Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Медведева Ксения Алексеевна

    Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формирования культуры человека в целом. Продолжая серию проектов, посвящённых охране окружающей среды, мы также постараемся уделить особое внимание зависимости здоровья человека  от  правильного природопользования. Система работы по теме «Мир воды » предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка и использование здоровье сберегающих технологий.

     Совместная деятельность родителей и педагогов с детьми является основой  формирования экологической культуры ребёнка. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, игр разного вида, чтения художественной литератур, фольклора и труда в природе в повседневной жизни  мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей. Грамотное, систематическое системное знакомство ребенка  природой  позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение,  устанавливать причинно-следственных связей, умение обобщать и делать вывод. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Конспект открытого мероприятия

по формированию целостной картины мира.

Тема:

"Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Воспитатель

                                                                                                                               Медведева К. А.

Высшая квалификационная  категория.

Согласовано

Зам. заведующего по УВР

_________ Симанкова И. В.

«28» ноября  2016 г.

Санкт-Петербург

2016 год.

Цель: совершенствовать представления детей о воде, как о части неживой природы.

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и качествах воды.
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
  • Продолжать учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод, высказывать своё мнение.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов : модель, глобус, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать бережное отношение воде.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Мы экспериментируем» и «Картотеку опытов и экспериментов»)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть. Вводная

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. мы с вами покажем свои знания о природе и о воде.

Отгадайте загадку:

Загадка:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, материки...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где вода (океаны, моря),  а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а какого цвета на глобусе больше всего и почему?

(синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

           -Послушайте шуточное стихотворение

 Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться Вода?

- Вода на нашей планете расположена в водоемах. А что вы знаете о водоёмах? Какие они бывают? (естественные и искусственные).

Презентация слайд 2,3,4.

- Зачем нужны водоёмы? (Растения, животные, перевозка грузов , хозяйственные нужды людей) 

Презентация слайд 5,6,7.

- В жизни человека и всех живых организмов вода имеет о особое значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растениям , животным и человеку. Какая это вода, из какого водоёма? (Морская) Всему живому нужна вода пресная. Как вы думаете, что такое пресная вода?

- Правильно, пресная вода - это вода не солёная. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек и водохранилищ, она  очищена на водоочистных  предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

- А как вода попадает  в реку?

- Дети, посмотрите на рисунок.

 Презентация. Слайд 8.

Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

- Так что же нужно делать, чтобы воды хватало всем: и растениям, и животным, и человеку?

Правильно, необходимо беречь воду.

Презентация. Слайд 9.

Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Впереди у нас ещё много интересного, а сейчас давайте немного отдохнём.

Динамическая пауза

К речке быстрой мы спустились,      (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                   (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                         (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились               (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                      (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой                      (шагаем на месте)

И отправились домой.                         (сесть на место)

II часть. Практическая

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.  Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети поворачиваются к столу.)

        - Приступим к нашему исследованию.

        Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую пробирку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкий стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

        Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

        Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

        - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

        Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде сок лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде, различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Презентация. Слайд 10.        

Рефлексия.

Сегодня вы  много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что вы узнали.

-Вода – это жидкость,

- вода – бесцветная,

- вода – не имеет запаха,

- вода – безвкусная,

-не все вещества растворяются в воде,

-вода необходима всему живому на земле,

-воду надо беречь.

А закончим мы наше увлекательное занятие пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Мой Город»

конспект обучающей деятельности  по формированию целостной картины мира Тема: "Мой город"...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Конспект ОД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Воду нужно уважать- Это должен каждый знать! Совершенно не секрет- Без воды нам жизни нет! Бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с дошкольного возраста. Ведь именн...