Проект Береза - символ России
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Калинина Инна Николаевна

Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и обычаях, связанных с березой. Как результат дети будет бережно относится к окружающей природе, любить и ценить свою Родину с её символами и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Береза - символ России471.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад д. Казинка Елецкого муниципального района Липецкой области

                       

                           ПРОЕКТ

«Русская береза -
                  символ России»

                                              Составитель музыкальный      

                                                                  руководитель Калинина И.Н.

д. Казинка Елецкого муниципального района Липецкой области
                                             2015г.

Информационная карта проекта

Проект «Русская береза – символ России»
Автор проекта: музыкальный руководитель первой квалификационной категории, воспитатель  Калинина Инна Николаевна

Вид  проекта:  творческий, исследовательский.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: старший дошкольный.

Цель: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Проблема:
- Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
- Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
- Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Актуальность:

 Проблема Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Задачи:

-Познакомить детей о пользе, которую приносит береза людям, как предки относились к дереву, обрядами и обычаями связанными с березой.
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
- формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
- воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
 Этапы работы:
Подготовительный:
- Определение объекта изучения.
- Сбор информации, подбор художественного слова и музыки.
- Диагностика.

Основной:
- Вхождение в игровую ситуацию.
- Наблюдение за березой.
- Изучение роста, развития и ухода за деревом.

Заключительный:
- Презентация проекта - развлечение "Троица".
Методы и формы работы.
 Деятельность педагога:
- беседы;
- познавательные рассказы воспитателя;
- ОД;
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;
- музыкальная.

Деятельность детей:
- экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
- дидактические игры с предметными картинками;
- игра по модели строения дерева;
- подвижные, народные игры;
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка,  ручной труд) - музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки;
- практические задания;
- совместные мероприятия.

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.
Основной этап - октябрь - май .
Презентационный этап - июнь.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Проводился  активный сбор информации из литературных источников и в и интернете.

Ожидаемые результаты –

сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

Работа по проекту:

«Люблю берёзку русскую» Наблюдения за берёзой на прогулке в разное время года. Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе. Рассматривание картин о нашей красавице берёзе

Реализация проекта:

Начальный этап.
 1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Берёзка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Речевое развитие:
 1. «Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; « «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» ; Л.Н Сурнина« Три берёзки под окном» Г Н Рахимов и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза». С.А Васильева «В белых платьицах подружки», Р Рождественский «Чуть солнце пригрело откосы», Прокофьев А. «Люблю берёзку русскую»

4. Рисование: « Береза»
5.  Музыка: Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.,

6. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

Познавательное развитие:
1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) .

Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

2. Выбор березки  на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Исследование бересты под лупой.
3. Оформление газеты «Люблю березку русскую». Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». Конкурс «Читаем стихи о березке».

4. Организация праздника «Русская березка» с детьми.

5. Экскурсия в березовую рощу «Встреча с русской красавицей»
 Работа с родителями:
 Посадка молодых саженцев берёзки на участке детского сада.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево берёза и почему необходимо. По итогам работы было отмечено: Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю берёзку русскую».

Заключение:

Внедрение данного проекта обеспечило: Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, что «Берёза символ -России» У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали кору березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к берёзке.  

Продукт проекта:
- альбом "Люблю русскую красавицу березу";
- вернисаж детских рисунков;
- фотоколлаж экскурсий в парк.
- выставка детских поделок, аппликаций.
 E:\фотоот\IMG_2758.JPGE:\фотоот\IMG_2750.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...