ОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие к водоему"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Юдакова Любовь Викторовна

Занятие по познавательно-исследовательской, опытно-эксперементальной деятельности. Знакомство со свойствами воды, льда (замерзание/таяние); Рассказ о том, откуда берутся лягушки, как живут, размножаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_k_vodoemu.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к водоему».

Цель:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

- расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

- формирование умения определять температуру воды опытным путем;

- овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

- обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

- развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

- развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.

Воспитательные:

- воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Ход НОД:

В: Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?

О: (ответы детей).

В: Что бы настроение было еще лучше, я предлагаю вам отправиться в путешествие к интересному водоему. Хоти ли вы отправиться в путешествие?

О: Да!

Включается музыка со звуками природы. Физкультурная минутка. 

В: Вот мы и пришли к нашему водоему. Ой, ребята, а что с водоемом случилось? Что это с ним?

О: Он замерз!

В: А почему же он замерз?

О: Потому что на улице зима.

В: А что же нам делать? Как же мы увидим, что в воде?

О: Растопить лед!

В: А как это сделать?

О: Нужно нагреть лед.

В: Это очень интересно давайте попробуем. Я возьму с собой лед из водоема, (дети подходят к зоне лаборатории на столах). Заранее подготавливается лед, подкрашенный в синий цвет и прозрачный. На столе стоит спиртовая горелка с небольшой чашкой.

В: Ребята, сейчас я положу льдинку на чашку, (зажигаю горелку). На столе у нас стоит ГОРЕЛКА-это такое устройство, которое помогает нам разогреть что-либо. Например, в нашем случае это лед. С помощью такой горелки мы можем разогреть воду или что-то другое. В ней есть какое-либо топливо (газ, спирт и др.), которое при горении нагревает чашку, а когда чашка нагревается, то нагревается и ее содержимое.

Дети наблюдают за тем, как тает лед.

В: Ребята, что происходит со льдом?

О: Он тает.

В: Ребята, а что нужно, что бы лед растаял на всем водоеме?

О: Солнце! Весна!

В: Правильно! Ребята, а давайте и мы солнышко позовем к нам? Расскажем стихотворение, и оно к нам придет!

Физкультурная минутка:

Солнце землю греет слабо,                 (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,                         (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы                         (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.                         (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда,                         (Прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится                 (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром                         (Взмахи руками)

Но солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к нему ручки                 (Потягивания-руки вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем                         (Потягивания руки в стороны)

Солнце выйдет к нам с добром            (Сели на корточки)

И согреет нас теплом

В: Ну, что ребята, давайте посмотрим на наш водоем! Ой! А что же с ним стало?

О: Растаял лед!

В: А почему?

О: Горячее солнце растопило его!

В: Точно! А давайте тогда посмотрим, кто же в водоеме живет? (Дети рассматривают водоем).

О: Лягушки, рыбки.

В: А кого здесь больше как вы думаете?

О: Лягушек.

В: И в самом деле лягушек больше. Ребята, а вы знаете, как появляются лягушки?

О: Нет.

В: Давайте расположимся возле нашего прекрасного водоема и я вам расскажу, как появляются лягушки. Интересно вам послушать?

О: Да!

В:  (Возле водоема стоит фланелеграф, на нем изображения лягушек). Лягушки – это удивительные создания. Кроме зеленых лягушек на земле есть еще много их разных сестер. Живут лягушки не только в воде, но и на суше. Именно от места жительства зависит их окраска.  Как же появляются лягушки? Вы знаете?

О: Нет.

В: Весной самка лягушки откладывает яйца. Эти яйца называются икрой.

 Икринка лягушки похожа на маленький глазик: внутри круглого белого мешочка находится крошечная точка.

Эта точка очень быстро растет, и через некоторое время уже можно различить маленького головастика.

 Головастик подрастает и выбирается наружу. Мамы рядом нет, поэтому он сам начинает искать себе еду.

В воде всегда найдется множество мельчайших растений, которыми с удовольствием питается маленький головастик.

Если присмотреться, то по бокам его тела можно увидеть крохотные отростки, похожие на перышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит в воде.

Со временем у головастика вырастают задние лапки, а жабры исчезают. Он все больше становится похож на лягушонка.

Головастик растет, у него появляются легкие, и он начинает дышать воздухом, высовываясь из воды.

 Хвост у него становится все меньше, зато начинают расти передние лапки.

 Наконец головастик становится настоящим лягушонком и может выбираться на берег.

Он отталкивается от земли сильными задними лапами и прыгает, как мама.

Любимое лакомство молодой лягушки – насекомые, улитки и червячки.

Пройдет еще много времени, прежде чем лягушка впервые отложит икру, из которой однажды снова появятся головастики.

В: Ребята, а давайте представим, что мы как лягушки, прыгаем прыг-скок.

Физкультурная минутка:

Видим, скачут на опушке

Две зеленые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкульт – привет!

В: Ребята, так чем же питаются лягушки?

О: Насекомыми, червячками, улитками.

В: Правильно, молодцы. А кто появляется первым головастик или кринка?

О: Икринка.

В: Ребята, а давайте сделаем с вами схему роста лягушки и назовем ее «От икринки до лягушки».

Воспитатель с детьми с помощью картинок на доске составляет схему роста лягушки.

В: Ребята, пока мы с вами работали, к нам успела прибежать лягушка и принесла свои любимые лакомства нам в угощенье. Что мы ей скажем?

О: Спасибо!

Воспитатель раздает детям мармеладных червячков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОДОЕМУ»...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....