Формирование начал экологической культуры у дошкольников. «Природа – наш дом, в котором мы живем»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Формирование начал экологической культуры у дошкольников.

«Природа – наш дом, в котором мы живем»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №408 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Природа – наш дом, в котором мы живем

                                                                         

                                                                              Воспитатель I квалификационной

                                                                              категории

                                                                              МАДОУ «Детский сад № 408»

                                                                              Григорьева Л. М.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников.

«Природа – наш дом, в котором мы живем»

Любовь Михайловна Григорьева,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №408» Советского района г. Казани;

 E- mail: glm5410@mail.ru

  1. Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные задачи, одной из которых является ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждают их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача взрослых.

Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

  1. Актуальность

Эта тема очень актуальна, потому что экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная тому причина – экологическая безответственность. Загрязняется воздух, вода, почва. И это губительно сказывается на растительном, животном мире, на здоровье людей. Очень важно научить людей, особенно детей, бережному отношению к окружающей среде. Дети имеют недостаточное представление о значении чистой воды, воздуха в жизни человека и живых организмов, об основных источниках их загрязнения, его последствиях, о способах предотвращения загрязнения.

  1. Постановка проблемы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, в том числе у детей дошкольного возраста, повышения их экологического образования. Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) первоначально объекты рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания детей на связях между ними. В последующем, старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

  1. Цель и задачи

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к природе. Формирование у детей представления о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек разумный хозяин, отвечает за все на Земле. Уточнить представления детей о том, что чистая вода, воздух и почва очень важны для всех живых существ на планете. Воспитать творческие личности, способных понимать и любить окружающий мир.

-  знакомство детей с самым важном компоненте природы – водой, без которой невозможно жизнь на нашей планете;

 - формирование осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу;

 - обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях;

-  развитие познавательных способностей, творческого воображения путем составления природоохранных знаков;

-  формирование у детей эмоционально – радостного ощущения от активного участия в мероприятиях и занятиях, навыков коллективной работы;

-   способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира через музыку.

  1. Проект

В ходе реализации проекта пополнена развивающая среда, составлена развивающая среда, составлены конспекты мероприятий. В результате проектной деятельности дети приобретут новые знания о природных ресурсах (воде, воздухе, почве), об основных источниках их загрязнения, его последствиях. Научатся видеть и чувствовать красоту природы, бережно относиться к окружающему миру. Родители осознают значимость данной проблемы, поймут важность своего личного примера.

  1. Заключение

В ходе реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к природе. Вырос интерес к коллективной исследовательской деятельности. Повысилась самооценка детей. Дети с желанием участвовали в опытно - экспериментальной, художественно - театрализованной деятельности  и радовались своим успехам.

Список литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.
  3.  Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
  4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Как знакомить дошкольников с природой / Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцева Л.М. и др. ; Сост. Каменева Л.А. ; Под ред. П.Г. Саморуковой. - Москва : Просвещение, 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»

Из опыта работы. «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»...

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников» Обобщение педагогического опыта воспитателя.

Обобщение педагогического опыта воспитателяМБДОУ «Детский сад «Теремок» Селезневой Галины Алексеевны...

Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ:Ведение     2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств  достижения цели...

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей...

Проект «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время и...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников

Игры по формированию экологической культуры у дошкольников...