Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие в подготовительной группе детского сада. Его целью является систематизация, обобщение и расширение знаний детей об окружающем мире: формирование представления о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bogatyri_zemli_russkoy.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 368 Кировского района  Волгограда»

«Богатыри земли русской»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Составила:

воспитатель

Голикова Елена Николаевна

Волгоград 2016

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Тип: интегрированное занятие.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

- познавательная (решение проблемных ситуаций, моделирование);

- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);

- игровая (дидактическая игра);

-двигательная (игровое упражнение, игра под музыку)

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Цель: систематизировать, обобщить и расширить знания детей об окружающем мире: формировать представление о героическом прошлом русского народа древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Задачи:

- развивать интерес к историческому прошлому Руси;

- учить отвечать на вопросы в зависимости их содержания и формы, правильно строить предложения;

- развивать у детей умственные операции (умение анализировать, делать вывод, обобщение);

- развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание;

-активизировать словарь детей: предки, булава, палица, кольчуга;

- развивать элементы речи, мышления, внимания;

- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», рассказ Г. Скребицкого «Передышка», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова, иллюстраций.

Оборудование и материалы:

- телевизор (показ слайдов - репродукции картин В.М. Васнецова «Богатырь», «Богатыри»);

- магнитофон (аудиозаписи вступление к опере Мусоргского «Хованщина»- «Рассвет на реке», песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» (физкультминутка);

-картинки: кольчуга, шлем, сапоги, фуражка, валенки, меч, сабля, щит, копье, булава, палица, конь, танк.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы работы

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

1. Вводная часть.

Задачи для воспитателя: создать условия для образовательной деятельности.

Задачи для воспитанников: настроиться на образовательную деятельность

Методы: рассказ, беседа, контактная игра.

- Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь.

- Дети, а вы знаете, в разных странах здороваются по- разному. Вы знаете как?

- Хотите узнать?

- Вот, например, во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Жители Крайнего Севера трутся носами.

Русские люди в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила и пожать руку - значит поприветствовать, сильно руку пожимать не надо, чтобы не причинить боль другому человеку.

- Давайте мы с вами поприветствуем друг друга по русскому обычаю. Пожелаем друг другу здоровья и успехов.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это- русское раздолье,

Это- русская земля!

Вижу горы- исполины,

Вижу реки и моря:

Это- русские картины,

Это- родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это - русская сторонка,

Это - родина моя!

- Дети, вам понравилось стихотворение?

- О чем это стихотворение? Кто знает?

- Правильно, в этом стихотворении говорится о нашей Родине.

- Ребята, как вы думаете, что такое Родина? Что значит это слово?

- Да, вы говорили все правильно. Родина- это страна, в которой мы живем. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, отмечают общие праздники, у них общие традиции, обычаи, а если будет необходимость, то и защитят Родину от врагов.

- Ребята, а вы знаете, как называется страна, в которой мы живем?

- Дети, мы с вами живем в стране, у которой удивительное имя - Россия.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец.

- А всегда ли Россия была такой? Как вы думаете?

- Ребята, мы с вами живем в современном мире, играем на компьютере, пользуемся сотовыми телефонами, ездим на машинах, носим модную одежду…, но очень интересно узнать,  кто были наши предки. Как они жили в давние времена, чем занимались? Хотелось бы вам знать?

- Дети, а вы знаете кто такие предки?

- Наши предки жили очень давно, когда не было не только вас, но и вашего прапрапрадедушки еще не было на свете. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

- Правильно, славяне - это славный народ.

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить? Кто скажет?

- Здравствуйте! Доброе утро!

Дети затрудняются с ответом.  

- Да, хотим.                    

Дети приветствуют воспитателя и друг друга.

- Мне понравилось стихотворение. Да, очень.

- Это стихотворение о Родине. О родном крае.

- Родина у каждого человека одна. Это место, где человек родился и живет.

- Наша страна называется Россией.

- Я думаю, что она была меньше. Жило меньше людей. Россия была не такая красивая, как сейчас.

- Да.

- Это люди, которые жили очень давно. Это наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки.

- Я думаю, что это слово похоже на слово слава.

- Мы будем говорить о старине.

 Я думаю, что мы будем говорить о прошлом нашей Родины.

 О славянах.

2. Основная часть.

Задачи для воспитателя: активизировать детей на закрепление и расширение имеющихся и получение новых знаний. Познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри». Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения. Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов

Задачи для воспитанников: упражняться в решении проблемной ситуации.  Фиксировать полученные знания  в ходе создания модели. Учиться отвечать на вопросы в зависимости их содержания и формы, правильно строить предложения, активизировать в речи слова предки, булава, палица, кольчуга.

Методы:  показ, беседа, словесная игра.

- Ребята, что вы знаете про древних славян? Какими они были?

Игра «Какие они славяне?»

- Молодцы! Правильно описали славян.

Много у нас на Руси лесов, рек, растений, животных. Издавна все эти богатства привлекали наших врагов, хотели они завладеть этими землями. В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленные добро. Все это описано в книге «Слово о полку Игореве»

(показ слайда)

- Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой земли русской.

- Ребята, подумайте и скажите мне, как называли в давние времена  защитников земли русской?

- А кто такие богатыри? Какими они были?

- Правильно. Богатыри защищали Русь от набегов врага и не жалели жизни за матушку- землю, отчий дом.

-Дети, а откуда вы узнали о богатырях?

- В те времена русы славились богатырской силой, об их подвигах слагали былины, сказки. Слава о некоторых богатырях дошла до наших дней.

- А что такое былина? Кто мне скажет?

- Былины - это русские народные песни, сказания, сочинял их народ, они не имеют авторов, как современные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

- Ребята, как вы думаете, что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

- Какие пословицы вы знаете о доблести и любви к Родине?

- Молодцы! Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной картиной.

Показ слайда- репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»

- Ребята, кто знает,  как называется эта картина?

- Картина называется «Богатыри»

А кто знает имя художника этой картины?

- Ребята, эту картину написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он создал серию историко- былинных картин.

(звучит вступление к опере «Хованщина»- «Рассвет на реке»)

- Дети, посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

- Да, на этой картине мы видим трех защитников Руси.

- Кто знает и может назвать их имена?

- Как художник изобразил богатырей?

- Ребята, а сейчас я загадаю загадки про оружие и доспехи богатырей. Слушайте внимательно:

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Что это?

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

Оружие- это не просто поднять, не просто поднять, но и в руке удержать. Ну, что догадались?

- Конечно, меч. Ребята, а что еще защищает богатыря от удара врага?

- Ребята, какое вы еще видите оружие у богатырей?

- Правильно. А теперь давайте рассмотрим каждого богатыря отдельно и расскажем о нем. Согласны?

- Кто находится в центре картины?

Как вы догадались?

- Из какого он города?

- Правильно, он из города Мурома, поэтому его и зовут Илья Муромец.

«Из того ли города из Мурома,

Из того села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец…»

- Дети, а кто слева от Ильи Муромца?

- Расскажите о нем, какой он?

«Славный молодей Добрыня

Взмылил конские бока,

Прямоезжую дорогу

Одолел в четыре дня.

О его победах слава

На Руси давно гремит…»

- Дети, кто справа от Ильи Муромца?

-Какими качествами обладал этот богатырь?

«Первым вызвался Алеша

Сын ростовского попа

Для него любая ноша

Легче мелкого клопа…»

- Ребята, как одеты богатыри?

- Зачем она нужна богатырю? Как вы думаете?                    

- Что надето на голове? Для чего?

- Шлем изготавливался из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

- Куда смотрит каждый из богатырей?

- Дети, что охраняют богатыри?

Ребята, как вы думаете, кто был главным другом богатыря?

- А вы хотели бы стать богатырями?

Давайте проверим вашу выносливость.

Физкультминутка.

Раз, два, три- мы теперь богатыри.

Руки вверх мы поднимаем,

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо,

Ни в морях,

Ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу

Пусть уходит враг с дороги.

- Как вы думаете, что делают в поле богатыри?

- Правильно. А кто из богатырей вам больше нравится?

- Ребята, чем похожи и чем отличаются богатыри?

- Еще, ребята, они разные по происхождению, Илья Муромец- крестьянский сын, Алеша Попович- сын ростовского попа.

- Молодцы! Все верно подметили и сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алеша Попович- самые любимые и известные богатыри русские. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.  

Илья Муромец сидит на дородном коне. Какой под ним Конь?

- У Ильи Муромца вороной конь. Богатырь кряжист, могуч, как вековой лес. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье.

По правую руку от Ильи Муромца- Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин.  Одет он нарядно и богато. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь, ноздри раздувает, видно врага чует.

Алеша Попович храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Добрыня Никитич и Илья Муромец, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он воин и гусляр. Вооружен он скромнее.

- Ребята. А вы знаете, что такое гусли?

Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер богатырь, не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове. У богатырей одна задача- не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Руси, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Собери богатыря в дорогу» 

А теперь давайте послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и подбирают прилагательное к существительному

- Светловолосые, голубоглазые, высокие, сильные, выносливые, смелые, храбрые, отважные, гостеприимные.

- Солдатами. Богатырями.

- Богатыри защищали Русь от врагов. Они были сильными, смелыми. Богатыри были храбрыми, отважными, выносливыми.

- Смотрели мультипликационные фильмы.  

О богатырях я узнал из русских народных сказок, былин.

Ответы детей.

- Им помогала любовь к родной земле. А еще смелость, сила, отвага, доблесть.

- Сам погибай, а товарища выручай.

За край свой насмерть стой!

Жить - Родине служить.

- Эта картина называется «Три богатыря»

Дети затрудняются с ответом.

- Здесь изображены русские богатыри.

- Это Илья Муромец. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

- Васнецов изобразил богатырей в виде сказочных героев.

- Кольчуга.

- Это шлем.

- Это меч.

- Я думаю,  это щит.

- Колчан со стрелами. Копье и булава.

- Да.

- Илья Муромец.

- Он самый старший, мудрый, умный богатырь

- Он из города Мурома.

- Добрыня Никитич.

- Спокойный, рассудительный, мужественный.

- Алеша Попович, он самый молодой из этих богатырей.

- Хитростью, ловкостью, смекалкой.

- На тело надета кольчуга -  железная рубашка.

- Кольчуга защищает богатыря от ударов копья, стрел, меча.

- Шлем. Он защищает голову богатыря.

- Богатыри смотрят вдаль, не видно ли где врага.

- Землю русскую, ее границы.

- Конь.

- Конечно.

- Да.

Дети шагают.

Дети поднимают руки вверх

Шагают.

Руку ко лбу, смотрят сначала влево, затем вправо.

Повороты туловища.

Дети выполняют приседания.

Маршируют на месте.

- На заставе, охраняют Русь от врагов.

- Мне нравится Алеша Попович, потому что он хороший товарищ. Врага побеждает хитростью и ловкостью.

Мне понравился Добрыня Никитич, потому что он победил Змея Горыныча.

Мне нравятся все богатыри, потому что они всех защищают. Они добрые, справедливые.

- Богатыри разные по возрасту, имеют разных коней. У них разное оружие. У них разные характеры и лица.

Похожи они тем, что защищают Родину от врага.

- Черный конь.

- Это музыкальный инструмент.

Детям предлагается набор картинок, из которых они должны выбрать предметы, относящиеся к богатырям.

Дети выполняют задание.

Дети слушают аудиозапись.

- Гордость, решительность.

3.Заключительная часть.

Задачи для воспитателя: помочь детям закрепить полученные знания

Задачи для воспитанников: закрепить полученные представления о прошлом Руси, о жизни  наших предков, о богатырях русских.

Методы: вопросы, рассказ

- Ребята, наше знакомство с прошлым нашей страны подходит к концу. Понравился вам рассказ о богатырях?

- Какими были русские богатыри?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Дети, вы сегодня были молодцы, внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, и я вам приготовила небольшой сюрприз. Я хочу вам подарить на память о наше беседе листы - раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома или в детском саду. Можете подарить кому-нибудь, заодно и рассказать своим родным и друзьям о том, что сегодня узнали и запомнили.

- Да. Очень понравился.

Ответы детей.

- Мне понравилась игра «Собери богатыря в дорогу». Мне понравилась музыка, которая сегодня звучала. А мне физкультминутка. Я с удовольствием слушала про богатырей, узнала много нового. Мне понравилась картина Васнецова «Богатыри». Мне понравилась игра, где мы рассказывали про славян.

 Дети благодарят за подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Русская ярмарка»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Русская ярмарка». Предназначен для детей 4-5 лет. Позволяет познакомить дошкольников с культурой русского народа....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: «Русский сувенир»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы по народному декоративно-прикладному искусству на тему: "Русский сувенир"...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...