КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «Вулканы Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Горло Наталья Ивановна

Тема: Вулканы Земли

Задачи:

  • Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог»;

2. формировать представлении детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;

  • Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

  • Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vulkany.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

«Вулканы Земли»

Тема: Вулканы Земли

Задачи:

  • Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог»;

2. формировать представлении детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами;

  • Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

  • Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие.

2. Социально – коммуникативное  развитие.

3. Физическое развитие.

4. Речевое развитие.

Технологии используемые в мероприятии:

1. Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

  • Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
  • Опора на субъективный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

  • игровые задания и упражнения

3. Технологии поисковой деятельности:

  • создание проблемной ситуации;
  • детское экспериментирование;

4. Здоровьесберегающие технологии:

  • физминутка;

5. Мультимедийные технологии:

  • показ презентации;
  • видеописьмо.

Активизация словаря:  вулкан, земная кора, слои, лава, пемза, аэростат, пористая.

Методы и приемы: поисковый, объяснение воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование: глобус, гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения, расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», пазлы «Камчатка».

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, сода, лимонная кислота, чайная и столовые ложки.
  • Таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, салфетки.

Ход НОД:

Дети под музыку входят в зал.

В.: Добрый день мои юные друзья, сегодня у нас свами гости давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось хорошее настроение на весь день.

Р – та к нам пришла посылка давайте посмотрим что же в ней. Это диск. Интересно, что же на нем записано. Давайте посмотрим.

Видеописьмо от профессора:

- Здравствуйте ребята, мы начинаем телепередачу «Хочу всё знать» и я профессор Наталия Ивановна готова ответить на любой ваш вопрос. В нашу студию пришло очень много писем, и одно из них от ребят из детского сада «Ёлочка», которые просят рассказать им все о вулканах. На своем опыте я знаю, что дети очень любознательны, и я предлагаю им стать участниками экспедиции, и посмотреть на вулканы своими глазами. Ну что ж в путь, меня ждут дети.

Пока дети смотрят телепередачу воспитатель переодевается в профессора, и выходит с чемоданчиком.

Слайд1

В.: Здравствуйте, ребята, я сюда попала? Это здесь детский сад «Ёлочка»?

Ребята, вы писали мне письмо? Ну что готовы к приключениям, я предлагаю совершить увлекательное путешествие на таинственный и загадочный остров, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.

В.: А сейчас мы проведем посвящение в участников научной экспедиции. Участник нашей экспедиции Сережа. Я приглашаю в экспедицию Алису. И так всех детей. И вот ребята вы настоящие путешественники.

В.: Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?

Д.: Смелый, отважный, умный, добрый.

В.: Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками …

(Глобус)

В.: Давайте посмотрим, а что такое глобус? Правильно, глобус – это маленькая модель земли. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, океаны, суша, горы, разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены, реки, моря, океаны.

Д.: Синим.

В.: Суша? Горы?

Д.: Зелен, желтым, коричневым.

В.: Ребята, а что такое горы?

    Д.: Это высокие холмы.

    В.: Из чего состоят горы?

    Д.: Из камней.

В.: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли назвать горой? Почему?

Ответы детей.

В.: Правильно, молодцы, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда. Горы бывают очень высокими. А вы хотите увидеть настоящие горы?

В.: Куда же мы поедем? Как же нам найти дорогу, что нам поможет. А поможет нам карта, где – то она у меня была. Открывает чемодан и ищет карту.

В.: Ой, а карта то рассыпалась вся на части. Р – та давайте соберем карту. А приклеивать мы её будем на мольберт. Молодцы! А кто прочитает, куда мы отправимся в путь?

Д.: Камчатка.

Слайд2

В.: Мы отправимся с вами на полуостров Камчатка .Показ на карте. Посмотрите вот она Камчатка, омыта водой, отметим флажком. Я так к вам торопилась, что все оставила в телестудии. Помогите собраться в научную экспедицию. Посмотрите внимательно, что нам нужно взять для своей научной экспедиции.

  Я предлагаю каждому взять по одному необходимому предмету (Карта, компас, лупа, фотоаппарат, телефон, тетрадь и ручка, еда, аптечка, лопата ).

В.: Ну что собираемся в путь? На чем же туда можно отправиться? (Дети предлагают свои варианты ответов).

Слайд3

В.: Да, многие путешествую на автомобилях, кораблях, самолетах.

Но самые смелые и храбрые путешественники путешествуют на воздушном шаре. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и отправиться в путешествие на воздушном шаре.

Слайд4

В.: Занимайте свои места в нашем воздушном шаре, мы отправляемся в путь. Дети смотрите внимательно, ничего не пропустите. Я предлагаю зафиксировать время нашего полета в нашем научном журнале. Какой сегодня день недели, месяц, время года, год? Молодцы! Во время путешествия мы пролетим над знаменитыми вулканами мира. А теперь закройте ваши глазки, мы начинаем полет итак взлетаем.

(Шум ветра показ слайдов вулканы земли ).

Слайд5

В.: Какая красота, мы пролетаем над Италией где находятся знаменитые вулканы Везувий и Этна.

Слайд6

А сейчас мы пролетим над Индонезией, над вулканом Кракатау.

Слайд7

А вот извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат.

Слайд8

Чувствуете, что-то стало холоднее? А вот и он- полуостров Камчатка, со своим знаменитым вулканом Ключевская сопка- это самый высокий вулкан на территории России.

В.: Вот мы и приземлились на полуостров Камчатку.

В.: Садитесь ребята и внимательно послушайте загадку.

Он огромный, он могучий

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться

Кашей огненной кидаться.

Старый добрый великан-

Это дедушка (Вулкан).

Слайд9

В.: Ребята вы уже знаете, что вулканы-горы, но они необычные. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор.

Слайд10

В.: Ребята, вулканы бывают разные, есть живые вулканы (действующие), есть спящие. А также вулканы бывают надводные и подводные.

Слайд11

Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня.

Слайд12

Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо дымок. Такие вулканы называют спящими. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан и впрямь печка- только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы чтобы пробудиться.

Слайд13

Есть такая профессия- вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов.

Физкультминутка: Тяжелая профессия у вулканолога, но и вы наверное немножко подустали, давайте отдохнем.

Я предлагаю отправиться дальше в путь.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали.

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

В.: Ну вот мы с вами и пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий», где мы будем проводить эксперименты. У всех научных сотрудников есть своя одежда, я вас попрошу надеть халаты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

В.: Ребята давайте посмотрим, что же находится под салфеткой. Правильно- это макет вулкана. Рассмотрите внимательно вулкан и скажите на какую геометрическую фигуру он похож? (конкурс).

рисунок

Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато-оранжевая пасть- это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.

В.: Ребята вы хотите увидеть извержение вулкана?

Предлагаю провести эксперимент и посмотреть как извергается вулкан.

Совместное экспериментирование  «Извержение вулкана»

Ребята этот опыт мы проведем вместе.

Схема опыта

Для опыта мне понадобится три чайных ложки волшебной смеси, две чайные ложки чудо порошка, а чтобы наш вулкан заработал, смотрите внимательно, я добавлю огненную жидкость. (Звучит фоно грохот извержения вулкана.)

Ребята- кажется наш вулкан оживает, давайте отойдем подальше.

-Что же произошло? Вулкан из себя извергает лаву.

Ребята- разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они  как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает лава вытекает спокойно. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах. Вулканы называют «огнедышащими горами», они опасны для жизни людей.

Ребята вулкан наш успокоился, давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим, что мы видим у подножия вулкана.

Детское экспериментирование с пемзой и камнями.

В.: Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу пемзу- камень вулканического происхождения.

Давайте возьмем лупы и рассмотрим её поближе.

Какая она пемза?

Какого она цвета?

Дети: Она серого цвета с дырочками.

В.: Ребята, поверхность которая покрыта дырочками называется пористой.

Индивидуальная работа.

В.: А что еще у вас есть на столах? Давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответы детей)

Как вы думаете, почему пемза не утонула? (ответы детей)

Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

Значит пемза легкая, а камень тяжелый.

Какое открытие мы с вами сделали?

Пемза-это камень в котором много дырочек, где скапливается воздух.

Пемза не тонет.

 Слайд14

В.: На камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Прошу, занимайте места в нашем воздушном шаре. А пока мы с вами летим в наш детский сад, чтобы не было скучно, предлагаю поиграть в игру, где за правильные ответы вы будете получать жетоны.

В.: На каком полуострове мы побывали?

Что необычного есть на Камчатке?

Что извергается из вулкана?

Как называется застывшая лава?

Как называют людей занимающихся изучением вулканов? Молодцы!

Ну вот мы и приземлились.

В.: Как незаметно пролетело время. Как вам наше путешествие? На память о нашем путешествии я хочу подарить вам альбом о вулканах земли, который будет напоминать о нашей научной экспедиции. А я с вами прощаюсь, но вы не забывайте писать мне  письма на программу. Я с удовольствием буду на них отвечать.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования

   Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.    ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Волшебство воды"

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по основной образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего возраста...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....