Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе "Жизнь комнатных растений"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Артемова Надежда Александровна

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознакомлении детей с природой открывается возможность для эстетического, практического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность в старшей группе по теме:

«Жизнь комнатных растений»

Паспорт проекта:

  1. Тема « Комнатные растения»
  2. Тип проекта: проектно-исследовательский.
  3. По характеру контактов: дети, педагоги, родители.
  4. По количеству участников – три ребёнка.
  5. Предмет исследования – комнатные растения.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознакомлении детей с природой открывается возможность для эстетического, практического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Китайская пословица гласит: « Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму»

Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно- исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду. 

Ребёнок – исследователь по своей натуре. Важнейшими чертами детского поведения является: любознательность, желание новых впечатлений и открытий, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире.

Задача взрослых – помочь им сохранить эту исследовательскую инициативу, как основу для таких важнейших процессов, как самообучение и саморазвитие.

Важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребёнка с самого раннего детства к исследовательской деятельности.  

Ребёнок стремиться узнать об окружающем как можно больше.  У детей возникает интерес, когда они могут сами обнаруживать новые свойства предметов, их сходства и различия,  возможность преобразовывать знания самостоятельно.

Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поддерживать интерес в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее полёт деятельности, тем больше новой информации получает ребёнок, тем лучше развивается его речь. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование.

В своей группе я по возможности стараюсь создать условия для развития познавательной и речевой деятельности средствами экспериментальной деятельности:

- провожу опыты с объектами живой и неживой природы (растения, воздух, земля, насекомые).

- знакомлю детей с различными видами движений (скорость и направление).

- развиваю географическое представление, знакомлю с глобусом, даю  знания о солнечной системе и других явлениях.

- при проведении опытов знакомлю с правилами безопасности

У нас в группе создан небольшой уголок для экспериментальной деятельности, где дети могут в свободное время повторить опыты, применяя раннее полученные знания.

Дети испытывают огромную радость от своих открытий, испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы, удовлетворяют свою любознательность получая ответы на вопросы: Зачем? Почему? Как?

Проводя  эксперименты, дети чувствуют себя маленькими  первооткрывателями.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания, мы способствуем развитию речи и логического мышления.

К работе по экспериментированию нам часто приходилось привлекать родителей, так как ни одна воспитательная задача не может решаться без тесного контакта с ними.

Наблюдая за детьми в своей группе, я заметила, что во время дежурства по уголку природы, да и просто ухаживая за растениями,  у детей часто возникают такие вопросы как:

Где лучше растут растения?

- Как растения дышат?

- Куда девается блага из растений?

- Почему осенью растения вянут?

Чтобы ответить на эти и ряд других вопросов, я решила, чтоб дети сами, проводя небольшие эксперименты, могли наглядно найти ответы.

Цель проекта:

  1. Организация проектно- исследовательской деятельности по изучению жизни и роста комнатных растений.

Задачи:

Обучающие:

Получение новых знаний о мире комнатных растений в процессе активной творчески  - исследовательской деятельность детей с опорой на личный опыт.

Формирование наглядного мышления, умения видеть, что растения дышат, растут, выделяют кислород.

Развивающие:

  • Развивать умственные операции сравнения и обобщения.
  • Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих результатов.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональные отношения к растениям, общение с ними, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.

Ожидаемые результаты:

  • Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
  • Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
  • Развиваются умственные  способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • У детей появляется желание общаться с природой (растениями) и отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
  • Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

План действия:

  1. Постановка цели.
  2. Поиск формы реализации проекта.
  3. Разработка всего учебно-воспитательного проекта на основе тематики проекта.
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды. Определение направления деятельности.
  5. Организация совместной творческо-поисковой деятельности с педагогами, родителями, детьми.
  6. Реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

Подготовительный

1. Планирование и прогнозирование работы.

2. Разработка планов по изучению комнатных растений.

3. В рамках проекта и его реализации организовать взаимосвязь  родителей, воспитателей, детей.

4. Составить перспективный план на период экспериментальной работы.

5. Создание развивающей среды.  

Основной

  1. Углубленная опытно-экспериментальная деятельность с детьми по детальному изучению жизни комнатных растений.

- влияние почвы на рост растений.

- есть ли у растений органы дыхания.

- что выделяют растения.

- куда девается влага из растений.

2. Использование разнообразных видов деятельности детей (игры, рассказы, трудовая деятельность, художественное слово, сочинение сказок).

Обобщающий

Анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности.

Слайдовая презентация о комнатных растениях.

Выявление знаний детей о жизни комнатных растений.

Участие в городском конкурсе « Я- исследователь»

Заключительный

Таким образом, проводя опытно-исследовательскую деятельность, « Как живут и растут растения» дети почувствовали себя маленькими первооткрывателями и пришли к выводу, что для роста растений нужна плодородная, богатая минералами земля, что растения выделяют кислород, необходимый для жизни людей и животных, что все части растения дышат, что вода с листьев растений испаряется в воздух.

Положительные результаты экспериментирования заинтересовали и других детей в группе и у них появились новые, интересные вопросы на которые они хотят узнать ответ и проверить с помощью опытов и экспериментов.

Вывод

Итак, проводя эти   эксперименты, дети усвоили следующее:

  1. Для роста растений необходима плодородная, богатая минералами земля.
  2. Растения выделяют кислород, необходимый для жизни людей и животных.
  3. Все части растения дышат.
  4. Вода с листьев испаряется в воздух.

Используемая литература:

  1. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» Волгоград 2009 год.
  2. Дыбина О.В., РахмановаИ.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Детское экспериментирование».
  4. Короткова Н.А. «Познавательная деятельность старших дошкольников»
  5. / Ребёнок в детском саду/ № 3, 4, 5, 2003 год; № 1, 2002 год.
  6. Прохоров М.Р. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»,  2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе:"Комнатные растения дарят здоровье"

Цель: Дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают наши дома, но и оздоравливают человека.Программные задачи:Систематизировать знания детей о растениях лекарях: алоэ, калан...

Конспект трудовой деятельности Тема: «Уход за комнатными растениями» (коллективный труд)

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширяет их интересы, формирует такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга....

Конспект НОД для старшей группы. Комнатное растение «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.

Тема: Комнатные растения «Фиалка» Нетрадиционная техника рисования акварель + воск.Цель: - Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.- Углубить знания о лекарственных свойст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы «Комнатные растения из влажных тропических лесов»

Познакомить детей с «влажными тропическими лесами», учить находить сходства и различия во внешнем виде и строениирастений,Создавать условия для наблюдения  за комнатными растениями, и...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста "Комнатные растения"

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста "Комнатные растения" с использованием интерактивной доски...