Предметно-схематические модели
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-shematicheskie_modeli.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические советы.
Моделирование в экологическом воспитании.
(консультация для воспитателей)
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.
Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:
Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние модели: внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Предметно – схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Модель-макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов.
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
1.Например, при формировании понятия «рыбы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания:
-форма тела, жаберный способ дыхания,
-покров тела,
-своеобразное строение конечностей (плавники), хвост,
-фазы развития (икринки, мальки).
Как среда обитания формирует внешнее строение: вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя, плавники, хвост.
2.Расширять представление о строении растений, о частях растений, их функциях, развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, поможет модель растения:
-корень,
-стебель,
-лист,
-цветок,
-семена.
Функции корня:
-крепится в земле,
-качает воду и питательные вещества.
Функции стебля:
-служит опорой,
-подает воду и питательные вещества в крону.
Функции листа:
-поглощает солнечный свет,
-дышит,
-испаряет лишнюю влагу.
3.Модель насекомого расширяет знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых:
-покрыты хитиновым покровом,
-шесть конечностей,
-части тела (голова, грудь, брюшко),
-фазы развития (яйцо, гусеница, куколка, бабочка).
4.Формировать обобщенные представления о птицах помогает следующая графическая модель отличительных признаков:
-две ноги, два крыла;
-клюв;
-появляется из яйца.
5.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки поможет модель зверей:
-пасть с зубами,
-шерсть,
-четыре конечности,
-вскармливание детенышей молоком.
6.Научить детей отличать природные объекты живой природы от объектов неживой природы можно воспользовавшись следующей моделью:
живая природа движется,
питается,
дышит,
растет,
размножается.
Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка ...
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ младший дошкольный возраст (3-4 года)
Данный материал очень полезен в работе с детьми для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления....
ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ средний дошкольный возраст (4-5 года)
Данный материал может быть использован педагогами в доу, а также родителями в индивидуальной работе с детьми....
Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.
Практико-ориентировачный подход в образовании: от цели к результату (сборник статей/ выпуск №2)Как ознакомить старших дошкольников с объектами неживой и живой природв и окружающим миром. Что важно не ...
Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)
Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп. Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...
«Использование предметно- схематических моделей в процессе освоения связной речи дошкольников».
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка....
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование
laquo;Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование...