Описательный рассказ по схеме
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Работа по развитию речи очень трудоемкая, требующая большого количества времени. Остановимся на одном из начальных «пусковых» этапах: составлении описательного рассказа. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisatelnyy_rasskaz_po_sheme.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические советы для воспитателей

«Использование опорных символов и схем на занятиях по развитию речи в ДОО»

Речь возникает вместе с возникновением сознания, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.

Работа по развитию речи очень трудоемкая, требующая большого количества времени. Остановимся на одном из начальных «пусковых» этапах: составлении описательного рассказа.

Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. Но даже в этом случае для составления описательного рассказа ребенок должен:

-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

-установить последовательность изложения выявленных признаков;

-удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Существенно упрощает эту работу введение ориентировочной схемы составления рассказа-описания.

Рассмотрим на примере лексической темы «Овощи-фрукты».

 Рассказ составляется по следующей схеме:

1.Что это?

2.Какого цвета?

3.Какой по форме?

4.Какой на вкус?

5.Где растет?

6.Когда и как убирают?

7.Что готовят?

Вводится понятие «картинка-помощница». Рассмотрим на примере. Каждый вопрос заменяется опорным символическим изображением. Дети составляют рассказ.

         

      

Яблоко.

Это яблоко. Оно желтое, с красным румяным бочком, круглое и сладкое. Растет яблоко в саду на дереве. К концу лета яблоки созревают их срывают. Из них готовят вкусный компот и сладкое варенье. В яблоках много витаминов, они очень полезны.

При рассмотрении темы овощи, убирается четвертый вопрос, ягоды-третий и шестой вопросы.

На каждую лексическую тему составляется своя схема.

Ориентировочная схема в работе по теме «Домашние животные».

1.Кто это?

2.Как животное выглядит?

3.Чем питается?

4.Как зовут детенышей?

5.Где живет?

6.Кто и как за ним ухаживает?

7.Какую пользу оно приносит?

Производится замена вопросов «картинками-помощницами» Дети составляют рассказ.

      

      

 

Баран.

Это баран. Баран домашнее животное. У барана крутые рога, тонкие ноги с копытами. Туловище покрыто густой кудрявой шерстью. Баран летом питается травой, а зимой – сеном. У барана есть маленькие забавные ягнята. Баран живет в деревне, в сарае. За ним ухаживает хозяйка: кормит, поит, пасет, убирает за ним. Баран дает людям теплую шерсть и мясо.

Эти же вопросы используются при составлении рассказа о домашней птице. Исключив шестой и седьмой вопросы, мы можем говорить о диких животных и диких птицах.

Научить оперировать символами, дать начальное представление о частях речи, сформировать умение составлять предложения и загадки, поможет использование «картинок-помощниц»: «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак». Все что находится вокруг нас – это предметы. Про предметы мы спрашиваем (задаем вопрос). Кто это? – если предмет живой, что это? – если предмет неживой. Когда мы называем предмет, то произносим слово. Это слово – «слово-предмет». Вводится соответствующий символ на «картинке-помощнице».

Формируется умение правильно задавать вопрос (кто это? что это?).

Следующий этап. Воспитатель предлагает выполнить различные действия. По ходу действия задает вопросы: «Что ты делаешь? Что ты сделал?» Требует ответа одним словом (прыгал, хлопал и др.). Объясняет, что, называя действие словом, мы используем «слова-действия».

Вводится «картинка-помощница» с соответствующим символом. Формируется умение правильно задавать вопрос (что делал, что делаю, что сделаю)

Уже на данном этапе можно составить предложение по схеме.

Кто это? Это щенок. Что делает щенок? Щенок сидит.

   

Каким может быть щенок? Ответы детей. Воспитатель считает слова, и сообщает, что это «слова-признаки». Показывает соответствующую «карточку-помощницу».

Формируется умение правильно задавать вопрос (какая, какой, какое, какие).

Дает задание составить предложение про щенка, включая два «слова-признака», одно «слово-предмет» и одно «слово-действие».

     

Рыжий веселый щенок лаял.

Использовать этот материал можно в составлении загадок.

      

1.Бурый, неуклюжий, косолапый…(медведь)

2.Рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)

3.Серый, пушистый, трусливый…(заяц)

      

4.Царапается, мурлычет, ласкается…(кошка)

   

5.Рогатая, у нее козлята…(коза)

   

6.Лает, охраняет дом…(собака)

Данные символы («картинки-помощницы») можно использовать в любых сочетаниях при составлении загадок. Научив оперировать этими символами, мы даем ребенку начальные представления о частях речи, формируем языковое чутье и готовим к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

Составление описательных рассказов по схемам

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.В период дошкольного детства в мышлении детей происходят зна...

описательные рассказы по схемам

составление рассказа по схемам...

Составление описательных рассказов по схемам для детей от4-6 лет

В данной публикации представлены материалы по развитию речи для детей 4-6 лет. Этот материал помогает детям составить описательный рассказ на определенную тему....

Составление описательного рассказа по схеме о животных в старшей группе

Образовательные задачи.Учить детей  разгадывать кроссворд, делить слова на слоги; определять согласные и гласные звуки.Совершенствовать умение классифицировать животных по месту обитания (дикие и...

Презентация "Составь описательный рассказ по схеме про время года ... весна"

Цель: учить составлять описательный рассказ про время года....