Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.

 

 

 

 

 

Проект

 по созданию мини-музея в детском саду

 

 

 

 

 

«Русская изба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск 2017 год.

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей  к национальной культуре.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребенка уважения и интереса к народной культуре

Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

         Мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

.

Актуальность:

 

Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы  систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей и детей.

 

 

Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.

 

 

Задачи проекта:

·  Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

·  Прививать интерес к духовной культуре русского  народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;

·  Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

·  Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.

·  Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

·  Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. 

Вид: познавательный, творческий.

Проект рассчитан: на 2 учебных года

Проект ориентирован на две возрастные ступени:

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;

Старший дошкольный возраст – 6-7 лет

 

.

       Участниками проекта являются: педагоги, дети дошкольных групп,                       родители и гости из других учебных заведений, спонсоры, заинтересованные представители общественности.

Формы реализации проекта:

·                         познавательно-игровые занятия;

·                         занятия-экскурсии;

·                         беседы,

 продуктивная деятельность

 

Проект построен на основе  методических принципов:

- интеграции  культур

- учет воз­растных особенностей детей,

- доступ­ность материала,

- постепенность его усложнения.

 

 

 

Создание и размещение мини-музея:

Музей в ДОУ функционирует с 2000 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и  родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.

Отличительной особенностью нашего  музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

·        В пополнении мини-музея новыми экспонатами

·        Участвуют в мероприятиях МБДОУ: праздниках, посиделках,  выставках, создании фотоальбомов

·        Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

 

Структура проекта:

I. Подготовительный этап. Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике.

- Посещение городских музеев с детьми .

- Разработка модели мини-музея.

- Разработка «Паспорта  музея старинного  быта» в МБДОУ

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

В 2015 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).

В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.

       Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в:  домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».

2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;

3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

 

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.

2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.

4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала

 

 Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

- «Формирование целостной картины мира» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа.

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;

-  «Познание» – организуются   игры-занятия    по    ознакомлению    с окружающим;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

-  «Музыка» - организуются музыкальные развлечения, посиделки;

 

Результат проектной деятельности

1.       Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.

2.       Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.

3.       Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.

4.       Повышение профессионального мастерства педагогов.

5.       Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

реализации проекта

 

 Подготовительная  группа2016-2017

 

N

Месяц.

Тема.

Форма организации

Часы

1.

Сентябрь.

Мир старинных вещей.

Экскурсия в мини-музей

1 ч.

2.

Октябрь.

В гостях у Хозяюшки.

Занятие

1 ч.

3.

Ноябрь.

Так мы раньше одевались.

Беседа

1 ч.

4.

Декабрь.

Во дворе у бабушки

Интегрированное занятие

1 ч.

5.

Январь.

Святочный вечерок

Развлечение

1 ч.

6.

Февраль.

От лучинки до электрической лампы

Занятие

1 ч.

7.

Март.

 

Праздник

1 ч.

8.

Апрель.

«Народные игры»

Развлечение

1 ч.

9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

Занятие

1 ч.

10.

Итого.

 

 

9 ч.

План работы с детьми на год:

Старшая группа 2015-2016г.

 

месяц

тема

ответственный

1

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

 

 

3 неделя

 

 

4 неделя

 

1.«Милости просим в нашу избу»

 2.«Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники) .

Рисование «Изба».

 

3. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Пословицы о печке.

Игра «В каких сказках встречалась печь».

4. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков

для освещения: лучина, свеча, лампа.

Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее? ».

 

 

 

Муслимова Х.Х.

2

Октябрь

5 неделя

6 неделя

 

7 неделя

 

8 неделя

 

1. «Колыбельная для кузи»

2.. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для полотенца»

.3«Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено)

 4. «Люлька – кроватка для малыша».

Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Муслимова Х.Х.

3

Ноябрь

9. неделя

10. неделя

 

11. неделя

12. неделя

 

1.Печь – как мать родная

2.. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

3. Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

4. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки..Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

Дидактические игры.

Муслимова Х.Х.

4

Декабрь

13. неделя

 

14. неделя

 

15. неделя

 

 

16неделя

 

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

Украшение платка, косынки, кокошника.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

Игра «В мастерской художника», рисование.

3.«Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

4.Рассказы по картинам

Муслимова Х.Х.

5

Январь

 

17 неделя

 

18 неделя

 

Рождество Христово

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

Рисование гжельской посуды.

Муслимова Х.Х.

6

Февраль

19 неделя

20 неделя

 

21 неделя

 

22.неделя

 

1. «Как жили люди на Руси»

2.. «Масленица» - атрибуты для праздника.

Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

3. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

 

4. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Муслимова Х.Х.

7

Март

23. неделя

 

 

24.неделя

25. неделя

 

 

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) .

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) .

Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

Варка каши из тыквы.

 МуслимоваХ.Х.

8

Апрель

26. неделя

 

 

27. неделя

 

28 неделя

4 неделя

 

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ».

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

2.«Тряпичные куклы»

3.«Глиняные и деревянные игрушки»

Муслимова Х.Х.

    
    

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями

 

N

Месяц

Тема

Форма организации

1.

Сентябрь.

«Семейный альбом»

 

Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы»

2.

Октябрь.

Народные традиции, их роль в

семейном воспитании.

День пожилого человека

Консультация

 

Организация праздника

3.

Ноябрь.

Самый лучший русский  костюм

Конкурс  рисунков

 

4.

Декабрь.

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация

 

5.

Январь.

Самый лучший русский национальный костюм

Конкурс  рисунков

 

6.

Февраль.

Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре

«Семейный досуг»

Консультация

 

 

 

 Организация смотра конкурса

7.

Март.

Масленица

 

Праздник

8.

Апрель.

Пасха

Занятие в старше - подготовительной группе

Праздник

9.

Май.

 

Праздник

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать  русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.

В старшей - подготовительной группе к концу года  дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники,  различать русские орнаменты.  Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

 

 

 

Использованная литература :

1.     Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.

2.      Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.

3.     Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.

4.      Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.

5.     Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /

6.      Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.

7.      Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

8.     Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000 – 304 с.

9.     Колпакова Н. П. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет.лит.,1984.

10.                        Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи Т.И.Вершинин; - Пермское книжное издательство, - Пермь,1 964.

11.                        Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.

12.                        Палицина Н.И. Колокольные звоны. Мет. пособие,книга2, г.Пермь, 1 999.

13.                        План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. Н.В.Еончарова и др.- 2-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

14.                        Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.

15.                       Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.

16.                       Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.

Проект

 по созданию мини-музея в детском саду

«Русская изба»

г. Нижневартовск 2017 год.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей  к национальной культуре. 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. 

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребенка уважения и интереса к народной культуре

Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

         Мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

.

Актуальность:

Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы  систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей и детей.

Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.

Задачи проекта:

  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
  • Прививать интерес к духовной культуре русского  народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
  • Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. 

Вид: познавательный, творческий.

Проект рассчитан: на 2 учебных года

Проект ориентирован на две возрастные ступени:

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;

Старший дошкольный возраст – 6-7 лет

.

       Участниками проекта являются: педагоги, дети дошкольных групп,                       родители и гости из других учебных заведений, спонсоры, заинтересованные представители общественности.

Формы реализации проекта:

  •  познавательно-игровые занятия;
  •  занятия-экскурсии;
  •  беседы,

 продуктивная деятельность

Проект построен на основе  методических принципов:

- интеграции  культур

- учет возрастных особенностей детей,

- доступность материала,

- постепенность его усложнения.

Создание и размещение мини-музея:

Музей в ДОУ функционирует с 2000 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и  родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.

Отличительной особенностью нашего  музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

  • В пополнении мини-музея новыми экспонатами
  • Участвуют в мероприятиях МБДОУ: праздниках, посиделках,  выставках, создании фотоальбомов
  • Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

Структура проекта:

I. Подготовительный этап. Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике.

- Посещение городских музеев с детьми .

- Разработка модели мини-музея.

- Разработка «Паспорта  музея старинного  быта» в МБДОУ

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

В 2015 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).

В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.

       Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19- 20 в:  домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».

2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;

3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.

2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.

4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала

 Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

- «Формирование целостной картины мира» – дать представление о родном крае; его достопримечательностях, об истории родного народа.

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;

-  «Познание» – организуются   игры-занятия    по    ознакомлению    с окружающим;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

-  «Музыка» - организуются музыкальные развлечения, посиделки;

Результат проектной деятельности

  1. Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
  2. Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.
  3. Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.
  4. Повышение профессионального мастерства педагогов.
  5. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

ПЛАН

реализации проекта

 Подготовительная  группа2016-2017

N

Месяц.

Тема.

Форма организации

Часы

1.

Сентябрь.

Мир старинных вещей.

Экскурсия в мини-музей

1 ч.

2.

Октябрь.

В гостях у Хозяюшки.

Занятие

1 ч.

3.

Ноябрь.

Так мы раньше одевались.

Беседа

1 ч.

4.

Декабрь.

Во дворе у бабушки

Интегрированное занятие

1 ч.

5.

Январь.

Святочный вечерок

Развлечение

1 ч.

6.

Февраль.

От лучинки до электрической лампы

Занятие

1 ч.

7.

Март.

Праздник

1 ч.

8.

Апрель.

«Народные игры»

Развлечение

1 ч.

9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

Занятие

1 ч.

10.

Итого.

9 ч.

План работы с детьми на год:

Старшая группа 2015-2016г.

месяц

тема

ответственный

1

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Милости просим в нашу избу»

 2.«Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники) .

Рисование «Изба».

3. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Пословицы о печке.

Игра «В каких сказках встречалась печь».

4. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков

для освещения: лучина, свеча, лампа.

Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее? ».

Муслимова Х.Х.

2

Октябрь

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

1. «Колыбельная для кузи»

2.. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для полотенца»

.3«Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено)

 4. «Люлька – кроватка для малыша».

Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Муслимова Х.Х.

3

Ноябрь

9. неделя

10. неделя

11. неделя

12. неделя

1.Печь – как мать родная

2.. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

3. Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

4. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки..Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

Дидактические игры.

Муслимова Х.Х.

4

Декабрь

13. неделя

14. неделя

15. неделя

16неделя

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

Украшение платка, косынки, кокошника.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

Игра «В мастерской художника», рисование.

3.«Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

4.Рассказы по картинам

Муслимова Х.Х.

5

Январь

17 неделя

18 неделя

Рождество Христово

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

Рисование гжельской посуды.

Муслимова Х.Х.

6

Февраль

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22.неделя

1. «Как жили люди на Руси»

2.. «Масленица» - атрибуты для праздника.

Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

3. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

4. Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Муслимова Х.Х.

7

Март

23. неделя

24.неделя

25. неделя

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох) .

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи) .

Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

Варка каши из тыквы.

 МуслимоваХ.Х.

8

Апрель

26. неделя

27. неделя

28 неделя

4 неделя

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца? ».

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

2.«Тряпичные куклы»

3.«Глиняные и деревянные игрушки»

Муслимова Х.Х.

Перспективный план работы с родителями

 

N

Месяц

Тема

Форма организации

1.

Сентябрь.

«Семейный альбом»

Выставка фотографий детей всей группы «Какие мы»

2.

Октябрь.

Народные традиции, их роль в

семейном воспитании.

День пожилого человека

Консультация

Организация праздника

3.

Ноябрь.

Самый лучший русский  костюм

Конкурс  рисунков 

4.

Декабрь.

Колыбельная песня в жизни ребенка

Консультация 

5.

Январь.

Самый лучший русский национальный костюм

Конкурс  рисунков

6.

Февраль.

Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре

«Семейный досуг»

Консультация

 Организация смотра конкурса

7.

Март.

Масленица

Праздник

8.

Апрель.

Пасха

Занятие в старше - подготовительной группе

Праздник

9.

Май.

Праздник

 

Ожидаемые результаты:

 

В средней группе к концу года дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать  русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры.

В старшей - подготовительной группе к концу года  дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники,  различать русские орнаменты.  Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

Использованная литература :

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
  2.  Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
  3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
  4.  Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с /
  6.  Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
  7.  Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000 – 304 с.
  9. Колпакова Н. П. А мы просо сеяли/Очерки/-Л.:Дет.лит.,1984.
  10.  Меткое слово. Песни. Сказки./Сост. и автор вступ. статьи Т.И.Вершинин; - Пермское книжное издательство, - Пермь,1 964.
  11.  Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
  12.  Палицина Н.И. Колокольные звоны. Мет. пособие,книга2, г.Пермь, 1 999.
  13.  План-программа пед. процесса в д/с: Метод, пособие для воспитателей д/сада/ Сост. Н.В.Еончарова и др.- 2-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  14.  Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
  15. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.
  16. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка» Мини - проект « Здравствуй, лето!» для детей старшего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка» Мини - проект« Здравствуй, лето!»для детей старшего возраста...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка» Развлечение в музее национальных культур «Вороний праздник. Выполнила воспитатель: Муслимова Х.Х. г. Нижневартовск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка»    Развлечение в музее национальных культур «Вороний праздник"...

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Педагогический проект по созданию мини-музея в детском саду     «Русская изба»...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба»

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из наиболее новых и эффективных – это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у  ребен...

Консультация "Создание мини -музея в детском саду "Русская изба"

В этой публикации говорится о создании мини - музея в детском саду. О приобщении детей к истокам русского быта....