Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voronova.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края селаВыезжее»


Цель: обогатить знания детей о русском народном костюме Ивнянского края.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с русским народным костюмом Ивнянского края села Выезжее;

- формировать представления детей об элементах народного костюма Ивнянского края.

Развивающие:

- развивать грамматически правильную связную монологическую и диалогическую речь, любознательность, внимание, память, логическое мышление;

- расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным играм.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций русских народных костюмов; посещение Ивнянского историко-краеведческого музея, разучивание частушек, пословиц и поговорок, музыкально-ритмические русские народные движения в процессе музыкальной НОД.

Обогащение словаря: Кокошник, сарафан, портки, косоворотка, лапти.

Оборудование и материалы: Декорации в русском стиле (терем, лавочки, коромысло с вёдрами, самовар, рушник, платки расписные, каравай, плетень).
Демонстрационный материал:Сундук. Народный костюм села Выезжее. Элементы мужской народной одежды- рубаха, пояс, портки,плетеные лапти.


Ход:

Под народную мелодию в зал входят дети, их встречает воспитатель в русском народном костюме Ивнянского края с. Выезжее.

Воспитатель.

День добрый детушки — касатушки!

Не стесняйтесь,

По удобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Слушайте мои рассказки.

- Ребята,посмотрите, какой красивый на мне наряд. Что это за костюм? (русский народный). Все верно, но это не просто русский народный костюм, а костюм, выполненный мастерицами села Выезжее Ивнянского края.

Из чего же состоит мой костюм. В селе Выезжее носили косоклинные сарафаны, они отличались от сарафанов белгорогодского края, прямыми клиньями и подклинками. Спереди сарафан был гладким. В развернутом виде сарафан приблежен к форме круга. Задняя часть сарафана похожа на гармошку. Основной узор распологался по верхнему краю. Край подола обшивался цветными лентами голубого, желтого, красного цвета. Спереди сарафан прикрывался высоким передником, который тоже украшали различными цветными лентами. Праздничные сарафаны  украшали лентой расшитой золотыми нитями. Количество лент на подоле обычно ограничивалось пятью.

Под сарафан девушки надевали рубаху с отделкой и украшением.В селе Выезжее женщины носили длинные рубахи. Такие рубахи шили из ткани, сделанной вручную.  Более грубая, неотбеленная ткань для будничных дней, тонкая, отбеленная-для праздничных дней. Старинные рубахи были прямыми. Вставки и сборки придавали им пышность. Верх рукава, манжеты, планка горловины украшались вышивкой. В основном рисунок вышивки состоял из геометрических фигур: волнообразных линий, квадратов и ромбов. Вышивка выполнялась из нитей красного цвета.

Большое внимание в русском костюме уделялось головному убору.Девушки до замужества не носили головные уборы. Они носили повязки, вплетали в косы ленты, а вот после замужества, женщины плели косы и прятали их под кокошник. Название кокошник произошло от слова «кокошь»-петух, курица-так можно дословно перевести название этого головного убора. Такой кокошник считали символом семейного счастья, тепла домашнего очага. Основным головным убором как женщин, так и девушек являлся платок. Особой популярностью в этом селе пользовались фабричные платки из ярко красного набивного ситца с самыми разными рисунками. Пожилые женщины носили белые ситцевые платки. Молодые женщины носили платки, сшитые из сатина, шелка и украшенные бахромой.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть мужскую народную одежду и в этом нам поможет старинный бабушкин сундук. (Предлагаю детям встать со скамеек, и подойти поближе к сундуку, встать полукругом, чтобы всем детям было хорошо видно, во время показа дети могут взять в руки тот или иной элемент костюма, потрогать, рассмотреть).

Воспитатель:

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Может и сгодиться.

 Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

(открываем сундук, дети вместе с воспитателем рассматривают мужскойкостюм Ивнянского края.)

Воспитатель.

-Мужская рубаха в отличии от женской короче. Она по колено.Рукава длинные и широкие.Ворот у нее особенный, выкроен сбоку горловины. И поэтомуона называлась «косоворотка».И обязательным предметом мужского костюма был пояс. Считали, что с поясом теплее, ветер не задувает. Ходить без него считалось плохим тоном, пояс всегда защищал человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.  Еще в нашем сундуке есть штаны, еще их называли портки. 

-Ребята, отгадайте загадку.

Не ботинки, не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали.

(лапти)

Воспитатель.

-Правильно ребята. В моем сундуке кроме одежды, хранятся еще и обувь, это лапти.(воспитатель достает из сундука лапти).

-Вот лапти.  это обувь, мягкая, удобная да с завязочками. Лапти носили в старину наши прадедушки и прабабушки. Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком. Лапти плели по–разному и рисунок получался разный. Вот сколько интересных вещей хранится в бабушкином сундуке.

-Ребята, давайте отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Захарка»

Народная игра «Захарка»

(Дети стоят по кругу. В центре – Захарка-ведущий. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, а Захарка - противоходом в другую сторону. Около кого остановится, тот выходит в центр круга и танцует под русскую народную мелодию. Затем танцующий становится ведущим)

Шёл Захарка по тропе и нёс лапти на спине.

Лапти, лапти, лапоточки и для сына, и для дочки.

Как хорошо вы играли, плясали и устали. Давайте присядем, отдохнем и опять играть начнем. Я вам предлагаю игру «Собери русский народный костюм. (Проводится игра «Собери костюм»).

Воспитатель:

- Обратите внимание на столы, на них лежат разрезные картинки народного мужского костюма и народного женского костюма Ивнянскогорайона. с. Выезжее, я предлагаю вам, собрать костюмы из частей. (Дети подходят к столу, берут по одному элементу костюма на выбор и на фланелеграфе складывают их так, чтобы получился комплект мужского и женского костюма).

Воспитатель:

- А сейчас мы проверим справились ли вы с заданием. Я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Что же это за одежда.

С четырьмя отверстиями

В одно входишь,

А в три выходишь(рубаха)

2.Каждый день по утру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам.

Она зовется (сарафан)

3. Он украшает голову.

На цветок похож,

Весь расшит узорами, Уж очень он хорош.

А зовут такой убор(кокошник)

4. Днем обручем, ночью змеем(пояс)

5. Утром я встал-

На две дороги попал (штаны).

(Дети отгадывают загадки, воспитатель в подтверждение показывает элементы одежды, прикрепленные к фланелеграфу).

А теперь пришло время повеселиться.Давайте вспомним с вами частушки, о народном костюме которые мы знаем с вами (дети исполняют частушки).

1-й ребенок

- Как надену я рубаху и поневу синюю

Вы такую девочку не сыщете красивую.

2-й ребенок

-Ивнянские девочки, девочки припевочки,

сарафаны новые и сами чернобровые.

3-й ребенок

-Я девчонка озорная, на мне рубаха расписная,

Сорока золоченая и юбочка парчевая.

4-й ребенок

- Я Ивнянская девчонка , голубые глазки

На мне нова одежонка, словна я из сказки

Высока сорока, вышита рубаха

Клеточки на юбочке у девчонки Любочки.

5-й ребенок

-Я надену ормячок.

Еще шляпу на бочек,

Ивнянские девчонки

Попадутся на крючок.

Воспитатель:

-Ребята, мы много говорили о русской народной одежде, давайте вспомним, какие пословицы об русской народной одежде вы знаете.

Дети:

-По одёжке встречают, по уму провожают.

-Береги одежду снова, а здоровье и честь-смолоду.

- Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

 -Одежда лучше новая, а друг-старый.

-Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк.

-У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи

-Друг лучше старый, а платье новое

Молодцы. Все вы старались, пели. плясали в игры играли. А что же вы нового узнали? Что вам больше всего запомнилось? С народным костюмом какого села мы сегодня познакомились? Из каких элементов состоит народный костюм села ВыезжееИвнянского края.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы Тема «Зима»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.Цель занятия: обеспечить условия для создания ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы №1 по теме «Зима» (коммуникативная деятельность)

-       активизация словаря по теме «Зима»;-       добиваться полных ответов;-       расширять и закреплять сл...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»

Применяемая технология: ИКТ, презентация «Космическое путешествие»Цель:  Продолжать знакомить  детей с планетами, с историей освоения космоса и первым космонавтом, воспитывать чувство патрио...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «День космонавтики»

Сегодня замечательный праздник – День космонавтики. Люди всегда стремились в небо и мечтали о полетах по просторам Вселенной. Именно потому 12 апреля весь мир празднует День космонавтики....

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Знакомство с числом 9, геометрические фигуры (треугольник)»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группепо теме: «Знакомство с числом 9, геометрические фигуры (треугольник)»Автор конспекта непосредственно образова...