Конспект НОД "Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

Образовательная деятельность имеет экологическую направленность. Цель данной непрерывной образовательной деятельности: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о выращивании и производстве хлеба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otkuda_hleb_prishel_shapovalovoy_s.v.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Сказка»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 по  образовательной области

 «Познавательное развитие»

Тема: «Откуда хлеб пришел»

(старший дошкольный возраст)

(познавательно – исследовательская деятельность)

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                  МАДОУ «Сказка»

                                                                                                  Шаповалова С.В.

Когалым 2016г.

Цель: способствовать формированию представлений детей старшего дошкольного возраста  о  производстве хлеба.  

Задачи: 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

-продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновых культур (пшеница, рожь);

-систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о машинах участвующих в выращивании и сборе урожая зерновых культур: трактор, сеялка, комбайн и о  месте хранения зерна - элеваторе;

-закрепить знания  детей о злаковых  растениях (рожь,  пшеница),  их сходствах и различиях, свойствах;

-способствовать расширению представлений детей о способах изготовления муки (перемалывание зерна) и ее свойствах (мука мягкая, пушистая, белая, рассыпчатая, легкая);

-систематизировать знания детей о разнообразии  хлебобулочных изделий (батон, ватрушка, каравай, сушка, пирожок, рогалик);

-продолжать формировать  познавательно - исследовательские действия через рассматривание колосьев,  зерна, муки, озимых под снегом;

-развивать умение анализировать, сравнивать (колоски ржи и пшеницы);

-закреплять умение складывать из частей целую картинку.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-упражнять в лепке хлебобулочных изделий с использованием ранее усвоенных приемов  и способов лепки из соленого теста.

Образовательная область: «Речевое развитие»

-развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями;

-активизировать в речи детей прилагательных характеризующих свойства хлеба,     зерна, колосьев, муки;

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-развивать мелкую  моторику рук;

-воспитывать уважение  к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, через использование  пословиц

Предварительная работа:  

-познавательные вечера «Сейчас узнаем»  (Как хлеб приходит на стол);

 -беседы с детьми о труде пекаря;

-чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

-знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

-рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

-«Стол удивлений»-проращивание семян пшеницы;

-экскурсия на кухню во время замешивания теста,  выпекания булочек;

-лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

-совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;

-выполнение игровых и познавательных заданий чуда-дерева;

-составление коллажа "Берегите хлеб!".

Словарная работа: активизация  словаря:  поле, земля, трактор,  батон, булка,    пирожок,  урожай,   свежий,   мягкий,   душистый,    ароматный,   хрустящий,   пшеничный,   ржаной,   белый,  сдобный, пышный, колос, комбайн, уборка, элеватор, мука.

обогащение словаря: озимые, хлебобулочные изделия, всходы.
Материалы и оборудование: профессор Всезнайка, хлебобулочные изделия, крошки хлеба, колосья ржи, пшеницы, мука, рожь, разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий, чудо-дерево, электрическая кофемолка,  пророщенные семена, снег, разнос, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, машина, соленое тесто, мультимедийная  презентация, компьютер, лупы.

Методы и  приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадка, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Наглядные: презентация, рассматривание хлебобулочных изделий, наблюдение за работой кофемолки, показ озимых всходов, рассматривание колосьев, зерна, муки.

Практические: лепка из соленого теста, сравнение колосков, исследование зерен ржи, муки.

Игровые: игра «Собери картинку».

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

Ход деятельности

 Дети играют в группе, занимаются своими делами.

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня после завтрака я попросила дежурных собрать остатки хлеба, крошки вот в эту коробочку. Подскажите, что мне с ними сделать (дети предлагают отнести на кухню, в зимний сад, покормить птиц на улице…)

(Дети обращают внимание на чудо-дерево)

- Как у наших,  у ворот,  чудо-дерево растёт,

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А интересные задания и картинки на нём.

Вы все к дереву спешите, что на нем посмотрите.

(Дети подходят к  чудо - дереву, рассматривают, предлагают снять конверты и посмотреть что в них).

-Ребята, что же лежит в конвертах? Как вы думаете, что нам  нужно сделать?

(Дети предлагают собрать разрезные картинки и посмотреть, что получится).

- Назовите, что у вас изображено на картинках? (хлеб, батон, пирожки, рогалики…)

 -Как всё это можно назвать одним словом? (Хлебобулочные изделия)

- Вы знаете откуда хлеб попадает к нам на стол? А как мы можем об этом узнать? (прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у профессора Всезнайки)

Ну что ж пойдемте к профессору Всезнайке, может он нам расскажет.

Беседа с профессором Всезнайкой

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

 (Воспитатель от имени профессора обращает внимание детей на стол с хлебобулочными изделиями)

- Дети, что вы видите на столе? (называют хлебобулочные изделия).

- Расскажите о хлебе, какой он  (вкусный, душистый, ароматный, мягкий, свежий, белый, черный, румяный…)

-Из чего пекут хлеб? (из муки)
-Из чего муку получают? (из зерна)
- В какое время года сеют зерно? (весной)
- А ещё когда? (осенью)

- Как вы думаете, дети, зерно, которое лежит под снегом замерзает?

Рассматривание проросших семян

-Сейчас мы с вами посмотрим, что же происходит под снегом.

(На подносе под салфеткой снег. Ребенок лопаткой раскапывает снег, находит проросшие семена – всходы)

В. Эту рожь называют озимой. Её сеют осенью. Зёрна успевают до холодов прорасти. Всю зиму они лежат под снежным одеялом. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти.  Растет рожь до следующей осени, а потом хлеборобы соберут урожай.

Чтобы узнать, откуда хлеб на стол пришел профессор Всезнайка приглашает вас в путешествие.

Просмотр  презентации «Этапы выращивания хлеба»

 За дверью слышится сигнал машины.

В: Дети, что-то сигналит, пойдемте, посмотрим что же там? (Машина выезжает в группу)

Что лежит в кузове грузовика? Машина привезла нам настоящие колосья.

Дети забирают колоски и проходят за столы.

Экспериментирование с колосьями

Дети рассматривают и сравнивают колоски ржи и пшеницы, делают вывод:  

- Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Колос ржи колючий.

В: В колоске не одно, а много зёрнышек. Давайте рассмотрим зерно пшеницы. Возьмите лупы и зерно.
В: Внимательно посмотрите и скажите, какого оно цвета?
В: Теперь определите, какой формы зерно?
В: Накройте зерно другой ладонью. Какое оно на ощупь гладкое или колючее? Какое зерно по размеру?
В: Давайте теперь, определим, оно твёрдое или мягкое?
В: Скажите, ребята зерно по весу тяжёлое? Тяжело его было держать в ладошке?
Дети формулируют вывод:  зерно пшеницы жёлтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твёрдое, а по весу лёгкое.

Фиксация результатов в личных блокнотах

 -Что нужно сделать, чтобы запомнить результаты эксперимента? (зарисовать в наших блокнотах)
-Наше путешествие продолжается.

В: В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. Колоски созрели, зерна пожелтели, и на поле выехала техника. Отгадайте загадку:

               Он идет, волну сечет

               Из трубы зерно течет (Комбайн)

Что делает комбайн в поле?

- Дети, куда же везут собранный урожай с поля?

В: Зерно хранится на элеваторе. Там зерно сушат, хранят.

 Хоть и собрано зерно,
    Да не хлеб еще оно.

     А затем зерно везут на мельницу.

 Здесь такое с ним твориться,
    В  оборот его берут,
    В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

Демонстрация эксперимента воспитателем

Приглашаю детей подойти к столу, где лежат зёрна ржи, кофемолка

- Ребята, как вы думаете, с помощью кофемолки можно получить муку? (предположения детей). Сегодня мы с вами тоже попробуем получить муку у нас в группе. Засыпаем зерно (засыпают) в кофемолку и включаем кнопку. Зерно, с помощью ножей, которые находятся внутри кофемолки, перетирается и получается мука.

(Дети рассматривают муку, полученную с помощью кофемолки)

-А вот такую муку делают на настоящей мельнице (показ муки). Какая мука? (белая, рассыпчатая, мягкая…) (Дети  обследуют)

- Куда дальше везут муку?

- Что делают с мукой в пекарне?

- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?

- Пекарь выпекает много разных хлебобулочных изделий.

Практическая работа

-Ребята, вчера мы с вами приготовили соленое тесто. Как вы думаете, что можно слепить из соленого теста? (хлебобулочные изделия)

(Дети лепят хлебобулочные изделия для сюжетно ролевой игры «Магазин»)

Работа с пословицами

-Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы  о хлебе? (Ответы детей)

 «Хлеб - всему голова!»

«Без хлеба - нет обеда!»

«Будет хлеб - будет и песня»

«Хлеб да вода – богатырская еда»

«Худой обед, если хлеба нет!»

-Наше путешествие закончилось, и вы теперь знаете, откуда хлеб на стол пришел.

-Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

(Рассматривание и обсуждение выполненных работ детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

Конспект "Откуда хлеб пришел?"

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшей группы...

Конспект Откуда хлеб пришел?

Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.Задачи:1....