Перспективный план "Мир природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Каштанова Елена Петровна

Перспективный план "Мир природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_mir_prirody.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,99)

- Учить детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.

- Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания.

- Воспитывать умение слушать друг друга

Корзинка с овощами и фруктами

Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние природы (солнечная, пасмурная, дождливая). Проводить наблюдения за солнцем, обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садиться вечером

Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус»

Рассматривание овощей, фруктов вне занятия, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы об овощах и фруктах. Рисование овощей, фруктов.

Изготовление поделки из цветной бумаги.

2

Беседа о насекомых.

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,100)

- Закрепит представления детей о насекомых, учить выделять и главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

- Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

- Воспитывать любознательность.

Картинки с изображением бабочек и жуков

Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный-быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Наблюдать за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь»

Наблюдение за насекомыми на прогулке, знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья». Аппликация: бабочки и жуки-коровки.

Октябрь

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

Сравнение комнатных растений.

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,101)

- Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.

- Закрепить умение пользоваться моделями.

- Упражнять в обследованиях действия (обвести, погладить).

Конверты с моделями признаков растений, карточки с двумя полосками, у воспитателя-демонстративный материал.

Предложить отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

Дидактическая игра «Третий лишний», «Волшебный цветок»

Разукрашивание раскрасок с изображениям растение и сравнительный анализ.

2

«Наблюдение за рыбкой»

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,103)

- Закрепить знания детей о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

- Активизация словаря.

Модели с изображением существенных признаков рыб и птиц.

Продолжить наблюдение за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятие «листопад», «золотая осень».

Дидактическая игра «Рыбки».

Ноябрь

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

«Как поливать растения?»

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,105)

- Закрепить знание структуры трудового процесса.

- Обучить детей практическим навыкам полива.

- Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

Предметные картинки по процессу посадки растения.

Наблюдение за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры).

Система опытов по ознакомлению с потребностями растений.

2

Беседа о подготовке зверей к зиме.

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,106)

- Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

- Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

- Развивать доказательную речь.

На каждого ребенка рисунок бельчонка, раскраска «Осень в лесу», цветные карандаши.

Дидактическая игра «Когда это бывает», «Времена года», «Во круг себя обернись и в зверя превратись».

Рассматривание картин на данную тему. Чтение (В. Зотов «Лесная мозаика»).

Декабрь

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

«Как живут растения зимой»

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,112)

- Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.

- Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Учить детей устанавливать связи: зависимости состояния растения от условия от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

- Формировать сложные учебные навыки: речь-доказательство, речь-описание.

- Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

Предметные картинки- «Зимний лес», «Зимние забавы», земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках.

Наблюдение за снегом (свойства снега).

Система опытов по ознакомлению с потребностями растений.

2

Рассматривание и сравнение воробья и вороны,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,114)

-Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.

- Учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемых звукам.

- Воспитывать заботливое отношение, интерес.

Предметные картинки с изображением воробья и вороны.

На улице рассмотреть следы птиц. Провести беседу «Как помочь птицам зимой».

В морозный день совместно с детьми слепить снежки. Принести их в помещение и вновь предложить слепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.

Январь

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

«Прогулка в зимний лес»,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,116)

-Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются.

-Развивать доказательную речь, наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

- Воспитывать интерес к повадкам зверей. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».

Предметная картинка «Зимний лес», «След зайца».

Наблюдение за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать на что они похожи.

На участке подкормка птиц.

Изготовление кормушек. Сбор корма для птиц.

Февраль

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

«Как узнать растение» (дерево, куст, траву),

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,118)

- Обобщить представления о типичной морфологии растений.

- Закрепить умение различать и называть части растений.

- Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля)

Предметные картинки: береза, шиповник, ромашка. Модель частей растения.

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль»

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Изготовление кормушек. Сбор корма для птиц.

2

Беседа о домашних животных,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,119)

-Формировать представления о домашних животных.

- Развивать умственную операцию «обобщение».

- Воспитывать интерес к домашним животным.

Предметные картинки с изображением домашних животных, модели признаков домашних животных.

Чтение художественных произведений Л. Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик», рассматривание иллюстрации, знакомство с признаков домашних животных.

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.

Март

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

Посадка гороха в уголке природы,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,120)

- Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий.

- Формировать практические навыки посадки растений.

- Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

Предметные картинки-растение, семя гороха, земля, палочка для рыхления, лейка, ямка в земле, проросший горох.

Наблюдение за ростом гороха, обсуждение изменений.

Уход за растениями в уголке природы: совместная подкормка растений, опрыскивание растений.

Посадка растений дома и наблюдение за ними.

2

«Жизнь диких зверей весной»,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,122)

-Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной-линька, конец спячки, забота о потомстве)

-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

-Воспитывать интерес к жизни животных.

Предметные картинки диких животных.

Чтение художественной литературы:

Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Волк», «Белка».

Беседа: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной).

Разучивание стихотворений про диких животных.

Апрель

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

Составление описательных рассказов о комнатных растениях, (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,124)

 

-Учить последовательному и полному рассказу об объекте.

-Приучать использовать компоненты предметной модели «растение» в качестве плана рассказа.

-Закрепить умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.

-Учить рассказывать громко, понятно для окружающих.

Предметные картинки с изображением корня, стебля, листа, цветка, плода, семя, а также изображение потребностей растений.

Рисование комнатных растений.

Чтение художественной литературы:  Л. Аким «Апрель»,     Н. Павлов «Ранней весной»,        И. Беляков «Подснежник проснулся».

Беседа - «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения)

Выставка фотографий с комнатными растениями.

2

«Птицы», (Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,125)

-Обобщать у детей представления о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яиц.

-Учит детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Предметные картинки с изображением птиц.

Составление описательного рассказа о птицах. Чтение художественной литературы (стихи о временах года А. Пушкина, Ф. Тютчева,

А. Фета,

С. Есенина,

Д. Зуева)

Беседа – «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах).

Разгадывание загадок о птицах.

Разучивание стихотворений о птицах.

Май

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материал

Методические приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

1

Комплексное занятие «Путешествие в весенний сад»,

(Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!», СП.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015,126)

- Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и не живой природе.

-Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

-Продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

-Воспитывать радостное, заботливое отношений детей к пробуждающейся природе.

Карточки – модели от игры «Когда это бывает». Предметные картинки: дерево с дуплом белки, деревья с почками, деревья с молодыми листочками, насекомые, птицы

Чтение художественной литературы; рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения на прогулках.

Наблюдение за появлением цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы

Данный  план  работы    адресован  воспитателям  ДОУ. Предназначен  в  качестве  дополнительного  материала   к  программе  "Развитие" ...

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...