко"

Воспитатель: Какое солнце?

Дети: Яркое, весеннее, слепящее, красивое...

Воспитатель: Какая капель?

Дети: Весенняя, звонкая, весёлая...

Воспитатель: Какие ручьи?

Дети: Быстрые, холодные, журчащие, звонкие...

Воспитатель: Какие проталины?

Дети: Первые, чёрные, большие и маленькие...

Воспитатель: Какие подснежники?

Дети: Первые, весенние, маленькие, белые, нежные...

Воспитатель: И последнее задание, которое нам предлагает выполнить весна,  - это рассказать стихи о весне.

Дети рассказывают стихи о весне. Педагог по необходимости оказывает помощь, поощряет выразительное чтение.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания Весны вы выполнили. Осталось только очень сильно захотеть, и наш подснежник распуститься. А чтобы это случилось, нужно крепко-крепко закрыть глазки и про себя попросить подснежник раскрыться.

Дети закрывают глазки, про себя поизносят просьбу. В это время педагог меняет подснежник в бутоне на раскрывшийся цветок.

Воспитатель: Открывайте глазки, и пойдёмте посмотрим, распустился ли наш подснежник.

Дети идут к "полянке".

Воспитатель: Посмотрите, он распустился и за это вас благодарит.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай Зима! Здравствуй красавица Весна. Масленица.

15  марта -  дети  и  сотрудники  нашего  детского  сада  проводили  Зиму . Все  собрались  на  площадке  у  главного ...

Конспект НОД "Освобождение красавицы весны"

В конспекте представлена система работы по развитию речи детей дошкольного возраста...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла Красавица - весна"

Беседа с опорой на картинку "Весна", физминутка "Хорошо гулять по лесу", рассматривание листьев мать-и-мачехи, составление панно"Весна", дидактическая игра "Какой, какая, какое", стихотворение о мае....

НОД в подготовительной группе на тему "Красавица - весна"

НОД в подготовительной группе детского сада. Занятие состоит из лексических заданий, заданий на развитие мышления, отгадывания загадок, работа с малыми фольклорными формами....

Презентация в МДОУ на тему "Красавица весна"

С помощью данной презентации можно ознакомленить детей с таким временем года, как весна, с её характерными признаками в природе. Презентация помогает получить детям новый материал и закрепить усвоенны...

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА – ВЕСНА (Праздник, посвященный Дню 8 марта для старшей группы)

Злая фея Холодина обиделась, что её не позвали на день рождение маленькой принцессы Весны. Она сказала, что как только принцесса научиться считать до семи, то сразу уснет. Но добрая фея Сирень всех ус...