Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста.

 

Цель: развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

Непосредственная близость к комнатным растениям, позволяет организовать в любое время:

  • Длительное наблюдение за растениями,

  • Организацию труда по уходу за комнатными растениями,

  • Систему знаний,

  • Опыты.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимопонимания с природой имеет решающее значение:

  • Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,

  • Спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,

  • Видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Этапы организации труда в природе:

    1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявления их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

    2. Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

    3. Заключительное наблюдение позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • Рассматривание внешних особенностей строения растений;

  • Наблюдения за способами их функционирования;

  • Знакомство с условиями внешней среды;

  • Выявления зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными листьями, типичным стеблем, крупными, яркими цветками, например:

  • Хризантема,

  • Кливия,

  • Фикус,

  • Бальзамин,

  • Гортензия.

Труд детей в уголке природы:

  • Мытье широких листьев,

  • Полив.

Структура проведения наблюдений за природными объектами:

  • Собрать детей и сконцентрировать их внимание (например: «Послушаем, о чем говорят цветы»);

  • Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. Осторожное тактильное обследование объекта;

  • Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении, именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.

Работа по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста проводится 1 раз в неделю в определенной последовательности:

    1. В 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;

    2. Во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;

    3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста.

Цель: развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. 

Непосредственная близость к комнатным растениям, позволяет организовать в любое время:

  • Длительное наблюдение за растениями,
  • Организацию труда по уходу за комнатными растениями,
  • Систему знаний,
  • Опыты.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимопонимания с природой имеет решающее значение:

  • Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,
  • Спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,
  • Видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Этапы организации труда в природе:

  1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявления  их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  2. Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
  3. Заключительное наблюдение позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • Рассматривание внешних особенностей строения растений;
  • Наблюдения за способами их функционирования;
  • Знакомство с условиями внешней среды;
  • Выявления зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными листьями, типичным стеблем, крупными, яркими цветками, например:

  • Хризантема,
  • Кливия,
  • Фикус,
  • Бальзамин,
  • Гортензия.

Труд детей в уголке природы:

  • Мытье широких листьев,
  • Полив.

Структура проведения наблюдений за природными объектами:

  • Собрать детей  и сконцентрировать их внимание (например: «Послушаем, о чем говорят цветы»);
  • Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. Осторожное тактильное обследование объекта;
  • Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении, именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.

Работа по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста проводится 1 раз в неделю в определенной последовательности:

  1. В 1 неделю месяца  проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;
  2. Во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;
  3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...

"Уход за растениями в уголке природы"

План - конспект. Тема "Уход за растениями в уголке природы" в старшей группе....

Авторская методическая разработка "Познание окружающего мира с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста"

Цель:  Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.Задачи: Познакомить детей с различными техниками рисования;На...

Методическая разработка по окружающему миру с использованием игровых технологий в младшем дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Данное занятие позволяет через разные виды игровой д...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...