Конспект прогулки в старшей группе «Волшебница Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аскерова Елена Геннадьевна

формирование умений наблюдать за погодой, фиксировать увиденное в календаре наблюдений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки  в старшей  группе «Волшебница Зима»

Цель:

Формирование  умений наблюдать за погодой, фиксировать увиденное в календаре наблюдений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять детский словарь: «проказница, чародейка, запорошила, серебристый, вьюжная»;
  • упражнять в умении согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • совершенствовать умение детей использовать в речи сложные предложения разных видов;

Развивающие:

  • формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима – художница, зима – труженица;
  • развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
  • продолжать работу над культурой речевого обращения;
  • развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы вызывающие соответствующие им настроения;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить внимание на своеобразие облика зимы;
  • воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;
  • углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы;

Предварительная работа:

  • Рассматривание и беседа по картинам И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, К.К. Александрова, В.И. Сурикова.
  • Чтение художественных произведений о зиме.
  • Коллективные и индивидуальные наблюдения зимних явлений.

Активизация словаря: вьюжная, морозная, метелица, снежинки

Выносной материал: санки, лопатки

Ход наблюдения и  прогулки

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

Вводная

-Ребята отгадайте загадку:

Дел у меня не мало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки превращаю,

Белю поля, дома. А зовут меня,….

-Интересно, а какая она, зима?

- Все верно: и белая и вьюжная, и снежная и хрустальная, тёплая и суровая – разная.

- Назовите зимние месяцы.

-Какой сейчас месяц?

Правильно, средний  месяц зимы январь.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? 

-Ребята, а сейчас мы с вами пойдем на прогулку и  понаблюдаем за погодой.

-А зачем нам это нужно?

-Правильно, когда мы вернемся в группу заполнить календарь погоды.

Зима

Зима холодная, морозная, длинная, вьюжная.

Декабрь, январь, февраль.

Январь

Чтобы заполнить календарь погоды

Организационный момент

Художественное слово

Актуализация опыта

Художественное слово

Основная

-Чтобы определить какая погода, с чего мы начнем наблюдение?

-Какой сегодня день: ясный  или пасмурный?

-Как вы узнали, что день сегодня ясный?

 Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите?

-Небо стало голубым. А облака есть на небе?

- Появились белые легкие облака, которые медленно, не торопясь, плывут, любуясь сверху на детишек. Облака, словно белая пушистая вата, плывут по небу. Движутся они, то медленно, то быстро.

-А солнце есть на небе?

-В январе ребята уже происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

- Дети, вспомните  когда вы сегодня  утром шли в сад, какой был ветер.?

-Подумайте, как можно определить есть сейчас ветер или нет?

- Дети, посмотрите качаются деревья от ветра.?

-Осадки у нас есть?

Как называют явление, когда идет снег?

-Ну, а теперь нам нужно определить тепло или холодно. Как можно определить?

- В  морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Вывод:

-Сделаем вывод, что сегодня морозно, безветренно. Световой день длиннее.

-Послушайте пословицы про январь:

Январь - году начало, зиме середка.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Месяц январь - зимы государь.

Январь - весне дедушка.

Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

-А теперь ребята давайте с вами поиграем в подвижные  игры.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: развитие ловкости, умения быстро действовать после сигнала.

Ход игры:

Поперек площадки  двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы площадки). На противоположной стороне площадки линией отделено поле. На слова воспитателя "Козы, в поле, волк, во рву!" дети бегут из дома в «поле» и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: "Козы, домой!" Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Основные движения: умеренный или быстрый бег, прыжки.

Подвижная игра «Два Мороза»

Цель:  развитие навыков пространственной ориентации, быстроты и ловкости.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаются в своем городе. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.

Они обращаются к играющим со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Жители городов хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз,-

и начинают перебегать из одного города в другой.

Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.

Индивидуальная работа по развитию речи с Ваней Л. И Данилом Т.

 «Придумай рассказ»

Цель: закрепление звуковой культуры речи, звук [ж]; развитие связной речи.

Ход: Предложить ребенку сочинить вместе с воспитателем рассказ. Воспитатель начинаете фразу, а он ее продолжает. При этом слово, которое он вставляет, должно начинаться на звук  [ж].  У девочки по имени … (Женя) есть собачка по кличке … (Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом … (желуди), Жучка гонялась за летающим маленьким … (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего … (ежа) с маленькими … (ежатами). Женя отозвала Жучку, а еж и ежата убежали под елку.

Самостоятельная игровая деятельность

Дидактическая игра «Что это значит»

Цель: формирование умения сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Развитие активного словаря.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

               Свежий ветер – прохладный.

               Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

               Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

               Свежая газета – новая, только что купленная.

               Свежая краска – незасохшая.

               Свежая голова – отдохнувшая.

               Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

               Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.

               Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.

Коллективный труд: уборка снега с дорожек, ведущих к кормушке.

Материал: лопатки

Цель: развитие умения работать сообща.

 

За небом

Ясный

Небо голубое

Да

Да

Ветра не было

по веткам деревьев, по флажкам на участке, повернутся лицом в сторону ветра

нет

идет маленький снежок

снегопад

как мы одеты, по румянцу на щеках, когда пар изо рта,

 На окнах морозные узоры.

Дети играют

Играют

Дети сочиняют рассказ

Расчищают дорожки от снега

Вопросы

Наблюдение

Обобщение

Вопросы

Наблюдение

Обобщение воспитателя

Вывод

Художественное слово

Игровой момент

Игровой момент

Индивидуальная работа

Заключительная

(после того, как дети разделись и умылись, предлагаю им подойти к календарю погоды)

-Давайте с вами заполним наш  календарь погоды.

-Какая сегодня погода? (пасмурная, ясная)

-Почему вы так считаете? ( (не) светит солнце)

-Что вы можете сказать про осадки? ( сегодня (не) идёт (снег))

-Давайте теперь отметим в  календаре наши наблюдения  (пасмурно или ясно, снег или дождь, если идёт)

-Есть ли на улице ветер? Какой? А как вы догадались?

-Какая температура была, когда вы утром шли в садик?

-Соответствует сегодняшняя погода зиме?

-Молодцы ребята!

-Посмотрите на эти символы. Найдите те, которые соответствуют зиме. Назовите признаки зимы. ( обобщение по карточкам)

Ответы детей

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Пришла волшебница зима"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГТ...

Конспект итогового мероприятия Волшебница Зима для разновозрастной группы

Закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой. - Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. ...

Конспект открытой деятельности "Волшебница зима"

Конспект открытой деятельности музыка используемый в конкурсе "Учительгода"...

Конспект НОД "Подарки Волшебницы Зимы"

Данный материал может быть полезен воспитателям. Занятие направлено на развитие речи детей среднего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия "Волшебница зима"

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для старшей группы "Волшебница зима"...

Конспект открытого занятия «Волшебница-Зима»

Конспект открытого занятия «Волшебница-Зима»...

Конспект НОД: «Идет волшебница зима»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их....