Образовательная область: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) Тема: «Космос» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бахарева Оксана Петровна

Открытое занятие в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_aprel.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Тема:      «Космос»

Программное содержание:   

Познавательные:    Расширять представления детей о космосе: о строении Солнечной системы, космических явлениях, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующем накоплению  представлений о космосе. Формировать  навыки работы в интерактивной программе.  

Развивающие:    Развивать внимание,  логическое мышление, обогащать и активизировать словарь на тему «Космос».

Воспитательные:      Воспитывать интерес к познанию космических глубин. Воспитывать  познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материал:  видеокамера, ноутбук, интерактивная доска,  аудиозапись «голос Незнайки»,  электронные картинки по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников.

Индивидуальная работа: Артем А, Сережа, Степа –  работа в интерактивной программе.

Предварительная работа: Чтение и беседы о космосе с показом презентациий, фотографий и рисунков, рисование, раскрашивание  на космическую  тему; организация выставок детских работ в группе, домашний просмотр мультфильма «Незнайка на Луне»

Содержание организованной деятельности:  

Орг.момент. Просмотр видео-релакс «Волшебный полет»

-Ребята, как вы думаете, все ли мы знаем о космосе? (ответы)

I.Игровая ситуация «Горе-космонавт»  1 стр.  Изображение Незнайки появляется на экране интерактивной доски, выходит на связь.  (аудиозапись)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я попал в беду.  Не послушался Знайку, сел в ракету, нажал на какую- то кнопку и вот лечу в космос! А ведь я совсем ничего не знаю о космосе.  Помогите мне!

II. Конечно мы поможем Незнайке. Наш сегодняшний разговор о космосе мы запишем на видеопленку и запись отправим Незнайке в космос. (включаем видео камеру)2 стр.

- Ребята, взгляните на фото, которое нам прислал Незнайка с космического корабля.

- Как называются эти планеты (спрашиваю детей, которые не изготавливали дома планеты)

III.   А сейчас мы пройдем в наш космический музей. (перед детьми разные планеты, ребенок выбирает сделанную им планету и рассказывает о ней детям)

Меркурий. 1 (Никита Д) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая. Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами, а ночью промерзает.

Венера. 2 (Степа Б) Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков.  Это самая горячая планета.

Земля 3 (Настя Л) – это третья планета по счёту от Солнца. Земля – это единственная планета, на которой есть вода и кислород, следовательно, есть жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.  

3 стр.– Вот наша Земля. Как вы думаете, почему мы можем дышать? (ответы) Правильно, нашу планету окружает атмосфера. Кто изобразит атмосферу вокруг Земли? (выходит ребенок и с помощью «2D фигуры и толщины» изображает синий круг вокруг планеты) Ни на одной планете нет атмосферы, это кислород, которым мы дышим, он еще задерживает все, что может попасть к нам из космоса. А что может попасть к нам из космоса? Все космические предметы просто сгорают, попав в атмосферу, не долетев до Земли.

Марс. 4 (Ярослав)  Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она похожа с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни, т.к. Марс состоит из углекислого газа ( вредного для всего живого). На его поверхности есть вулканы. Поверхность Марса – красная.

Юпитер 5 (Степа К) – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.

Сатурн 6 (Влад) – имеет обширную систему колец, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

Уран 7 (Вероника) Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». Про него говорят, «катится как шар по блюдцу».

Нептун 8 (Артем Б)- голубой гигант, состоящий из газа. Эта планета названа в честь древнегреческого бога морей и океанов Нептуна. Его поверхность из космоса выглядит голубой. Нептун отличается от остальных планет тем, что крутится сверху вниз. На Нептуне практически всегда очень холодно. А именно около  –273 градуса.

Плутон 9 (Катя)- карликовая планета, состоящая из камня и льда. Это до недавних пор была 9-я планета по счету от Солнца и самая маленькая. Настолько маленькая, что недавно ее перестали считать планетой. Плутон обегает Солнце почти 250 лет. Планета была названа в честь греческого бога подземного царства Плутона.

Солнце (Эльдар) – это огромная раскалённая звезда. Его свет и тепло дают жизнь всему живому на планете. Многие явления природы на Земле зависят от Солнца. Но не все солнечные лучи полезны, есть среди них и вредные.

Луна (Саша) – самая близкая к Земле планета. На Луне много гор. Вся лунная поверхность покрыта слоем космической пыли. От луны многое зависит на Земле. Луна влияет на приливы и отливы в морях и океанах; на процессы, происходящие в природе и организме человека. Существуют лунные календари, лунное затмение, полнолуние.

IV.  Приглашаю вас к столу экспериментов. Почему на поверхности Луны много кратеров?

Эксперимент « Лунные кратеры». 
В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

- А вы знаете, почему ребята, в таком порядке, друг за другом рассказали о планетах? В таком порядке планеты расположены в Солнечной системе. (возврат к 2 стр.)

Предложить детям по очереди расставить планеты, начиная с первого круга. Какая планета ближе всех к Солнцу? и т.д.

V.4 стр. Игра «Кто лишний?» (Использование «шторки» на интерактивной доске для закрытия лишних картинок. Дети в каждой строчке находят лишнюю картинку и уводят ее карандашом за пределы таблицы.)  

1строчка – Юрий Алексеевич Гагарин. Почему лишний? (ответы) Что вы знаете о Гагарине? (ответы) Дополнить: Гагарину было 27 лет. Окончил Чкаловское военное авиационное училище. Корабль Гагарина «Восток 1» совершил 1 виток вокруг Земли, пробыв в космосе 108 минут.

2 строчка – Сергей Павлович Королев. Почему лишний? (ответы) Что вы знаете о Королеве? (ответы) Он был главным конструктором. Изобрел первый искусственный спутник Земли.

3 строчка – Константин Эдуардович Циолковский. Что о нем знаете? (ответы) Его называют отцом космонавтики. Изобрел первую ракету. Был очень изобретательным, много читал, самостоятельно изучал математику.

4 строчка Собака «Лайка» На втором советском спутнике, запущенном 3 ноября 1957 года, находилось живое существо – собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

-Кого еще из космонавтов вы знаете? (ответы детей) Показать фото и коротко рассказать.

VI. Физкультминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом,  (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете  (соединить руки над головой)

И открою все планеты!  (обвести руками большой круг)

VII. Гимнастика для глаз. Мы звездочки увидели, глаза подняли вверх.

Вот звезды полетели, глаза вправо посмотрели.

Вот звезды полетели. Глаза вправо посмотрели.

А теперь звезда внизу, закрыли глаза донизу.

VIII. 5 стр. Игра «Собери картинку» (ракета, орбитальная станция «Мир», первый спутник – дети собирают на интерактивной доске части картинок в целое) Что это? Что вы о них знаете? Дополнение: Спутники выполняют самую разную работу: следят за движением облаков, это помогает точнее предсказать погоду. Следят за движением судов в океане. Если судно терпит бедствие, то спутник передает сигнал спасательной службе. Они разносят по всей земле телефонные разговоры, передачи телевидения. С помощью спутников можно  находить в земле залежи полезных ископаемых и еще много других полезных дел выполняют спутники.

Рефлексия

1 вариант: Вот видите, что-то мы знали о Космосе, а что-то только сегодня узнали.  Что узнали нового? (выключаем камеру) Нашу видеозапись мы просмотрим, отредактируем, что-то добавим и отправим  наши видео-знания Незнайке. А вот вам загадки – задания от Незнайки, он не смог их разгадать. Если вы не сможете сами разгадать, то попросите помощи у родителей и может быть вы еще откроете для себя что-то новое о Космосе.

2 вариант: Кластер «Космос» Игра «Что относится к космосу?»  Дети на интерактивной доске отмечают нужную картинку галочкой или каким то другим значком. Поясняют, что она означает, при необходимости воспитатель добавляет.

 

Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»

   

Вот выходит на парад                                Дети маршируют по кругу.

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам.                       И.п. – стоя, ноги вместе, руки к

Дружно мы покажем вам.                          плечам. На счет «раз» -  руки в

                                                                      стороны, на счет «два»  

                                                                      вернуться в и.п.

На пояс обе руки ставим                            И.п. – стоя, руки на поясе, ноги

И наклоны выполняем.                              на ширине плеч. Наклоны

                                                                      вправо и влево.

Руки за голову – вот                                   И.п. – стоя, руки за голову. Ноги на

Наклоняемся вперед.                                  ширине плеч. Наклоны вперед,

                                                                      держа спину прямо.

Приседаем и встаем                                    И.п. – стоя, руки на поясе.        На счет

И ничуть не устаем.                                    «раз» - присесть, руки вперед, на  счет

                                                                      «два» - вернуться в и.п.

Раз – прыжок, два – прыжок,                    Прыжки на правой ноге, затем на

Ногу ставим на носок.                               левой ноге, в чередовании с ходьбой.

И опять шагаем,                                          Ходьба по кругу, поднимая и пуская

Руки поднимаем.                                         руки.

Загадки:

Звездолёт - стальная птица,                                                                                                        Он быстрее света мчится.
Познаёт на практике
Звёздные …
галактики

В чёрных дырах темнота
Чем-то чёрным занята.
Там окончил свой полёт
Межпланетный …
звездолет

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это чёрная …
дыра.

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты…
кометам.

У  ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
космонавт.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
ракета.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всём
Умный дядя …
астроном.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
телескоп.

Одни из первых существ, полетевшие в космос: кот Феликс, обезьянка Бейкер.

У Белки и Стрелки были попутчики::
40 мышей,  две крысы,
некоторые виды насекомых,  растения, грибковые культуры,
микробы,
семена пшеницы, гороха, лука и другие био-объекты.

Первыми животными, выжившими после полёта вокруг Луны, стали две черепахи, несколько мучных червей, мушек и бактерий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» «Что такое пень?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии Образовательная область «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим м...

КОНСПЕКТ Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром для детей второй младшей группы на тему: «Снежные загадки»

Цель: продолжать накапливать опыт установления частных связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы у детей 3-4 лет Задачи:-       учить уста...

Конспект занятия. Образовательная область -познавательное развитие,ознакомление с окружающим миром. Тема: " Мой город Санкт-Петербург"

ОО Познавательное развитие. Ознакомление  с окружающим миром. Тема:"Мой город Санкт-Петербург" Материал патриотической направленности. Для занятий в начале учебного года (1 сентября)....

Конспект ОД образовательной области «Познавательное развитие», Ознакомление с окружающим миром Тема: «Старинные народные обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»

Знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить откуда произошли русские обычаи: гостеприимство и взаимопомощь, где их исторические корни....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...