Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутьина Юлия Владимировна

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_voda.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.

Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:

Образовательные:

• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.

• Формировать безопасное поведение на воде.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:

• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).

• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:

- лаборатория

- лаборант

- колба

- круговорот воды в природе

- жидкость

- пар

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.

Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)

Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. 

Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.

(Воспитатель надевает халат)

Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:

Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»

Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк,

(волнообразные движения рук.)

Зажурчал и потёк.

(Ходьба по кругу)

В тучку превратился

(Рисуют в воздухе круг)

Капелькой спустился

(Присели.)

Вот и кругооборот

(Покружились вокруг себя)

Наблюдательный поймёт

(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №3 «Парообразная вода - пар»

Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей) 

Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)

Итог НОД.

Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.

Список литературы:

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.

3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности /Тема: « Удивительная волшебница - вода» Экспериментирование и познавательное развитие. Средняя группа.

Конспект непрерывно- образовательной деятельности. Тема: « Удивительная волшебница  -   вода». Интеграция образоватлеьных областей, с элементами экспериментирования....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Вода и масло"

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды и свойствах масла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная» (с использованием ИКТ)

Цель:  Закрепить у детей понятия «неживая природа», «круговорот воды в природе и  её свойства».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&raq...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «В воде купался - сухим остался»

Цель. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверк...