"Невидимка-воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Инжуватова Анастасия Евгеньевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ois_nevidimka-vozduh.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия»  муниципальнöй   сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

«Невидимка-воздух»

Конспект

(Старшая группа) 

                                                                                                                    Воспитатель:

                                                                                                                           Инжуватова А.Е.

                                                                                                                        (базовая)

г. Воркута

2016 год.                                                                                                           

Тема: «Невидимка-воздух» (для детей старшего дошкольного возраста). 

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; формированию у детей познавательного интереса;
  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Развивающие:

  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • развивать мышление, память, речь, интерес к исследовательской деятельности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • развивать экологическое сознание детей.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- разовые стаканчики (по количеству детей);

- камешки, пуговицы (по количеству детей);

- стакан пластмассовый;

- коктельные трубочки;

- 4 веревочки;

- 4 карандаша;

- скотч;

- чаша с холодной водой;

- чаша с горячей водой;

- бутылка;

- 1 воздушный шар;

- салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок, чеснокодавка;

- воздушные шары (по количеству детей);

- теннисный шарик (по количеству детей);

- сундучок с разными предметами:

- 2 разноса;

- таблички с цифрами 1, 2, 3 на столах для опытов.

Ход.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!». (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию. (слайд 2)

Дети одевают фартуки лаборантов. Повторение правил поведения в лаборатории.

Воспитатель показывает картинку (слайды 3, 4) с изображением планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воспитатель: А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет)

Воспитатель: А с салфеткой видно? (Да)

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.)

Воспитатель: Значит, когда воздух движется, получается ветер.

НАБЛЮДЕНИЕ 2. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Воспитатель: Откуда взялся ветер?

Воспитатель: Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

Воспитатель: Что такое ветер? (движение воздуха)

Воспитатель: Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев. Человек давно научился использовать свойства воздуха.

Воспитатель:А где работает воздух? (слайд 5)(ответы детей)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Воздух есть во всех предметах.

На столах у детей находятся стаканы с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, теннисный шарик)

Воспитатель: Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

Воспитатель: Вы будете сейчас опускать эти предметы в воду, и внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх, следовательно воздух легче воды.

Воспитатель: Так почему же шарик не утонул? (в нем воздух)

Воспитатель: Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Для чего они? Как они спасают? (Воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает.)

Воспитатель: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Где спрятался воздух?»

 (дети поочерёдно достают сундучка игрушки и раскладывают на 2 разноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Воспитатель: Внутри предметов, где, кажется, пусто спрятался воздух. А вот интересно, внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Опыт с соломинкой.

Воспитатель: Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками? (воздух)

ВЫВОД. Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.         

Воспитатель: А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

Воспитатель: Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД. Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 5 (с пакетиками и воздушными шарами)

Воспитатель: А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. (дети ловят воздух в пакеты)

Воспитатель: Что у нас в пакетиках? (воздух)

Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

Воспитатель: Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

Воспитатель: Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины). Дошкольники надувают воздушные шары и отпускают их. Шары перемещаются под давлением воздуха в различных направлениях.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОВЕЛИТЕЛЬ ВОЗДУХА»

Дети распределяются по парам. Продевают через коктельную трубочку веревку. Один конец привязывают к карандашу, второй – свободен. Карандаш берет один ребенок из пары и становится на расстоянии 3-4 метров от другого, который надувает воздушный шарик и приклеивает его к трубочке скотчем, зажав входное отверстие в шарике, чтобы он не сдулся. Затем, по окончании приготовлений, шарик отпускается. Дети наблюдают полет шарика по заданному ими направлению, а не хаотично.  

НАБЛЮДЕНИЕ 6. Воздух занимает место.

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой? (ответы детей)

Воспитатель: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Воспитатель: Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 6)

  • Воздух повсюду.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Закройте глаза. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. (Ответы детей)

Воспитатель: Открываем глаза и проверяем. Удалось?

Воспитатель: Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Воспитатель: Вдох – вдыхает хороший воздух - кислород. Выдох – выдыхает плохой воздух - углекислый газ. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Воспитатель: Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его? 

Воспитатель: А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар). (слайд 7)

1 упражнение.

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой. 

(медленный вдох-выдох на 4 сек)
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

2 упражнение.  «Насос»

Глубокий вдох – руки через стороны вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

Воспитатель: Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

Воспитатель: При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. (слайд 8)  Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 9) (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (слайд 10) (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 7.

Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Воспитатель: Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

Воспитатель: А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 11)

ИТОГ НОД.

Воспитатель: Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 12)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Воспитатель: Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Воспитатель: А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Воспитатель: Спасибо вам ребята за сотрудничество, с вами было очень приятно и интересно общаться. Нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (Дети снимают фартуки лаборантов.) Я хочу подарить вам всем эти шарики.

Воспитатель: Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!  (слайд 13)  

Воспитатель: До свидания!