Познавательно-исследовательское занятие "Северные ягоды."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жовнер Александра Владимировна

Конспект познавательно - исследовательского занятия по методике А.И.Савенкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_severnye_yagody.docx85.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад «Морозко» .

  Занятие по познавательно - исследовательской деятельности

Тема: « Северные ягоды».

Воспитатель: Жовнер А.В.

п.Приозерный – 2016 год.

Программное содержание.

- Учить детей проводить самостоятельные исследования.

-Закрепить умения детей собирать доступную информацию на данную тему.

-Закрепить методы исследования, умение фиксировать информацию знаками и символами.

-Расширять кругозор детей.

-Развивать творческие способности детей, умение смело высказывать свои определения, развивать мышление, речь детей.

-Воспитывать умения детей работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.

Материал: загадки о северных ягодах ( клюкве и бруснике), картинки ягод, ноутбук , интерактивная доска,  детская литература о ягодах ( книги , энциклопедии), альбомные листы и цветные карандаши, ягоды брусники и клюквы, стеклянные банки, вода холодная и горячая.

План.

1.Вступительная беседа ( сообщение цели, распределение команд).

2.Загадки.

3.Способы исследований.

4.Работа детей (сбор информации).

5.Физкультминутка.

6.Сообщение детей.

7.Итог.

Ход занятия ( эксперимента).

Воспитатель:

1.Ребята сегодня мы с вами будем ученными, которые занимаются исследовательской работой. Как вы думаете, что значит - заниматься исследовательской работой?

Дети: Это когда люди - ученные ищут что-то новое.

Воспитатель: Правильно. А теперь нам надо разделиться с вами на две команды. Первая команда будет называться «Елочка», а вторая - «Ягодка».

2.Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать, отгадки и будут темой вашей исследовательской работы.

Слушайте внимательно, команда «Елочка».

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Витамины запасешь.

Средь валежника - смотри-ка! -

Что за ягодка? (Брусника)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

А теперь слушает команда «Ягодка».

В северных районах,

Ягода растёт,

Средь зелёных кочек,

Торфяных болот! (клюква).

3.Воспитатель: Дети, а с чего же нам с вами нужно начать сбор информации. (Надо самим подумать).

-Как можно еще добыть информацию? ( Показ значков: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).

C:\Users\Администратор\Pictures\0.png

Вот сколько способов есть, чтобы добыть новую информацию.

А теперь, дорогие ученные, займите свои места и начинайте работать.

4.Работа детей. Сбор материала.

Основной этап занятия - это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов, отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их в кармашках на общей папке исследователя.

Звучит тихая музыка. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с их темой. В лаборатории дети сами распределяют свои обязанности: один идет смотреть в книгах; другой – смотрит в компьютере не без помощи взрослого; третий идет, спрашивает у другого человека                 ( взрослого - помощника воспитателя).

Задача педагога – выполнять обязанности консультанта, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Первый  метод исследования.

Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, что брусника и клюква  - северные ягоды. Брусника растет в лесах, клюква на болотах.

По ходу воспитатель может задавать наводящие вопросы. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.

Второй  метод – прочитать в книге , энциклопедии, не без помощи взрослого.  Из книг  ребята  узнают , как внешне выглядят эти ягоды, какие они на вкус, в какое время их лучше собирать.

Третий  метод – спросить у взрослого человека. Спрашивая у других людей, ребята узнают  что-то новое, неизвестное. Например, кто питается из животных этими ягодами, как их употребляет человек в пищу ( добавляет в компоты, морсы, в начинки для пирогов и т.д.)

На четвертом  этапе смотрим  небольшую презентацию о северных ягодах, из которой узнаем  еще что-то новое ( дети узнают, что брусника цветет в мае-июле, на ее ветках расцветают бело-розовые цветочки, собранные в кисти по 4-8 цветков; издавна люди собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противопростудным действием; цветки клюквы розового цвета, а иногда могут иметь светло-пурпурную окраску, цветет клюква весной в мае-июне месяце, а начинает поспевать ближе к осени, ее собирают три раза: в сентябре, с наступлением первых заморозков - в ноябре и ранней весной; в ягодах клюквы содержаться витамины В, С; она полезна при простудных заболеваниях).

Пятый  метод в нашем плане – наблюдение и эксперимент. Давайте рассмотрим эти ягоды , потрогаем на ощупь , сравним по размеру, попробуем на вкус,  положим в банку с холодной и горячей водой , и проверим , изменится ли цвет воды).

5.Исследовательская работа завершена, ребята давайте немного отдохнем, а затем послушаем ваши доклады.

Затем ребята все вместе оформляют доклад, делают зарисовки.

Физкультминутка.


 А в лесу растёт брусника.
А в лесу растёт брусника,
Голубика и черника.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

6. Сообщение детей.

Доклад 1 команды «Елочка».
« Брусника - северная ягода, растущая в лесу. Цвет ягод – ярко-красный, форма - круглая, ягоды на вкус — сладко-кислые с горьковатым привкусом. Брусника – широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Живёт до 300 лет.

Ягоды очень мелкие, поэтому чтобы собрать бруснику, нужно много терпения. Это очень полезная и богатая витаминами ягода, из нее варят варенье, компоты, делают морсы. Так же полезны и листья брусники, их то же собирают».

Доклад 2 команды « Ягодка».

«Клюква- то же является северной ягодой. Клюква образует заросли на торфяных болотах. Цветёт в мае-июне, плоды созревают в конце августа и в сентябре. Ягоды круглые, красные , на вкус- кислые. По содержанию полезных веществ, клюква – одна из самых полезных ягод. Клюквенный сок  с мёдом пьют при кашле, ангине, простуде. Для лечения используют зрелые ягоды клюквы, из которых готовят кислые напитки».

7. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть ученными? Работать в своих лабораториях? О каких лесных ягодах вы собирали информацию?

Молодцы, вы справились!

Это занятие учит детей проводить самостоятельные исследования, закрепляет умение детей собирать доступную информацию на заданную тему, учит фиксировать информацию знаками и символами, закрепляет методы исследования, расширяет кругозор.

Такие занятия воспитывают умения работать в коллективе, дружеские отношения, интерес к новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект познавательно-исследовательского проекта "Ягоды"

Конспект познавательно-исследовательского проекта "Ягоды"...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект ООД - Лесные и садовые ягоды (познавательно-исследовательская деят-ть)

Конспект ООД - Лесные и садовые ягоды (познавательно-исследовательская деят-ть).Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по теме.- обучать детей составлению описательно...

Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека....