"Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казакова Антонина Петровна

Уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об условиях их жизни, о пользе и вреде насекомых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках,

приспособленности к условиям жизни.

Задачи:

образовательные:

-   продолжать учить отгадывать загадки;

воспитательные:

-   воспитывать бережное  отношение к насекомым, любовь к природе;

развивающие:

-    развивать зрительную и слуховую память;

-    развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

  Оборудование: мультимедиа, цветок, фигурки насекомых, дидактические  игры.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно -исследовательская,.

                 Ход непосредственно  образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята, природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота.

                 Насекомых разных много,
                Кто питается травою,
                Кто пыльцу с цветка снимает,
                Кто-то фрукты поглощает,
                В общем разные бывают,
                Насекомых всех мы знаем!

Ребята,  и сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

Все готовы к путешествию? Идемте (дети идут к полянке и говорят): 

                 Вместе по лесу идём,
                Не спешим, не отстаём.
                Вот выходим мы на луг.

                Тысяча цветов вокруг!

               

Воспитатель: Ребята, какая красивая цветочная полянка! Значит здесь и живут насекомые. Но почему-то никого нет. Ребята, с насекомыми что-то случилось. Мы должны им помочь.

Ребенок: Однажды над насекомыми  пронёсся злой паук.

                 На полянке разноцветной  он всех заколдовал.

                 Чтоб бабочки порхали, трудился муравей.

                 И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.

                 Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми,

                 И этим шестиногим малышкам  помоги!

Воспитатель:

 - Ребята, а что нам нужно сделать,  чтобы помочь нашим шестиногим друзьям?

Ответы детей:

Воспитатель:

-А давайте мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный  цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

 -Нам, цветочек, помоги - в насекомых преврати!

Мы  с вами превратились в насекомых и полетим   на лесную полянку. Проходите, насекомые, садитесь.

 А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки».  

Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, на мультимедиа появляется правильный ответ.

Воспитатель: Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила,

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Дети: Дарит нам и воск, и мед.

Воспитатель: Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

И зовут ее....стрекоза).

Воспитатель:  Стрекоза  летает около водоемов. Похож  на вертолет

Воспитатель: Он работник настоящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом  (муравей).

Воспитатель: Ребята, где строят муравьи дома?  

Дети: Под сосной из хвоинок строят дом.  

Воспитатель: Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. Они могут уничтожить за

лето много погибших насекомых.

Поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Она ярка, красива,  

Изящна, легкокрыла.  

Сама похожа на цветок  

 И любит пить цветочный сок… (бабочка).

 Воспитатель: На что похожа бабочка?

Дети: Похожа на цветок  

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как появляется бабочка?

Сначала бабочка откладывает яйца. Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель:

- Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель:

- В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку.

 Воспитатель: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

Воспитатель:  Ребята, продолжим отгадывать загадки, чтобы помочь насекомым.

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

 На ней кружочки,

Черненькие точки  (божья коровка).  

 Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Дети: На ней кружочки, черненькие точки .

Воспитатель:  Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? 

Дети: Насекомые.

Воспитатель:   Какой основной признак всех насекомых?

Дети: У всех насекомых по 6 лапок.

Воспитатель:  Назовите насекомых, которые относятся к хищным

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель:  Почему их называют хищниками?

Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель:  Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

 Воспитатель:  Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравьи?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали  и  мы  спасли стрекозу и пчелу.  А сейчас приглашаю всех встать и сделать  динамическую паузу «Бабочка летает»

                  Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
                 На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
                 Раз, два, три, четыре, пять
. (Хлопки в ладоши.)
                 Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
                 За день, за два и за месяц...
(Шагаем на месте.)
                 Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши.)
                  Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
                  Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Воспитатель: 

-Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички.  Одна  - гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. Надев мохнатую, превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.

У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.  Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

Ответы детей.

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

Ответы детей.

- Вот для чего некоторые  насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Воспитатель:

- Вот и божью коровку со шмелём мы с вами освободили. Какие вы молодцы!

 Сейчас поиграем  в игру «4 лишний».   Дети занимают свои места. На мультимедиа расположены картинки.  

Игра  «4 лишний». 

Составление предложений  с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей:

Лишняя лягушка, потому что она  не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают. Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    Воспитатель: 

-Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.  

             Игра « Разложи бабочек на группы» (на мольберте).

Воспитатель:

 - Посмотрите,  какие красивые бабочки к нам прилетели. Предлагаю разложить их  по группам.    
Воспитатель:

- По какому признаку  вы разложили бабочек?  

Ребенок объясняет:  

-Мы  разложили бабочек по форме.

Воспитатель:

- А  еще как можно их разложить?

Ребенок:

- А еще можно  их разложить  по цвету.  
Воспитатель:

- А еще по какому признаку можно разложить бабочек?

Ответы детей:  По размеру.

Воспитатель:  

- Разложите бабочек по размеру.  
Воспитатель: 

- Вот и кузнечика,  и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).  
 Воспитатель: Вот и закончилось наше  путешествие в страну «Насекомых».  Какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Они вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты, цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась путешествие в страну «Насекомых»? Кого мы там видели?

Дети: Насекомых

Воспитатель: А что случилось с насекомыми?

Дети: Злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. И мы их выполнили.

Воспитатель: Ребята, а какие задания вам  понравились больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

Ответы детей.

Воспитатель: А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого бы хотели вы превратиться и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все сегодня были молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Насекомые вас всех благодарят и посылают угощение.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...