Дипломная работа "Ознакомление старших дошкольников с родным краем на идеях педагогики Южного Урала"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Семякина Марина Владимировна

В данной работе изложено как знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем, какие проекты по этой теме можно дать родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dipl.docx69.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Октябрь

День рождение города

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

Ноябрь

История возникновения города

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»

Декабрь

Знакомство с гербом города

- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России

- изготовление макета стеллы

Январь

Экскурсия по городу

- изготовление макета города,

- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль

Они прославили наш город

- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

- беседа о важности труда всех людей

Март

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- заучивание стихотворений о Кунгуре

Апрель

Кунгур - спортивный

- спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

- чтение стихов о Пермском крае,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь

Мой город, дороже которого нет

- прогулки по городу Кунгуре,

- рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- звание «Почетный гражданин»,

- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Ноябрь

Площадь

- изготовление коллажа «Гостиный двор»,

- история возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Декабрь

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба Кунгура

Январь

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Февраль

Кто такие саамы и где они живут

- посещение Краеведческого музея,

Март

Кунгур - спортивный

- история проведения соревнований,

- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Апрель

Вот моя улица

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами:

Май

Кунгур - город рыбаков

- рассказ о труде рыбаков,

- чтение стихов, рассказов,

- посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Приложение 1

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

2.1 Научное предположение, задачи и методы исследования методики ознакомления дошкольников с историей родного края с использованием регионального компонента в МДОУ №52 «Искорка» г. Тирасполь. Констатирующий эксперимент

 

Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Цель данной методики – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;

- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;

- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления краеведческой работы: географическое, историческое, литературное, художественное, так как анализ теоретических источников, рекомендаций показал, что наиболее эффектным будет сочетание краеведческой работы с нравственно – патриотическим, эстетическим, экологическим, трудовым воспитанием.

Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов:

информационный; технологический; -организационный; -практический; -результативный.

Этапы реализации методики по ознакомлению с родным краем (г. Тирасполь)

1. Этап Информационный

Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме, позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Условно содержание знаний о родном крае разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей и культурный облик.

В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого края. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Покажем это на конкретных примерах.

Тираспольский район богат своей природой, природными ресурсами. Поэтому здесь нашли своё яркое выражение различные стороны жизнедеятельности людей.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. В соответствии этим был определён один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера, условно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.

Таким образом, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

1) Энциклопедичности.

2) Краеведческий (региональный).

Интеграции - установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф. Виноградова).

Культурологический - приобщение детей к истокам культуры.

Тематический - деление материала на основные темы (циклы).

Наглядности - условно обозначенный как «принцип айсберга».

Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для осуществления данного проекта использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:

методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;

методы, повышающие познавательную активность;

методы, направленные на повышение эмоциональной активности;

методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;

методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);

методы ТРИЗ (см. табл. 1)

Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин <...> Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.


Таблица 1 - Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экс-периментирова-ние и опыты.

Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

игровые примеры;

юмор, шутка; детское экс-перементи-ро-вание;

проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

Метод проб и ошибок (МП и О);

метод протии-воречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод синекси-ки;

метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование

2. Этап Технологический

Система и последовательность работы по воспитанию любви к Родине, к малой родине может быть предоставлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1


Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам:

I«Моя семья»1)Семья

2)Я и моё имя

3)Бабушки и дедушки

4)Родословие

5)Люди других национальностей

II«Мой любимый город»

1)Я люблю свой детский сад и район где я живу

2)История города

3)Улицы родного города

4)Символика

5)Промышленность (О труде людей)

III«Кто прославил наш город»1)Защитники земли Нелидовской2)Художники

3)Поэты

IV«Мир природы города и района»1)Животный мир2)Растительный мир3)Полезные ископаемые4)Водные объекты


Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

Тема

Содержание занятия по

ознакомлению с окружающим

миром

Связь с другими видами совместной деятельности педагогов и детей

«Моя семья»

Занятие № 1,2

Я и мое имя, моя семья. Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотно-шениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Ход: беседа с детьми «Для чего человеку имя?», игра «Полное , неполное имя», этюд «Назови ласково»

Занятие №3

Бабушки и дедушки Цель: предложить детям узнать и рассказать об истории своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Рисование:

«Изготовление именных карточек

на шкафчики», «Моя семья».

Приглашение на «сладкий стол» бабушек и дедушек. Темы: «Золотые руки», «Служба в армии».

Спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья». Выставка рисунков «Моя семья».

Мой любимый город

Занятие №1

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма

Занятие № 2

Улицы родного города Цель: познакомить детей с названиями улиц города, с названием улицы, где живут; рассказать, в честь кого названы улицы.

Занятие № 3

Знакомство с государственной символикой города

Цель: познакомить детей с государственными символами города: флагом, гербом, мелодией гимна. Раскрыть значение государственных символов. О труде людей

Занятие № 4

Цель: познакомить детей с трудом людей работающих на транспорте (пассажирском и грузовом).

Занятие № 5

Цель: познакомить детей с профессией пожарника.

Занятие № 6

Откуда к нам пришла мебель Цель: познакомить детей с производством мебели. С предприятиями, занимающимися этой производством

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Экскурсия к железнодорожному вокзалу.

Посещение Детской городской библиотеки.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Рисование: «Что больше всего запомнилось с экскурсии»

Экскурсии по улицам города:

Советская, Лермонтова, Пушкина,

Карбышева и др.

Сюжетно- ролевая игра «Почта»

(название адреса дома, детского

сада). Экскурсия в музей школы

№4 им. Карбышева.

Экскурсия на площадь «им. В.И.

Ленина»

Рисование: «Герб города».

Аппликация: «Флаг города».

Ручной труд.

Изготовление макета «Площадь

«им. В.И. Ленина» в будущем».

Оформление стенда «Труд людей разных профессий» (вместе с родителями).

Аппликация: «Транспорт» (по выбору воспитателя). Акция «Береги воздух»

Экскурсия в пожарную часть. Спортивное развлечение «Пожарные учения».

Коллективный труд: ремонт мебели Акция: «Береги деревья

Знаменитые люди города

Занятие № 1

Защитники земли нелидовсской Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений. Исторических фактов.

Экскурсии к памятникам боевой славы.

Целевые прогулки по улицам города носящим имена героев Вов.

Викторина «Боевая слава нашего города».

Встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда (д/с)

Занятие № 2

«Художники и поэты земли приднестровской»

Цель: Расширить знания детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать воображение и творчество.

Экскурсии ежедневные в городской выставочный зал.

Приглашение в детский сад поэтов и художников. «Вечер поэзии», «Вернисаж»

Мир природы

Занятие № 1

Животный мир

Цель: подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный мир – мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношению с человеком).

Занятие № 2

Растительный мир Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть еще один мир (удивительное царство)- мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные (по взаимоотношениями с человеком).

Занятие № 3

Земные и подземные богатства родного края.

Цель: ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность красота).

Рисование «Царь зверей наших лесов»

Лепка: зайца, лесы, кабана, волка.

Составление схем и таблиц.

Собирание материала для гербариев (семена, цветы, растения).

Привлечь детей к собиранию коллекции камней.

Циклограмма поэтапной работы с детьми по воспитанию любви к малой родине

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

1-я пол. дня:

Рождение проблемы

2-я пол. дня:

Предложения детей (составление плана)

1-я пол. дня:

Беседы с детьми о прошедших выходных (что узнали нового по теме)

2-я пол. дня:

Сюжетно-ролевая игра

1-я пол. дня:

Беседы о прошедших выходных ( что нового узнали по теме)

2-я пол. дня:

Пополнение коллекций

1-я пол. дня:

Классификация собранных к выставке материалов

2-пол.дня:

Подготовка к выставке

1-я пол. дня:

Экскурсия по городу

2-я пол. дня:

Подведение итогов

(зарисовка увиденного,

беседа)

1-я пол. дня:

Рассматривание

альбомов, экскурсия

в музей

2-я пол. дня:

Сюжетно-ролевая игра

1-я пол. дня:

Экскурсия по городу

2-я пол. дня:

Продуктивная деятельность (Ручной труд)

1-я пол. дня:

Экскурсия

2-я пол. дня:

Подготовка к выставке (развлечение)

1-я пол. дня:

Экскурсия по городу

2-я пол. дня:

«Сладкий вечер»: приглашение гостей

1-я пол. дня:

Занятие Экскурсия

2-я пол. дня:

«Сладкий вечер»

1-я пол. дня:

Занятие Экскурсия

2-я пол. дня:

«Сладкий вечер»

1-я пол. дня:

Подготовка к развлечению

2-я пол. дня:

Развлечение

1-я пол. дня:

Занятие, экскурсия, наблюдения

2-я пол. дня:

Поведение итогов (рисование)

1-я пол. дня:

Занятие, наблюдения, экскурсии

2-я пол. дня:

Подведение итогов (лепка)

1-я пол. дня:

Наблюдения, рассматривание, целевые прогулки

2-я пол. дня:

Подведение итогов (ручной труд)

1-я пол. дня:

Игры

2-я пол. дня:

Подготовка к выставке

1-я пол. дня:

Игры

2-я пол. дня:

Индивидуальная работа с детьми, подведение итогов за неделю

1-я пол, дня:

Игры

2-я пол. дня:

Подведение итогов за неделю, индивидуальная работа

1-я пол. дня:

Игры (настольно-печатные)

2-я пол. дня:

Подведение итогов за неделю, индивидуальная работа

1-я пол. дня:

Открытие выставки (акция)

2-я пол. дня

Приглашение родителей на выставку (принять участие в акции)

 

План работы семейного клуба «Взгляд»

Цель: - эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. обогащать опыт родителей методами семейного воспитания. Задача: вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе необходимого для развития ребенка.

Участники: родители, педагоги.

Дата

Тематика и форма проведения

Участие детей

Ответственный

IX

Вечер вопросов и ответов «Воспитание любви к малой Родине», привлечение родителей к участию в проекте.

Воспитатель, психолог.

X

Встреча с родителями «Устный

журнал»

Тема: Моя семья

а)Выступление педагога: «Рольсемьи и семейных традиций ввоспитании ребенка дошкольного возраста»;

б)Рекомендации психолога

Выставка рисунков «Моя семья».

Воспитатель, психолог.

XI

Семинар – практикум: «Природа родного края в жизни дошкольника»

а)К здоровью без – лекарств;

б)Дегустация витаминного чая

Выставка поделок из природного материала: «Руками детей и их роди-телей».Дети в группе рассказывают как и где собирался природный материал.

Медсестра, воспитатели.

XII

Консультация: «Как провести выходной день с семьей». Экскурсия (пешая) по городу. Предлагается маршрут экскурсии (маршрут каждую неделю меняется).

Результаты экскурсии: дети и родители готовят вместе (рисунки, фотографии, рассказы). Дети делятся своими впечатлениями, знаниями в группе (заполняют «Окно» «Хроника жизни в группе»).

Воспитатели

I

Консультация: «Праздники в семье» (рекомендации по проведению Новогодних праздников используя местные традиции).

Совместное развлечение сотрудников, родителей и детей; «Праздничная елка».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

II

Круглый стол «Мужское воспитание в семье»: а) Проблемы общения б)Библиотека для родителей «Учимся общаться с ребенком»

Приглашение на праздник пап и дедушек служивших в горячих точках.

Психолог, воспитатель.

III

Диспут: «Кем будет ваш ребенок, когда вырастет?» Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к труду».

Встречи с интересными людьми, разных профессий. Выставка рисунков: «Кем я хочу стать»

Воспитатели

IV

Консультация: «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству».

Посещение вместе с детьми городских художественных выставок.

Воспитатель, работник городского выставочного зала.

V

Наши успехи, и итоги совместной работы за год. Пожелание на будущее.

Выставка рисунков и макетов «Город будущего».

Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»

1.   Как называется наша страна?

2.   Как называется город, в котором ты живешь?

3.   Кто основал наш город?

4.   Сколько городу лет?

5.   Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6.   Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?

7.   Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?

8.   Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9.   Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

10.Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Анкета для родителей «Наш город»

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?

2.Как проявляется этот интерес?

3.Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?

4.Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5.Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6.Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.

3. Этап Организационный

На организационном этапе предлагается проектирование культурно-образовательной среды в МДОУ. детском саду была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков: макро- и микросреды, каждый из которых включал несколько компонентов (см. схему)

Центральным звеном в макросреде МДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения.

При его создании были соблюдены следующие условия.

1.Приоритетность регионального культурного наследия.

В соответствии с этим был подобран материал о Тирасполе и приднестровском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). ироко представлен материал о Приднестровье и Молдавии. Отобраны те города и районы области, где развивались широко известные народные промыслы. Помимо этого имеются карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.

2.Интегративность знаний.

Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о заповедных местах приднестровского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.

3.Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.

В соответствии с этим условием представлена панорама родного города и карта Приднестровья с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей).

4.Диалогичность.

Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлен уголок «русская горница», где представлены предметы и элементы быта русского , молдавского и украинского народа.

5.Развитие ребенка в деятельности.

В соответствии с этим в макросреде МДОУ создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно – творческой деятельности (кружок «Хотелки-умелки»).

6. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.

Это прослеживается в музыкальной деятельности. В работе с детьми используется фольклор республики (частушки, потешки, песни), народные музыкальные инструменты.

Кроме основного Центра краеведения (макросреда) оформлен мини – центр краеведения в группе (микросреда).

С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.

Так в старшей группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.); оформлены витрины по микрорайону «Достопримечательности родного города».

В подготовительной группе тематика расширилась. Оформлены альбомы «Промышленность города Тирасполя», «Люди нашего города»; собраны коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформлены витрины продукции предприятий нашего города; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках приднестровской земли. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.

В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).

Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.

Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.

4. Этап Практический

Первоначально план работы включал в себя:

Сотрудничество с городским музейно-выставочным залом, детской библиотекой, с музеями школ.

Экскурсии по улицам города, к памятникам и памятным местам.

Встречи с интересными людьми.

Акции: природоохранные, милосердия.

Познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера.

Сбор материалов об истории города, его улиц, детского сада.

Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.

Для повышения уровня знаний детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские мероприятия краеведческого характера. Мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей», «Как появляются коллекции», «Приднестровская история: «О роде Тирасполь», «По улицам города»; посетили экспозиции: «Самая земная из профессий», «Жизнь заповедная», «Тирасполь в годы войны», «Народный костюм Тверской земли»; посещали краеведческий видеосалон, где нам предлагали просмотр короткометражных фильмов: «Экология района», «Дневник партизана», «Большая история маленького города», «Мохнатое чудо». С большим интересом дети посещали выставки местных художников, «Кицканский лес», «Природа родного края»).

Мы очень много работаем с книгой краеведческой направленности. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и тд.. Весь собранный материал оформляем в виде альбомов («Нелидово сегодня», «Нелидово в прошлом веке»).

У городской Доски почета дети узнали о лучших людях города наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин». На стене Памяти у Вечного огня дети нашли фамилии людей, отдавших жизнь в боях за Родину, возложили цветы.

Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями и воспитателями собирали материал из газет и журналов (альбом «Это интересно»), вели поисковую деятельность, чтобы пополнить страницы «Книги рекордов детского сада», собирали материал для детской газеты «Ласточка», ежедневно вели экран «Хроника жизни в группе», собирали коллекции семян, значков , камней и тд.. Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда, с нелидовскими литераторами, художниками, с сотрудниками заповедника расширили представления детей о современном мире.

Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков Д/С), походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в д/с, а так же педагогами начальной школы («День земли», «День воды»). Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности. В заключение хотелось бы отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми.

5. Этап Результативный

На данном этапе подводились итоги всей проделанной работы.

Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим.

Данная работа нашла горячий отклик со стороны родителей. Викторина, проведенная на заключительном этапе, показала, что родители активно включились в краеведческую работу, вместе с детьми обобщили и уточнили свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Таким образом, можно считать, что цель данной методики достигнута. Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям. Нам удалось сориентировать родителей на нравственно- патриотическое воспитание детей в семье.

 

2.2 Формирование знаний об истории родного города у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)

Задача

Содержание деятельности

Воспитание любви к своей малой Родине, бережливого отношения к своему городу

I.      Мероприятия

1. Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

2. Конкурс сочинений, рассказов «Мой город в будущем»

3. Экскурсия на мемориал Славы.

4. Туристический экспресс «Улица – памятник человеку» (ул. 25 Октября, площадь.Суворова)

5. Экскурсия в краеведческий музей города.

6. Экскурсия к Доске почета. Рассказ о лучших людях наших дней.

II.  Занятия в группе

1. «Кем и чем славен мой город»

2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны»

3. Встречи с тружениками тыла

4. Встречи с художниками, поэтами, писателями.

III. Акции

1. «Каждому уголку города – заботу и внимание» (уборка закрепленной территории)

2. «Познаем родной край» (походы по историческим местам города).

 

Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»

1. Как называется наша страна?

2. Как называется город, в котором ты живешь?

3. Кто основал наш город?

4. Сколько городу лет?

5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?

7. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?

8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9. Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

10. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Анкета для родителей «Наш город»

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?

2. Как проявляется этот интерес?

3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?

4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.

Цель: формирование знаний детей экспериментальной группы об истории родного города через использование музейных экспонатов и народного творчества.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать систему занятий по истории родного города для ознакомления детей с музейными экспонатами и народным творчеством.

2. Обогатить развивающую среду группы музейными экспонатами, реквизитами для сюжетно-ролевых игр этно-фольклорной тематики.

3. Разработать систему настольных игр этно-фольклорной тематики, способствующих развитию исторических познаний детей.

4. Разработать консультации для воспитателей и родителей по приобщению их к историческому воспитанию дошкольников.

Способствовать созданию в родительском клубе этно-семейного музея. Для проведения формирующего эксперимента были использованы следующие группы методов:

1. Наглядный (использование экспонатов - национальные костюмы, домашняя утварь, изделия декоративно-прикладного искусства и пр.).

2. Словесные (беседа, использование фольклора и пр.).

3. Практические (приемы, упражнения, самостоятельная работа детей).

4. Игровые (настольные, сюжетно-ролевые, сюрпризные моменты).

В эксперименте принимала участие подгруппа детей в возрасте 6-7 лет с разным уровнем художественного развития. Дети контрольной подгруппы занимались по традиционной методике в соответствии с программой ДОО.

Для экспериментальной подгруппы детей в соответствии с программой была составлена тематика занятий на протяжении учебного года.

 

2.3 Анализ экспериментальных данных (контрольный эксперимент)

На данном этапе экспериментальной работы нами решались следующие задачи:

- Провести повторное диагностическое обследование детей и выявить уровень развития исторических знаний о родном городе у детей после проделанной работы.

- Сравнить результаты контрольного и констатирующего этапов.

- Сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.

В конце экспериментальной работы мы вновь решили проверить уровень развития у детей исторических знаний о родном крае. Ответы детей мы отразили в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Ответы детей контрольной группы в баллах

№ п/п

Группа

Ответы детей в баллах

Сумма балов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Ангелина Б.

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

12

2

Алина Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

3

Оля В.

1

1

1

0

1

1

0,5

0,5

1

1

1

0

1

1

1

12

4

Юля Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

5

Настя Д.

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0,5

0,5

1

1

1

12

6

Дарья Д.

1

0

1

0

1

1

0

0

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

0

6

7

Максим К.

1

1

0

0

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

12

8

Саша К.

1

0

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0

1

1

0

1

11

9

Денис К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

10

Андрей Н.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

Таблица 3 - Ответы детей экспериментальной группы в баллах

№ п/п

Группа

Ответы детей в баллах

Сумма балов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Саша П.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

12

2

Олеся П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

3

Ярослава Р.

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

12

4

Алена С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

5

Катя Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

6

Оля X.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

0

1

1

1

1

0,5

0,5

9

7

Артем О.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

8

Коля С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

9

Гриша Т.

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0

1

1

1

1

1

1

0

12

10

Максим Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1 балл - правильный ответ

0,5 балла - неполный ответ

0 баллов - неправильный ответ

Количественный анализ полученных данных отражен в таблице 4.

Таблица 4 - Количественные показатели сформированности исторических знаний об истории родного города у детей

Группы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная А

4 чел 40%

5 чел. 50%

1 чел. 10%

Экспериментальная Б

6 чел. 60%

3 чел. 30

1 чел. 10%

Данные таблицы мы выразили в виде гистограммы.

Гистограмма 1

Таким образом, мы выявили, что знания детей о истории родного города в экспериментальной группе после целенаправленного обучения обогатились и количество детей, находящихся на высоком уровне развития увеличилось - теперь оно составляет 60% ; 30% детей находятся на среднем уровне; на низком уровне 10% детей.

В таблице 5 мы отразили уровень нравственного развития детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в соответствии с набранной суммой баллов по диагностике.

Таблица 5

№ п/п

Контрольная группа

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Сумма баллов

Уровни

Сумма баллов

Уровни

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Ангелина Б.

12

-

+

-

12

-

+

-

2

Алина Б.

15

+

-

-

15

+

-

-

3

Оля В.

12

-

+

-

12

-

+

-

4

Юля Г.

15

+

-

-

15

+

-

-

5

Настя Д.

12

-

+

-

12

-

+

-

6

Дарья Д.

6

-

-

+

6

-

-

+

7

Максим К.

12

-

+

-

12

-

+

-

8

Саша К.

11

-

+

-

11

-

+

-

9

Денис К.

15

+

-

-

15

+

-

-

10

Андрей Н.

15

+

-

-

15

+

-

-

 

В таблице 6 отражен уровень нравственного развития детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в соответствии с набранной суммой баллов по диагностике.

Таблица 6

№ п/п

Экспериментальная группа

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Сумма баллов

Уровни

Сумма баллов

Уровни

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Саша П.

12

-

+

-

12

-

+

-

2

Олеся П.

12

-

+

-

15

+

-

-

3

Ярослава Р.

11

-

+

-

12

-

+

-

4

Алена С.

15

+

-

-

15

+

-

-

5

Катя Т.

12

-

+

-

15

+

-

-

6

Оля X.

8

-

-

+

9

-

-

+

7

Артем О.

15

+

-

-

15

+

-

-

8

Коля С.

12

-

+

-

15

+

-

-

9

Гриша Т.

13

-

+

-

12

-

+

-

10

Максим Б.

15

+

-

-

15

+

-

-

Из таблицы 6 видно, что уровень нравственного развития у 60% детей экспериментальной группы, после проведенной работы стал значительно выше.

Данные таблицы 6 мы отразили в виде гистограммы


Гистограмма 2

Гистограмма 3

Анализ полученных данных показал, что показатели развития исторических знаний о родном городе в контрольной группе остались неизменными.

В экспериментальной группе количество детей находящихся на высоком уровне составляет 60%, на среднем уровне находится 30% детей, на низком уровне так и осталось 10% испытуемых.

После проведения экспериментальной работы мы наблюдали и проанализировали игровую деятельность детей. Анализ игр показал, что родной город не только остался для детей привлекательным объектом отражения, но под влиянием экспериментальной работы, его образ наполнился новым содержанием. В играх отражались и конкретные знания об известных местах, и обобщенные представления о них. Наблюдение за играми показало развитие эмоционально-положительного отношения детей к родному краю.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: эксперимент, проведенный на базе ДОО № 52 «Искорка» в старшей группе, направленный на формирование у детей исторических знаний средством использования регионального компонента, показал, что значительно повысился уровень развития у детей таких качеств, как внимательность, патриотизм, уважение к окружающим местам и предметам.


Выводы

 

Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет метод примера.

Наше психолого-педагогическое исследование показало, что воспитание отношения к родному краю для подражания важно для формирования его морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, так же способствует формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по историческому воспитанию дошкольников воспитанию дошкольников.

Рекомендуем, с целью развития исторических знаний детей дошкольного возраста, в педагогический процесс вводить:

- использование регионального компонента как метода патриотического и нравственного воспитания;

- проводить занятия по темам героических и исторически значимых моментов;

- проводить работу по формированию исторический знаний о родном крае у дошкольников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем через различные виды деятельности. Вовлечение родителей в формирование элементарных представлений о Родине у детей дошкольного возраста....

Интеллектуальная игра для старших дошкольников "Знатоки родного края"

  Использование этнокультурного  компонента позволяет  сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает необходимый...

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

Школа педагогического мастерства , изучение опыта работы «Ознакомление старших дошкольников с родным краем»

Опыт работы воспитателя по теме " Ознакомление старших дошкольников с родным краем"....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...