"Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об условиях их жизни, о пользе и вреде насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках,
приспособленности к условиям жизни.
Задачи:
образовательные:
- продолжать учить отгадывать загадки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе;
развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Оборудование: мультимедиа, цветок, фигурки насекомых, дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно -исследовательская,.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота.
Насекомых разных много,
Кто питается травою,
Кто пыльцу с цветка снимает,
Кто-то фрукты поглощает,
В общем разные бывают,
Насекомых всех мы знаем!
Ребята, и сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
Все готовы к путешествию? Идемте (дети идут к полянке и говорят):
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!
Воспитатель: Ребята, какая красивая цветочная полянка! Значит здесь и живут насекомые. Но почему-то никого нет. Ребята, с насекомыми что-то случилось. Мы должны им помочь.
Ребенок: Однажды над насекомыми пронёсся злой паук.
На полянке разноцветной он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.
И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми,
И этим шестиногим малышкам помоги!
Воспитатель:
- Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы помочь нашим шестиногим друзьям?
Ответы детей:
Воспитатель:
-А давайте мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
-Нам, цветочек, помоги - в насекомых преврати!
Мы с вами превратились в насекомых и полетим на лесную полянку. Проходите, насекомые, садитесь.
А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки».
Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, на мультимедиа появляется правильный ответ.
Воспитатель: Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Дети: Дарит нам и воск, и мед.
Воспитатель: Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
И зовут ее....стрекоза).
Воспитатель: Стрекоза летает около водоемов. Похож на вертолет
Воспитатель: Он работник настоящий,
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей).
Воспитатель: Ребята, где строят муравьи дома?
Дети: Под сосной из хвоинок строят дом.
Воспитатель: Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. Они могут уничтожить за
лето много погибших насекомых.
Поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок… (бабочка).
Воспитатель: На что похожа бабочка?
Дети: Похожа на цветок
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появляется бабочка?
Сначала бабочка откладывает яйца. Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница?
Дети: Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается?
Дети: Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель: Ребята, продолжим отгадывать загадки, чтобы помочь насекомым.
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
На ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Дети: На ней кружочки, черненькие точки .
Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Какой основной признак всех насекомых?
Дети: У всех насекомых по 6 лапок.
Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным
Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Назовите полезных насекомых.
Дети: Бабочка, пчела, муравей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали и мы спасли стрекозу и пчелу. А сейчас приглашаю всех встать и сделать динамическую паузу «Бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.
- У меня есть волшебные рукавички. Одна - гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев мохнатую, превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.
У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.
Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей.
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей.
- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Воспитатель:
- Вот и божью коровку со шмелём мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
Сейчас поиграем в игру «4 лишний». Дети занимают свои места. На мультимедиа расположены картинки.
Игра «4 лишний».
Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей:
Лишняя лягушка, потому что она не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. Воспитатель:
-Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
Игра « Разложи бабочек на группы» (на мольберте).
Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Предлагаю разложить их по группам.
Воспитатель:
- По какому признаку вы разложили бабочек?
Ребенок объясняет:
-Мы разложили бабочек по форме.
Воспитатель:
- А еще как можно их разложить?
Ребенок:
- А еще можно их разложить по цвету.
Воспитатель:
- А еще по какому признаку можно разложить бабочек?
Ответы детей: По размеру.
Воспитатель:
- Разложите бабочек по размеру.
Воспитатель:
- Вот и кузнечика, и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в страну «Насекомых». Какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Они вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты, цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие в страну «Насекомых»? Кого мы там видели?
Дети: Насекомых
Воспитатель: А что случилось с насекомыми?
Дети: Злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. И мы их выполнили.
Воспитатель: Ребята, а какие задания вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?
Ответы детей.
Воспитатель: А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого бы хотели вы превратиться и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Насекомые вас всех благодарят и посылают угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...