Знакомство с линейкой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект ООД в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с линейкой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineyka.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе.

Тема: «Знакомство с линейкой».

Цель: познакомить детей с понятием «линейка», обучить её практичному применению.

Задачи:

  • упражнять учить в счёте в пределах 10;
  • закрепить знания цветов;
  • учить строить на листе бумаге разные геометрические фигуры при помощи точек и прямых линий;
  • совершенствовать знания геометрических фигур;
  • учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо);
  • формировать измерительную деятельность на базе знании числа и счета;
  • развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами;
  • воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по математике, умение действовать сообща.

Материал и оборудование:
Линейки из разных материалов (деревянная, пластмассовая, металлическая, прозрачная), набор цифр от 0 до 10, на каждого ребёнка: линейка 20 см, листы белой бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, набор геометрических фигур разных цветов.

Ход занятия:

Вступительная часть.

Воспитатель: — Добрый день, ребята. Давайте приготовимся:
Уши слушают — и всё слышат,
Глаза смотрят — и всё видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова — хорошо думает.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что у меня в руке. Вы знаете, что это?

Дети: - Линейка.

Воспитатель:  - Правильно! А для чего они нам нужны?

(Ответы детей….)

Воспитатель: - Конечно, линейкой строим прямые линии. Слово линейка образовано от слова «линия», «линеить», проводить линии. Вы правильно угадали. Но линейки бывают по материалу разные, вот у меня линейка деревянная, а какие ещё бывают, я прочитаю Вам сказку. ( Воспитатель читает сказку, дети рассматривают линейки).

 В стране Цифляндии, в небольшом старинном городке с названием Линейная Мера, жили-были линейки. 
   В их жизни не было ничего особенного: они много трудились, растили ребятишек, по воскресеньям ходили в местную церковь. 
Справляли свои праздники, отмечали, порой, и траурные события.
У них всё было так, как бывает и у обычных людей.
   Молодые линейки, особенно дамы, любили пощеголять стройными фигурами, блестящими поверхностями и красивыми подписями своих делений.
У молодых это получалось легко – они были новенькие, крепкие, пластмассовые! 
А старички – те были из дерева. 
Многие пожилые линейки за свои долгие трудовые годы искривились, местами потрескались, их деления и подписи стёрлись и стали бледными, а кое-где и вовсе не читались. 
   Жили в том городке и две металлические линейки. 
Одна из них работала мэром города и была по-настоящему стальной, за что её очень уважали. 
Вторая служила в церкви священником. 
У этой линейки был мягкий добрый характер, но твёрдые убеждения!
Сделана она была из сплава серебра и золота, и её шкала была размечена особенно точно!
Поговаривали, что шкалу выверял сам Эталонный Метр!
   А ещё в том городе жила одна удивительная особа. 
Её тело было полупрозрачным, и поэтому она выглядела  лёгкой, почти воздушной.
У неё было красивое и вполне подходящее к её внешности имя: Дюймовочка!
   Основным занятием линеек являлось производство линейных измерений. 
Это было очень важное для линеек производство! И они относились к своей работе с должным прилежанием. 
Однако были и такие, что ленились. Ленивые линейки прикладывались к измеряемому объекту не так, как нужно, в результате чего их измерения получались не особенно точными. 
   Что же измеряли линейки?.. А буквально всё! 
Всё, что было вокруг них: дома, деревья, птичек на деревьях, коров на лугу, облака на небе, солнце, и даже звёзды!.. 
Результаты своих измерений линейки записывали в отчёты. Записывали и прозой, и стихами!
Например, такими:
       восемь, два, ноль, семь
       девять, пять, три, семь
       точка, двойка, единичка
       вот такой размер водички!
Примерно такие отчёты составляли линейки-мужчины, и отчёты у них обычно бывали скучноватыми. 
А у линеек-дам отчёты получались намного интереснее - например, так:
       девять, девять… снова девять!
       два, два, два!.. пять, пять, пять!
       мне тебя не перемерить -
       можно только целовать!
Как видите, с точностью в женских отчётах было похуже... 
Но зато их довольно интересно было читать!
   Точность измерений являлась главной темой разговоров жителей этого городка. Они частенько занимались тем, что сравнивали свои отчёты об измерениях одного и того же объекта.
Находили отличия и горячо спорили о том, у кого получилось правильнее. 
Порой такие споры становились настолько горячими, что спорщики, забыв о предмете спора, начинали измерять друг друга, сближаясь и совмещая свои шкалы. 
   В таких горячих спорах мужчины обычно вели себя по-рыцарски - они сходились один на один и обменивались скупыми, но крепкими, репликами:
   - Четыре по четыре!
   - Три по шесть!
   - Девять минус девять!
   - Сам такой!
В отличие от мужчин, женщины любили дебатировать группами. 
Соберутся в плотную компанию, и только слышишь из этой кучи-малы:
   - Вот ты мне ответь – почему у тебя так!
   - Ни почему!.. У меня так измерилось!
   - А дети?.. Что дети здесь почерпнут?
   - Истину!.. Что ноль равен бесконечности – вот!
   - Ха, и об этом ты хочешь поведать малышам?!.. Бесстыжая!!
   - А у тебя деления потускнели!.. Ты их подкрашиваешь, подкрашиваешь!!
   - У меня-то потускнели?!.. Вруша!!
Ну, и так далее. 
Интересно, конечно, слушать беседы дам, но рассказ не об этом.
   Дюймовочка, о которой я сказал раньше, никогда не участвовала в женских спорах-разговорах.
Да никто и не хотел с ней особо-то разговаривать. 
Всё дело в том, что отчёты Дюймовочки были такими странными - не точными совсем - что ничего кроме улыбок и смеха у жителей города они не вызывали. Некоторые даже специально подтрунивали над Дюймовочкой – бывало, говорят ей: 
   - Ей, а измерь-ка длину вон той кошки! 
Услышав ответ Дюймовочки, что длина кошки – пятнадцать с половиной, спрашивающие хватались от смеха за животики, приговаривая: 
   - Да пятнадцать – это же котенок!.. А тут и на глаз видно, что около сорока!!.. 
   Первое время Дюймовочка обижалась на такие насмешки, но постепенно привыкла и перестала обращать на них внимание. 
Она помаленьку занималась своими измерениями, составляла отчёты, а если кто-то вновь над ней подтрунивал, то просто улыбалась в ответ. 
Хотя, конечно, и грустила.
Грустила оттого, что она такая вот странная - совсем непохожая на остальных.
И никто в том городке не мог подсказать Дюймовочке, что её шкала была разбита не на сантиметры, как у всех.
А на дюймы! 
И что умение малыми числами.
Краткими словами!
Рассказать о большом, о многом.
Дано далеко не каждому.

Воспитатель: — На линейке есть коротенькие полосочки, затем длиннее, затем цифра, снова полосочки. А всё для того, что с помощью линейки можно измерять.

1.Задание. Разложить цифры от 0 до 10 в порядке возрастания.

Воспитатель: - Вот линейка готова. Ребята, а давайте посчитаем, что у нас получилось, обратный счёт.

Воспитатель: - Вы сказали, что с помощью линейки можно проводить линии?

Ответы детей: — Да, можем.

2. Задание. Дети на листах белой бумаги проводят линии по линейке цветными карандашами.
Воспитатель:
 — А давайте с вами попробуем по линейке провести линии. Берём цветные карандаши и сначала красную линию проведём, красным карандашом, затем – синим, жёлтым, зелёным, чёрным. 
Воспитатель: — У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии.
Ответы детей: — Линии получились прямые.
Воспитатель: — Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали?
(Дети считают линии.)
Ответы детей: — Мы нарисовали 5 линий.
Воспитатель: — Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия?
Ответы детей: — Синяя линия вторая.
Воспитатель: — Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. А зелёная у нас линия, какая по счёту?
Ответы детей: — Зелёная линия четвёртая по счёту.
Воспитатель: — Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями?
Ответы детей: — Синяя линия стоит с красной и жёлтой.
Воспитатель: — Нет, дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)
Воспитатель: — Или можно сказать, за первой, но перед третей, или между первой красной и третьей жёлтой линиями. Запомнили? Давайте все вместе повторим, чтобы запомнить. (Дети повторяют все вместе).
Воспитатель: — Молодцы ребята! Мы с вами провели 5 линий.

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте с вами немного отдохнём
Физминутка

          Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз - сюда, два - туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз - присели, два - привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два,

          Заниматься нам пора.


3. Задание. С помощью линейки соединить точки на листе бумаги.

Воспитатель: — Молодцы ребята! Я вам раздам листы бумаги, и вы при помощи линейки и простого карандаша, должны соединить точки. (Воспитатель: помогает детям соединить точки на листе.)
Воспитатель: — Дети у всех получилось? Какие у вас получились фигуры? Назовите их.
Ответы детей: - Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник. Воспитатель: — Правильно дети. У нас с вами получились: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник. А как можно ещё назвать эти фигуры одним словом?
Ответы детей: — Это геометрически фигуры.

4. Задание. Задача. Измерь длину.

Воспитатель: Однажды Лиса собралась в гости к Зайцу, но столкнулась с препятствием по дороге к зайцу протекала река, и через неё она никак не могла пройти. Как помочь Лисе, что мы можем дорисовать, чтоб лиса перебралась на другой берег?

Ответы детей: - Мост.

Воспитатель: давайте соединим точки с помощью линейки и получится мост. Но у каждого из Вас мост получился разной длины, давайте измерим его с помощью линейки. И скажем, какой длины мост у каждого из Вас.

Ответы детей: 2, 3, 5, 8,4,3.

 

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, измерять длину. Пришло время заканчивать наши познания о линейке. Но мы с ней не прощаемся, а говорим – до свидания. Ведь теперь мы с линейкой и дальше будем дружить. До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Линейка. Знакомство с линейкой»

Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению, учить определять прямую и кривую линии, осязательно - двигательным путём....

Тема: «Знакомство с линейкой и циферблатом часов»

разнообразные часы (настенные, наручные, настольные, песочные и др.); иллюстрации часов; макеты часов; карточки-схемы; предметы, соответствующие карточкам-схемам....

Тема: «Знакомство с линейкой и циферблатом часов»

Познакомить детей с циферблатом часов....

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста:тема «Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10».

Цель:«Знакомство с числовой линейкой. Решение задач при помощи числовой линейки на сложение в пределах 10.оздание условий для решения и составления математических задач с использованием «ч...

Тема: Знакомство с линейкой

Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки, уметь применять линейку для рисования прямых линий и геометрических фигур.     Задачи: Формировать умение ...