НОД "Животные крайнего севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алексеева Ольга Васильевна

НОД в подготовительной к школе группе "Животные крайнего севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_kraynego_severa.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животный мир крайнего севера. Северное сияние.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: обогащение знаний об окружающем мире.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли («Познавательное развитие»).

2. Воспитывать  бережное отношение к природе («Познавательное развитие»).

3. Познакомить с интересными представителями мира животных  («Познавательное развитие»).

4. Пополнить активный словарь детей словами: тюлень, морж («Познавательное развитие»).    

5. Использовать худ-ные произведения для формирования целостной картины мира («Речевое развитие»).                                                                                                       6. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - поролоновым тампоном («Художественно-эстетическое развитие»).

7. Развивать образное восприятие и воображение («Художественно-эстетическое развитие»).      

8. Вызывать радость от созданного изображения («Художественно-эстетическое развитие»).           

9. Продолжать развивать интерес к музыке («Художественно-эстетическое развитие»).           

Методы и приемы:  

1. Практические: физминутки, П/и, Д/и.                                                                                                                                                  

2. Наглядные: показ картинок, слайдов.

3. Словесные: ответы на вопросы, беседа, стихи, загадки.

Материалы и оборудование:

1. Картинки, на которых изображены животные севера, слайдовая презентация «Животные севера», звукозапись голосов животных.

2. Бумага черная, поролоновые тампоны, акварельные краски, непроливайка.

                                                     

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутки «Мишка»,

                       «Все выходят по порядку».

Пальчиковая гимнастика «Тяпы-тяпы».

Изобразительная

Рисование «Северное сияние».

Восприятие худ-ной лит-ры и фольклора

Чтение стих. о животных.

Коммуникативная

Беседа  о животных.

Игровая

П/и: «Льдинки, ветер  и мороз».

Д/и: «Собери животное».

Познавательно-исследовательская

Сравнение животных.

Музыкальная

Слушание музыки.

Логика образовательной деятельности

п/п

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Целевые

ориентиры

1.

Организационный момент.

Воспитатель включает звукозапись, объясняет,

задает вопрос:                                                                                          -Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

-Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

-Сегодня наша экспедиция отправляется на Крайний Север Земли. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется  на небе. Другие полгода оно не заходит на горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты- Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

Дети отвечают на вопросы.

Ребенок проявляет любознательность.

2.

Беседа о животных.

Воспитатель задает вопросы, показывает слайды.

-Как вы представляет себе Арктику?

-Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?

-Где находится Крайний Север?

-Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

-В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткие холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

-Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть – холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочевывать к югу. Летом же океан преображается – льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб.

 Рыбой кормятся тюлени – морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира род кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5-2 м, а вес 250-300кг. Детенышей(бельков) вскармливает молоком. Тюлени могут долго находится на суше, так как дышат воздухом.

Под водой мелькнула тень,
Показались ласты.
«Ты куда залез, Тюлень,
Это же опасно!
Ты смотри не утони,
Вылезай на сушу,
Там ведь рыбы лишь одни,
Ты меня послушай».
Рассердился вдруг Тюлень,
Шевельнул усами:
«Где сидеть мне целый день —
Разберемся сами!»

Морж – крупное морское животное длиной до 3-4 м и весом до 800-1000 кг. Имеют клыки длиной 40-50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детеныши, устав плавать и или опасность, забираются на спину к матери. Мать даже ри смертельной опасности не бросает детеныша.

МОРЖ
Правда, толстокожий морж
На слона чуть-чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами –
Рыбой и морепродуктами.

 Белый медведь – крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу – моржей, тюленей –чует за много км по запаху, приносим ветром. Белый медведь занесен в Красную книгу.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Бродят в толстых шубах белые медведи,
Самые большие хищники на свете.
На моржей порою нападать решаются.
Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.
Кроме человека, нет врагов практически
У красавцев этих из пустынь арктических.
 Животный мир Арктики удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

Слушают, отвечают на вопросы.

Обладает начальными знаниями о природном мире.

3.

Физминутка «Мишка».

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Топают ногами, хлопают.

Приседают, поднимают руки вверх и опускают.

Он подвижен.

4.

Беседа о детенышах животных.

Воспитатель объясняет, задает вопросы:

-Все животные рождают детенышей и заботятся о них. Детеныши большинства животных рождаются сильными, но первое время находятся около матери.

Олень – олененок, медведь – медвежонок, тюлень – белёк. 

Воспитатель предлагает:

-Ребята, давайте отгадайте загадки:

Я среди торосов в тёплой белой шкуре спрячусь от морозов и от снежной бури  (белый медведь)
Он круглый год пасётся среди полярных мхов, по тундре носит солнце на веточках рогов (северный олень)
На льдине лёжа греется беспечно и открыто: он на клыки надеется – надёжная защита!  (морж)

Слушают.

Слушают, отвечают на вопросы.

Обладает элементарными представлениями из области живой природы.

5.

П/и «Льдинки, ветер  и мороз».

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь...

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая слова.Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договаривают-ся, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраива-

ются в круг и берутся за руки.

Участвует в совместных играх.

6.

Рисование.

Воспитатель задает вопрос:

-Какое явления природы можно наблюдать в Арктике?

-Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет

Это с неба льется свет. (Северное сияние.)

Показывает северное сияние объясняет:

-Я предлагаю нарисовать северное сияние.

-Составим алгоритм рисования:

1.Лист бумаги в данном случае лучше взять черный или темно-синий.

2.Рассмотрите картинку. Северное сияние состоит из разноцветных ломаных линий. Их можно будет нарисовать, не отрывая руки. Может быть, вам попадется картинка, где красные и зеленые сполохи кругами расходятся вокруг Полярной звезды. Можно нарисовать и такое северное сияние, но тогда надо постараться, чтобы конец круга сомкнулся с его началом.

3.Посмотрите, какого цвета сполохи на картинке и подберите соответствующие краски. Сделайте поролоновые тампоны. Для этого кусочек поролона просто намотайте ниткой на палочку. Можно взять и просто кусочки поролона, но тампонами удобнее проводить вертикальные линии, не касаясь рукой листа.

4.Отрепетируйте движение. Возьмите в руку тампон так же, как вы обычно держите карандаш или ручку. В воздухе проведите вертикальную линию немного под углом к горизонту. В верхней точке сделайте острый зигзаг и ведите руку вниз, тоже немного под углом. Зигзаги должны располагаться густо. И внизу быть ближе друг к другу, чем вверху.

5.Нарисуйте первую зигзагообразную линию на листе. Старайтесь, чтобы рука шла свободно, без малейшего напряжения. Прежде, чем рисовать вторую линию, можно дать первому рисунку высохнуть. Вторую линию рисуйте так, чтобы зигзаги попадали между зигзагами первой линии. Краска при этом размазываться не должна.

6.После того, как вы сделаете несколько белых, зеленых и ярко-красных зигзагообразных линий, дополните рисунок одиночными сполохами в разных частях рисунка.

Отвечают на вопрос,

рассматривают образец.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

7.

Пальчиковая гимнастика «Тяпы-тяпы».

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

Он подвижен.

8.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель:

-Приступайте к работе, строго выполняя наш алгоритм.                                                                            Целевые обходы воспитателя:                                         1.Контроль организации рабочего места.                  

2.Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.        

3.Оказание помощи детям, испытывающим затруднение.                                                                4.Контроль  качества выполнения работы.

Рисуют.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

9.

Физминутка «все выходят по порядку».

Все выходят по порядку –

Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.

Ходьба на месте.

Он подвижен.

10.

Выставка рисунков.

Воспитатель:

-Рассмотрите внимательно рисунки своих товарищей и выберите наиболее выразительные.

Рассматривают.

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

11.

Итог НОД.

Воспитатель задает вопросы:

-О каких животных мы с вами беседовали?

-Что рисовали?

-Что понравилось?

-Что было трудным, легким?

-Что расскажите родителям?

Отвечают на вопросы.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Мой опыт работы в условиях крайнего севера.

Где снега по пояс, стужа и морозОбжигает щёки, щиплется за носВырос город славный, в нём садик есть большой.Там я и работаю с открытою душой. Физкультурой дети любят заниматься.Все хотят бы...

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду»

Мастер-класс «Оздоровление дошкольников в условиях Крайнего Севера: «Сеанс здоровья в детском саду» , презентация к мастер классу...

Творческая работа по теме "Животные Крайнего Севера"

Для льдины использовали кусок пенопласта, семейство морских котиков связали, остальных представителей фауны Крайнего Севера принесли дети и создали эту красивую композицию! А эти  пингвины выполн...

«Подвижные игры народов Крайнего Севера» - практическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Материал предназначен для воспитателей и инструкторов по физической культуре. Подвижные игры народов Крайнего Севера не только развивают необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость,...

Сборник рассказов и сказок о Крайнем Севере

Сборник рассказов и сказок о Крайнем Севере...