Собственная методическая разработка «Дикие животные зимой. Обобщение изученного материала»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Колоярскова Оксана Алексеевна

конспект НОД по теме "Дикие животные зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obobshcheniyu_znaniy_detey_o_dikih_zhivotnyh.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Дикие животные зимой. Обобщение изученного материала»

Крылова О.А.

Воспитатель ГБДОУ № 28 Курортного района Санкт-Петербурга

Цель: 

Обобщение и систематизация знаний детей о диких животных, о жизни животных зимой

Задачи: 

Образовательные:

- Закреплять названия диких животных леса

- Продолжать знакомить с повадками животных

- Расширять представления об особенностях их внешнего вида, особенностях приспособления к жизни зимой (линька, спячка), условиях, необходимых для жизни

- Продолжать учить называть времена года, называть признаки зимы

- Учить находить взаимосвязь между живой и неживой природой

Развивающие:

-  Развивать наблюдательность, любознательность

- Развивать логическое мышление, умение делать выводы

- Развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты

- Развивать у детей познавательный интерес к природе

Воспитательные:

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к представителям живой природы

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: макет зимнего леса, картинки и игрушки диких животных, снежинки, изображение дятла, магнитная доска, карточки для игры «Найди маму», объёмные предметы для игры «Чем угостить диких животных? »

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», беседа.

Чтение и обсуждение рассказов: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц».

Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Лиса и кувшин».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается? »

Словарная работа: линька, спячка, мороз, сугробы, вьюга, метель, личинка,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, какое время года на улице?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы догадались?

(снег, холодно, деревья голые)

Воспитатель: Наступила зима. Это хорошо или плохо? Сейчас мы это выясним.

Дидактическая игра «Зима - это хорошо или плохо? »

Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных зимних примет и ситуаций. Дети их рассматривают и высказывают свои суждения.

Воспитатель: У меня есть волшебная снежинка, к кому она упадет на ручку, тот и будет отвечать.

- Скажи зима-это хорошо, почему?

- Зимой можно кататься на санках.

- Зима- это плохо, почему?

- Зимой мороз, очень холодно.

Так разбираем ещё несколько ситуаций.

Воспитатель находит письмо.

- Интересно, от кого оно? Здесь есть загадка, давайте её отгадаем и узнаем от кого.

- Это что за мужичок

Сел у дуба на сучок?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

Трещину в коре найдет-

Длинный нос в неё суёт,

Вытащит за спинку

Всякую личинку.

Мужичок тот не простой-

Это доктор наш лесной. (Дятел)

- Вот теперь мы знаем от кого письмо. Прочитаем его.

Письмо: «Здравствуйте девочки и мальчики. У нас в лесу случилась беда, была метель и вьюга. Всё замело. Животные все испугались и разбежались, и теперь не могут найти свои домики и детенышей. Помогите пожалуйста».

- Да, вот так беда. Ну что ж отправимся в путешествие и поможем нашим друзьям.

Закроем глазки (звучит музыка, воспитатель выставляет макет зимнего леса)

- Глазки открываем. Куда мы с вами попали?

Дети: Мы попали в зимний лес.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом. Тихо-тихо в лесу. Шуметь в лесу нельзя, чтобы никого не напугать. Кто же здесь живет?

Дети: Волк, лиса, медведь.

Воспитатель: Вы так думаете? Вот только что-то я никого не вижу.

А вот и наш знакомый дятел. Спросим у него.

Воспитатель:(обращается к дятлу) Здравствуй, дятел! Мы получили письмо и вот мы здесь, что нам делать? (дятел держит снежинку в клюве)

Эта снежинка для нас? Всё понятно, тут загадки.

Отгадаем загадки и узнаем, какие животные здесь живут.

1. По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

2. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это (белка)

3. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

4. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса)

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

(Все отгадки воспитатель выставляет на магнитную доску)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать всех этих животных?

(ответы детей)

Воспитатель: Все загадки отгадали, а теперь каждому животному найдем жилище, помните о этом было написано в письме.

Игра «Кто, где живет? »

(разложены жилища животных, нужно каждого дикого животного спрятать в свой домик)

Дети: Медведь- спит в берлоге.

Волк- живет в логове.

Лиса- живет в норе.

Белка- в дупле.

Воспитатель: А где же домик у зайчика?

Дети: Зайчик живет под кустом.

- Молодцы, справились с заданием и дятел очень рад.

Воспитатель: Ребята, а что есть общего у всех диких животных.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Воспитатель: А чем покрыто тело животных, как у дятла -перьями?

Дети: Нет. Тело животных покрыто шерстью. Она тёплая и согревает в мороз.

Все эти животные живут в лесу.

Физкультминутка. «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх.

Шевелитесь пальчики –

Так шевелят ушками-

Беленькие зайчики.

Крадемся тихо, на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише-

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда,

А где достать- не знал!

Воспитатель: Ребята, сказки любите? Тогда слушайте, эту историю мне рассказал дятел.

Сказка: «Как зайчонку маму искали»

. Однажды дятел услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал:

– «Мама! Мама! ».

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

– Да, я потерял маму. -

А какая твоя мама? У нее есть пушистые кисточки на ушках?

- Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверное,  твоя мама носит лохматую коричневую шубу? -

-Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

-Нет, - продолжал плакать малыш. Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

- Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

- Нет же! - неожиданно рассмеялся малыш. - Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках? -

-Да уж, - засмеялись все лесные мамы.

- А какая же твоя мама? -

-Моя мама самая красивая! -

Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы.

И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потерлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы.

Воспитатель: Ребята, а вы узнали этого малыша?

(ответы детей)

Воспитатель: Скажите, у всех животных есть свои детишки?

- А вы знаете, кто у кого есть?

Игра «Найди маму»

(работа за столами)

На карточке контурные изображения лесных мама (медведица, белка, зайчиха, волчица, лисица), а рядом изображение одного детеныша.

-Вы должны обвести изображение той мамы, чей детеныш на вашей карточке.

Дети: У меня маленький волчонок, его мама волчица.

- У медвежонка -мама медведица.

-У бельчонка- мама белка.

Игра- разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом,

За мамой волчицей шёл волчонок (идут,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках,

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Воспитатель: Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит

Игра «Чем угостить диких животных? »

(зайцу-капусту, лисе-мышку, белке-орехи, медведю-мёд, волку-кость)

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. И дятел доволен, что в лесу порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Состав чисел первого десятка. Закрепление изученного материала"

Конспект неросредственно образовательной деятельности по математике  с детьми подготовительной группы....

Методическая разработка "Дикие животные наших лесов"

Систематизировать  знания детей о диких животных наших лесов....

Собственная методическая разработка «Дикие животные зимой»

Презентация для ознакомления летей с животными, живущими в лесу, их внешним видом, жилищем. А также развитием речи: составлением простого нераспространенного предложения....

Методические разработки,"Дикие животные"

В методическом материале разработан конспект занятия для детей среднего возраста. Обучение детей павадкам диких животных, места обитания их, питание их....

методическая разработка "Дикие животные"

Методическая разработка для детей старшей группы на тему: "Дикие животные"...

Методическая разработка "Дикие животные"

Данный материал создан для закрепления и обобщения у детей младшего дошкольного возраста, знаний о диких животных, образе жизи, питании, внешнем виде. Материал разработан с примеиением ЭОР, для лучшег...