Консультация для педагогов "Методика экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками"
консультация по окружающему миру по теме

Цимбал Руфина Субхановна

Данный материал поможет воспитателям в работе по организации экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_eksperimentalnoy.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально-

исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты

бывают:

– индивидуальные или групповые

– однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом

растений, помещённых в разные условия и т.д.);

– по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

• констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние

объекта или одно явление),

• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности

процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

– по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и

фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники

следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда

исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не

может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую

опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных

случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле

соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

В качестве условий проведения экспериментирования выделяются

следующие:

– учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения,

т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает

активно развиваться а затем заменяться словесно-логическим и когда

начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию

проговаривания своих действий вслух;

– учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

– необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные

способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не

сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры

на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная

работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя

по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах,

сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;

– педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают

самостоятельно.

– в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы

между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не

самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности

воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и

дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме

исследования.

2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с

целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

4. Определение основных форм работы с воспитанниками.

5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую

повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка

конспектов по ООД с элементами экспериментирования.

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике

экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка

экспериментирования:

• специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),

•природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),

•утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

•прочие материалы - лупы, термометры…

7. Подборка практического материала, включающего:

7.1. Работа с воспитанниками:

– конспекты ООД с элементами экспериментирования;

– перспективный план по проведению непосредственно экспериментов;

– картотеку экспериментов.

7.2. Работа с родителями (законными представителями):

– консультации по данной теме;

– памятки.

Приступая к организации непосредственной экспериментальной-

исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по

определённому алгоритму:

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей

на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу

возникших вопросов, проблем.

3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая

фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение

«исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с

родителями (законными представителями).

Реализация поставленных задач по организации экспериментирования

осуществлялась в трёх основных формах:

• организованная образовательная деятельность,

• самостоятельная деятельность воспитанников,• совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.

Организованная образовательная деятельность.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой

теме, чтобы решить все поставленные задачи.

Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё

проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий»

чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли

для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это

«Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе

которых лежит познавательный мотив.

Примерная структура экспериментального (исследовательского)

занятия:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта

проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до

занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне

исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров

группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и

результаты: совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро-

вания.

Самостоятельная деятельность воспитанников.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в

условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы,

стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям

самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения,

почувствовать себя исследователями.

• Проблемная ситуация.

• «Чудесная коробка» с предметами.

• Совместное начинание.

Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со

сверстником

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма

организации работы с детьми в экспериментальной деятельности. Позитивные моменты:

– закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

– продолжение работы по расширению представлений о предметах и

явлениях;

– свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти

от намеченного плана);

– роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);

– в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают

возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как,

зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями,

первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все

органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже

пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста

организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и

познавательных интересов воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Консультация для родителей "Экспериментально-исследовательская деятельность детей"

Консультация для родителей с советами по созданию условий для опытно-экспериментальной деятельности....

Консультация для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей»

Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошколь...

Консультация для родителей «Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников»

О важности экспериментально-исследовательской деятельности в жизни дошкольников...

Консультация для педагогов "Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников в режимных моментах".

Данный материал поможет педагогам организовать экпериментально-исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста на занятиях, на прогулке, в совместной деятельности и в индивидуальной работ...

Консультация на тему "Экспериментальная исследовательская деятельность в детском саду"

Экспериментальная исследовательская  деятельность в детском саду - это материал для педагогов, позволяющий больше узнать о детском экспериментировании в детском саду, его организации и возможност...