Предметно-схематические модели
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-shematicheskie_modeli.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические советы.

Моделирование в экологическом воспитании.

(консультация для воспитателей)

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние модели: внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно – схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Модель-макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

1.Например, при формировании понятия «рыбы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания:

-форма тела, жаберный способ дыхания,

-покров тела,

-своеобразное строение конечностей (плавники), хвост,

-фазы развития (икринки, мальки).

         

Как среда обитания формирует внешнее строение: вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя, плавники, хвост.

2.Расширять представление о строении растений, о частях растений, их функциях, развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, поможет модель растения:

-корень,

-стебель,

-лист,

-цветок,

-семена.

         

Функции корня:

-крепится в земле,

-качает воду и питательные вещества.

      

Функции стебля:

-служит опорой,

-подает воду и питательные вещества в крону.

      

Функции листа:

-поглощает солнечный свет,

-дышит,

-испаряет лишнюю влагу.

         

3.Модель насекомого расширяет знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых:

-покрыты хитиновым покровом,

-шесть конечностей,

-части тела (голова, грудь, брюшко),

-фазы развития (яйцо, гусеница, куколка, бабочка).

         

4.Формировать обобщенные представления о птицах помогает следующая графическая модель отличительных признаков:

-две ноги, два крыла;

-клюв;

-появляется из яйца.

      

5.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки поможет модель зверей:

-пасть с зубами,

-шерсть,

-четыре конечности,

-вскармливание детенышей молоком.

         

6.Научить детей отличать природные объекты живой природы от объектов неживой природы можно воспользовавшись следующей моделью:

живая природа движется,

питается,

дышит,

растет,

размножается.

          

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка ...

ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ младший дошкольный возраст (3-4 года)

Данный материал очень полезен в работе с детьми для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления....

ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ средний дошкольный возраст (4-5 года)

Данный материал может быть использован педагогами в доу, а также родителями в индивидуальной работе с детьми....

Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Практико-ориентировачный подход в образовании: от цели к результату (сборник статей/ выпуск №2)Как ознакомить старших дошкольников с объектами неживой и живой природв и окружающим миром. Что важно не ...

Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)

Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп.  Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...

«Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников».

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка....