Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению, С другой стороны она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной  был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Водичка- водичка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vodichka-vodichka.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

        Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта  

                                            «Водичка – водичка»

                Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ерошко Э.М.

 

      Что такое вода — интересно ребятам,
           
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

   Человечеству послана она во благо,
             
И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,
         
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
         
И красивый и громкой речной водопад.
   
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
                   
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
       
Что в судьбу человека вошло глубоко.

В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;
  • регулирование их психоэмоционального состояния;
  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии;
  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);
  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;
  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Участники проекта: воспитанники  младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог.

Сроки проведения проекта: август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывальные  пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.

Актуальность проекта «Водичка-водичка»

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной  был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Водичка- водичка».

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

Перспективный план реализации проекта «Водичка- водичка»

СРОКИ

         ФОРМЫ РАБОТЫ

                                 ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Консультация для родителей

« Исследовательская деятельность и детское экспериментирование. Что это такое?»

Педагог-психолог, воспитатель

Сентябрь

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.

 

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать культурно-гигиенические навыки у ребенка

 

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц «Послушный дождик»

 

Педагог - психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»

 

Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.

 

Педагог-психолог

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»

 

Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

 

Педагог-психолог

 Октябрь

Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»

 

Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.

  Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Педагог-психолог,

Воспитатель

Беседы с родителями

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»

 

Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)

 

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха

 

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»

 

Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)

 

Педагог-психолог

Режимные моменты «Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка

 

Воспитатель

 

Чтение художественной литературы

  • Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»
  • Стихотворение  П.Синявского «Дождик»

Педагог - психолог,

Воспитатель

Ноябрь  

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»

 

Развитие ловкости

 

 Воспитатель

Рекомендации для родителей

«Экспериментируем дома с водой»

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»

 

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»

 

Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха

 

Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»

 

Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

 

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)

 

Педагог-психолог

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование влияния на воду природного материала

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Декабрь  

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.

 

Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации

 

Педагог – психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»

 

Исследование причины загрязнения воды

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка

 

Воспитатель

Чтение пестушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»

 

Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса

Педагог-психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет».

«Перелей ложкой»

 

Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка», «Ловись рыбка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

 

Педагог-психолог,

Воспитатель

Фотовыставка

«Экспериментируем с водой дома»

Воспитатель

 

  • Подбор и изучение необходимой литературы;
  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в         адаптационный период;
  • Составление плана работы и подбор методик;
  • Анкетирование родителей;
  • Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации;
  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры);
  • Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога).

2-й этап «Основной»

Реализация проекта (см. таблицу).

3-й этап «Заключительный»

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к    детям в детском саду и дома;
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Презентация проекта:

               - выставка фотографий из жизни детей в детском саду «Я уже детсадовец», по адаптации

                детей в ДОУ;

- правила поведения в ДОУ;

- формирование навыков самостоятельности и самообслуживания

Литература:

  1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду – сост. Н.В.Нищева – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  2. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» - О.В. Дыбина.
  3. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории – М.П.Костюченко, Н.Р. Камалова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Адаптация детей к условиям детского сада"

Приспособление детей второй младшей группы к адаптации детского сада....

Проект « Малыш, мы рады тебе!» по адаптации детей к условиям детского сада

В проекте подобран материал по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка"

С поступлением ребенка 2-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со све...

Отчет по самообразованию воспитателя ГКП. Тема: "Адаптация детей к условиям детского сада в рамках группы кратковременного пребывания"

Отчет включает в себя актульность выбранной темы, цели, а также рассматривается проделанная работа по трем направлениям - работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами ДО....

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (в рамках работы бесплатного консультативного пункта для родителей, воспитывающих детей дома «Сотрудничество»)

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,  психологическом....

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...