НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Удивительный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Сыч Надежда Николаевна

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе. Использовались следующие технологии:

-личностно-ориентированная технология наблюдения, экспериментальная деятельность;

-социоигровая технология - работа в малых группах;

- здоровьесберегающая технология - динамическая пауза, логоритмические упражнения, психогимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД «ВИТОША» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования

в средней группе

Воспитатель:

Сыч Н.Н.

2016г

Тема: «Удивительный песок».

Программное содержание:

Познавательное развитие.

 В процессе опытно – экспериментальной и познавательно – исследовательской деятельности расширять представления детей о свойствах сухого и мокрого песка. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов природы, побуждать к экспериментированию. Обогащать тактильный опыт у дошкольников, развивать умение характеризовать ощущения: сухой, рассыпчатый, холодный и т.п. Развивать любознательность в процессе практического экспериментирования и  предметно – игровой деятельности.

Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща. 

Социально – коммуникативное.

Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей; способствовать воспитанию самостоятельности. Формировать элементарные представления о правилах безопасной игры с песком.

Речевое развитие. 

Развивать активную речь  детей в процессе познавательно- экспериментальной деятельности и игре,  участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать правильное речевое дыхание, темп и ритм речи.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать интерес к такому жанру литературы, как стихотворение. Знакомить с литературными произведениями крымских авторов о Черном море. Формировать умение перевоплощаться и выразительно двигаться, развивать творческие способности детей.

Физическое развитие.  

Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность  и мелкую  моторику рук. Вызвать положительные эмоции. Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Обогащение словаря: полезное ископаемое

Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, тяжелее, сухой, влажный, мокрый, песчинка.

Предварительная работа с детьми: игры в песочнице, разучивание логоритмики «Песок», проведение дидактических игр «Волшебные мешочки», «Найди такой же» и др., опытов и экспериментов с песком и водой, чтение стихотворений о песке, совместное с родителями изготовление тематических поделок.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Удивительный песок», слайды с изображением Черного моря, аудиозапись для проведения динамической паузы,  мешочки с песком и другим природным материалом, морской песок,  кинетический песок; мини – песочница, разносы для песка, палочки для рисования на песке, сортер с разнообразными предметами, мяч, чемодан, воронка,  игрушка весы, замороженный песок в формочке для льда, нестандартное физкультурное оборудование – «сухой дождь», пиктограммы, «расчески» из картона, мелкие игрушки, формочки для песка, деревянные палочки для рисования, влажные салфетки, клей – карандаш, картон  цветной, ракушки, камешки с рисунками.

 Ход НОД:

Дети проходят в музыкальный зал и присаживаются на «камни» - мягкий физкультурный модуль.

Воспитатель: Тихо, тихо, будто в сказке,

 мы на камушках сидим.

Мы закроем наши глазки и прислушаемся, т-с-с-с-с-. (Звучит аудиозапись «Шум моря»).

 Вы узнаете, где мы с вами оказались? Где мы? (ответы детей) Да, мы находимся на берегу нашего Черного моря. Послушаем, как море разговаривает с нами. (Воспитатель читает стихотворение Л. Огурцовой, чтение сопровождается демонстрацией фото Черного моря)

Море Черное -  большое:

Утром -  серо – голубое,

Днем оно зеленое,

 Пенное, соленое,

Ну, а ночью, при луне,

Золотым казалось мне.

Под утро ласковой волною

Ты гладишь бережно песок.

И в тихом шорохе прибоя

Журчит твой нежный голосок (отрывок из стих.  «Разговор с морем» Л. Огурцова)

(дети замечают черную коробку)

Воспитатель: Какая таинственная черная коробочка! Интересно, что в ней? (предлагает детям по звуку отгадать),  загадывает загадку о песке:

Он очень нужен детворе, 

Он на дорожках во дворе, 

Он на стройке и на пляже 

И в стекле расплавлен даже.

С. Курдюков

Песок – это полезное ископаемое, состоит из мелких частиц – песчинок. Песчинки имеют разную форму
Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей; непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

 

Игра «Где живет песок» (с надувным большим мячом)

 Дети встают в круг, педагог в центре круга, поочередно бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Где живет песок?». Дети должны ответить, где можно встретить песок. (В песочнице, в воде — реке, море, океане; на пляже, на стройке, на улице, в пустыне, в стекле)

Логоритмика «Песок» сопровождается демонстрацией слайдов(1 минута)

Воспитатель: Песок есть и на дне моря. Мы  можем погрузиться с вами на дно морское. Море зовет нас!

(Дети «погружаются» - проходят сквозь «сухой дождь» - обруч с лентами, звучит аудиозапись «Шум моря», спокойно ходят и «плавают»

Воспитатель: Плывите, как хотите, любым удобным способом, но держимся все вместе. Ведь морское дно таинственное, загадочное и нам пока малознакомое. Какие морские жители нас встречают? (обращает внимание на ширму, на которую прикреплены изображения обитателей моря)

За ширмой находим волшебный чемодан Нептуна.

Воспитатель: Мы попали в волшебную лабораторию морского царя Нептуна. Здесь мы сможем  вспомнить и познакомиться с новыми свойствами песка, поиграть с ним. А этот большой волшебный чемодан поможет нам провести интересные опыты и эксперименты.

Но сначала прошу вас вспомнить правила игры с песком

  1. Нельзя брать песок в рот.
  2. Нельзя   бросать песок в лицо
  3. Нельзя  вдыхать песок
  4. После игры с песком – помой руки!

Песочница, песочница!

 А в ней песок, песок!

     Песочница, песочница!   

Идём играть дружок.

Дети с педагогом проходят к двум ящикам с сухим песком.

 Игра «Чувствительные ладошки»:
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Воспитатель:  Песок спит. Давайте разбудим песочек!

- дотронемся одним пальчиком, двумя пальцами;

- «будем щекотать песок» всеми пальцами;

- «гладим» - дотрагиваемся ладошкой;

- просыпаем сквозь пальцы;

 - поиграем, как на клавиатуре компьютера;

- различными способами дотронуться до песка:

«идет слон» - кулачками с силой надавливают на песок;

 «прыгает заяц» - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«ползет змейка» - расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы. 
Дети вытирают руки влажными салфетками после окончания игры.



Вопросы детям:

  • Каким песком мы играли? (сухим)
  • Расскажите о сухом песке и его свойствах (хорошо рассыпается, состоит из мелких частиц – песчинок,  он рыхлый).
  • Если включить фен и создать «игрушечный» ветер, что произойдет с  песчинками? (они будут разлетаться)
  • Как насыпать песок в бутылку? (пропустить через воронку)
  • Сухим песком можно рисовать (педагог или гость рисует любой простой знак клеевым карандашом и посыпает  его песком)
  • Если взвесить одинаковое количество сухого  и мокрого песка, как вы думаете, какой песок окажется тяжелее? (мокрый) Почему? (демонстрация опыта).  Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных прячется  более тяжёлая вода
  • Что произойдет с мокрым песком, если его положить в морозильную камеру? (ответы детей) Вы правы,  песок был мокрый, а вода в морозильной камере замерзает и превращается в лед (показываю замороженные кубики из песка) 

Динамическая пауза «Морские жители» 

-Воспитатель произносит волшебные слова: «Симсила - бум, я превращаю вас в морских обитателей…»

Далее дети переходят к игровому сортеру и играют в игру «Ищем сокровища».

Воспитатель: В песке можно найти интересные сокровища. Отправляемся на их поиски.

Игровые задания:

- «Найди такой же предмет» (яйцо из дерева)

- «Найди любой твердый, (камень, каштан, орех); мягкий предмет (губка для посуды, резиновый мяч)»

- «Найди игрушку, которой любят играть мальчики. (машинку) Из чего она сделана? (из металла, она металлическая)

- «Я загадаю загадку, а ты найди отгадку» и т.п. 

- Белками любимая,
хвойная, красивая (шишка)

Воспитатель: Сегодня, ребята,  мы познакомимся с удивительным «живым» песком. Прошу вас подойти к разносам (на разносах – кинетический песок)

Я вижу чьи - то следы на песке. Кажется, здесь  тоже проходила морская дискотека,  с нами танцевали  все морские обитатели; попробуйте определить  где, чей след. (Дети распознают отпечаток рыбки, морского конька, краба и др.)

А сейчас я буду показывать вам карточки со знаками, а вы палочками нарисуйте такие же знаки на песке.

А теперь, расчешим наш песочек.  (Дети играют, проводя по песку «расческами», сделанными из картона или пластика)

Этот песок хорошо держит форму, не рассыпается, из него можно испечь тортик и разрезать его на части и многое другое. (Дети играют с песком)

Произносят слова:

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Дети вытирают руки влажными салфетками, возвращаемся через «сухой дождь» в детский сад.

Подведение итогов:

О каком полезном ископаемом мы сегодня узнали много интересного? 

Куда с вами погружались? В кого превращались?

Что узнали нового о песке? (Песок состоит из песчинок.  Песчинки имеют разную форму и т.д.)

Какой песок хорошо держит форму?

Каким песком понравилось играть больше и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Воздух - где ты?"

Цель НОД : Развитие познавательно - иследовательской деятельности детей средней группы....

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «В гости к кузнецу»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности   по познавательному развитию   с элементами  экспериментированияв средней группе    «В гости ...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Освобождение бусин из ледяного плена»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Освобождение бусин из ледяного плена». Интересное, поучительное занятие....