Конспект занятия по развитию с окружающим "Театры и музеи Москвы"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Познакомить детей с самыми известными в Москве Большим театром и Третьяковской галереей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu.docxtim.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему : «Театры и Музеи Москвы»

Цель:  познакомить  детей  с  самыми  известными  в  Москве, и  во  всем  мире,  кукольным театром им. Образцова, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей.

Задачи:

-  знакомство  с  Большим  театром,  Государственной  галереей  и  кукольным  театром  им. Образцова;

- вспомнить правила поведения при их посещении;

- приобщить детей к русской национальной культуре;

- способствовать развитию эстетического вкуса;

- воспитание интереса и любви к столице нашей Родины.

Материалы  к  занятию:  иллюстрации  с  изображением  Большого  театра,  Государственной Третьяковской  галереи,  кукольного  театра  им.  Образцова;  запись  отрывка  из  оперы  П.  И. Чайковского  «Иоланта»;  записи  отрывков  из  балета  П.  И.  Чайковского  «Лебединое  озеро»  - «Модерато», «Кода (танцы лебедей) » 2-е действие (окончание) ; репродукции с картин: «Балерина», «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Московский дворик» В. Д. Поленова.

Ход занятия

-Где мы с вами побывали в прошлый раз? (В Кремле, на Красной площади.)

- Это сердце Москвы, сюда в первую очередь приходят люди, впервые попавшие в столицу, здесь часто бывают москвичи.

-Сегодня мы продолжим прогулку по городу. Красива Москва, много в ней интересных мест, обо всём и не расскажешь.

-Вы были когда-нибудь в театре?

-В каком? (Ответы детей)

-Ну что, давайте начнем нашу экскурсию.

-В  Москве  много  детских  театров,  например:  кукольный  театр  имени  С.  В.  Образцова.

Посмотрите, над входом театра  - часы. Они очень интересные: каждый час бьют они, открываются

окошечки  и  появляются  звери,  играющие  на  музыкальных  инструментах:  мишка  -  на  тарелках, поросёнок - на барабане, коза - на гармошке, баран - на балалайке и т. д.

В 12 часов дня открываются все окошки, в остальные часы - по одному. В театре есть музей кукол, которых привезли сюда из многих стран мира.

Посмотрите на иллюстрацию с куклами. Они разнообразные и их очень много. В этом театре показывают очень интересные кукольные спектакли.

- Если  вы  попадете  в  Москву,  как  вы  узнаете,  что  находитесь  около  кукольного  театра  им.

Образцова? (По часам.)

- Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их с удовольствием посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете ходить в эти театры.

Сегодня вы узнаете и об одном из самых известных в мире театров. Он находится в Москве.

Давайте пройдем дальше. (Подходим к следующим иллюстрациям). Это Большой театр. Посмотрите на  него  и  запомните.  Это  красивое  белое  здание  с  высокими  колоннами.  Наверху  здания  - скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четвёркой лошадей. Построили  Большой  театр  более  100  лет  назад.  Один  мастер  задумал,  каким  должен  быть театр, как он должен выглядеть.

-Как назвать такого мастера? (Архитектор.)

- Другие мастера строили этот театр.

-Кто они? (Строители.)

-Большой  театр  -  это  театр  оперы  и  балета.  Представьте,  в  большом  зрительном  зале Большого  театра  собрались  зрители.  Сцена  закрыта  занавесом.  Музыканты  оркестра  настраивают свои инструменты.

Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются артисты.

Весь спектакль будет звучать музыка. Весь спектакль артисты будут под неё петь.

Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы. В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта. Иоланта  жила  на  берегу  моря  в  доме,  похожем  на  дворец.  Возле  дома  был  дивный  сад,  в котором росли кусты прекрасных роз - белых и красных. К сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла -она была слепая. Бедная  девушка  никогда  не  видела  людей,  с  которыми  жила,  солнце,  небо,  море,  деревья, цветы. У неё были красивые голубые глаза, однако даны они ей лишь для того, чтобы плакать, - так говорит сама Иоланта.

В  один  прекрасный  день  появляется  юноша.  Он  рассказывает  слепой  девушке,  что  

значит видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звёзд сиянье, море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу природы и насладиться ею!

А Иоланта ему отвечает: "Чтоб познать красу природы, рыцарь, мне не нужен свет". Красота для слепой девушки - это благоухание цветов, пение птиц, журчание ручья. И всё же она очень хочет видеть.

- Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой.

- Но в опере нет привычного для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение под неё двух людей.

Итак, слушайте «Гимн свету».

- Знаете ли вы, кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Музыку к опере «Иоланта» написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач. Прозрев, она с изумлением и восторгом  видит  мир,  узнаёт  отца,  близких  и  прекрасного  юношу,  который  отныне  будет  её защитником.

-В Большом театре можно посмотреть балет.

-А  вы  знаете,  что  такое  балет?  Балет,  как  и  опера,  - спектакль  под  музыку.  На  протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под неё танцуют - это язык танца.

-Я  предлагаю  вам  послушать  музыку  из  балета  «Лебединое  озеро».  А  написал  её  тот  же композитор - Пётр Ильич Чайковский. «Лебединое  озеро»  -  это  сказка  о  том,  как  злой  колдун  превратил  прекрасных  девушек  в лебедей. Но каждую ночь его колдовство теряло силу, и лебеди снова становились девушками, а на рассвете вновь превращались в лебедей. Таково начало сказки.

-А  что  же  будет  дальше?  Будет  королевский  дворец,  бал  во  дворце,  прекрасный  принц.  И обязательно добро победит зло.

-Как  вы  думаете,  как  выглядит  балерина,  исполняющая  танец  лебедя?  (Это  тонкая  гибкая девушка в красивом белом платье, похожем на оперение лебедя).

-Танцуя,  балерина  часто  становится  на  цыпочки  (рассмотрите  репродукцию  к  картине «Балерина») .

-Сейчас я вам включу музыку из балета, а когда вы будете слушать постарайтесь представить себе танцующую балерину-лебедя. Итак, слушайте (2-е действие «Модерато») .

Во  время  прослушивания:  Представьте:  в  тенистом  лесу  -  озеро.  В  голубой  глади  воды

отражается  луна.  По  озеру  плывут  прекрасные  белые  лебеди.  Они  подплывают  к  берегу  и превращаются в девушек. Девушки танцуют на берегу озера грустные танцы.

Физкультминутка

- Представьте себе, что вы артисты балета.

-Как  бы  вы  станцевали  под  музыку,  которая  сейчас  зазвучит  (2-е  действие  «Кода  (танцы лебедей)  »,  а  мы  потом  с  вами  посмотрим  отрывок  с  и  скажем  были  ли  мы  похожи  на  лебедей танцующих в этом балете.?

Раздайте  детям  ленты  или  лёгкие  шелковые  платки.  Лучше,  если  дети  будут  повторять движения за вами, а после выдумывать и свои. (после прослушивания записи показать детям и видеосюжет) .

-Итак. Вам понравилось в Большом театре? Что мы про него узнали сегодня? (Ответы детей)

-Кроме Большого, в Москве много других хороших театров. Когда-нибудь вы посетите их.

-Славится город Москва своими музеями.

-Были ли вы когда-нибудь в музее?

-Что вы там видели? (Ответы детей)

-  В  Москве  много  разных  музеев.  Я  расскажу  вам  об  одном  из  них.  Называется  он

Третьяковская галерея.

-  Постарайтесь  запомнить  это  красивое  красно-белое  здание.  Перед  зданием  мы  видим

скульптуру — это памятник П. М. Третьякову.

- Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравились картины русских художников-мастеров, поэтому он собирал их.

- Третьяков построил большой дом и разместил в нём свою коллекцию. Он хотел, чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.

В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного дня будет мало.

Сейчас  я  покажу  вам  несколько  репродукций  с  картин  известных  русских  художников, которые выставляются в Третьяковской галерее.

«Утро в сосновом лесу». Автор картины - известный русский ху-дожник И. И. Шишкин.

Сквозь  высокие сосны  едва-едва  пробиваются первые  лучики  солнца.  Маленькие

медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая мама-медведица наблюдает за ними. У неё очень строгий,  грозный  вид.  Чем  же  не  угодили  ей  малыши?  Может  быть,  они  сильно  расшумелись?  А может они убежали от нее, поэтому, когда она их нашла, была такой грозной? А детям можно в лесу убегать от своих родителей? А почему? (Ответы детей)

В одном  из залов галереи  вы сможете  увидеть  эту картину.  Она  намного  больше той,  что  у нас, а медведи на ней, как живые.

«Московский дворик». Автор картины - известный русский художник В. Д. Поленов.

Вот  как  выглядел  один  из  московских  двориков  более  100  лет  тому  назад:  низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.

-Что мы видим во дворе? (Ответы детей)

-Что виднеется там, вдали (Ответы детей)

Это всё, что я хотела рассказать вам о кукольном, Большом театре и Третьяковской галерее, которые находятся в Москве.

-  А  сейчас,  ребята,  давайте  сядем  за  рабочие  места  и  превратимся  с  вами  в  архитекторов.

Наша с вами задача, придумать план строительства нового музея или театра.

Подведение итога занятия

-Народная  мудрость  гласит:  «Кто  в  Москве  не  бывал,  красоты  не  видал».  Что  это  значит?

(Ответы детей)

-В каких театрах и музеях мы сегодня побывали?

-А в каком вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

-А почему (Ответы детей)

Мне очень понравилось с вами на экскурсии! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

Восточное окружное управление образования Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Москве" для детей старшей группы

На занятии дети знакомятся с достопримечательностями своего города. Цель занятия -  воспитать у детей патриотические чувства, гордость и любовь к своему городу....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе

Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в музей природы. Осень»

Конспект  занятия  по развитию речи  в  старшей группе«Путешествие в музей природы. Осень»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»...

Конспект занятия по развитию речи "Москва"

Конспект занятия по развитию речи "Москва"...