Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Майденко Валентина Викторовна

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе
на тему «Путешествие Капитошки»

Образовательная область: Познание.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: Гость «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; дидактический материал к играм:

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за  цветами (полив).

 

 

Ход занятия
 

1.     Организационный момент

 - Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями)

2. Игровая ситуация Звучит музыка.

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

-Здравствуйте ребята, я капелька воды и зовут меня Капитошка.  
 Он путешествует по свету и ищет своих сестричек - капелек.
 - Ребята, давайте  поможем Капитошке. И покажем, ему, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек.
 (Дети идут к мольберту с картинками)
-Ребята как вы думаете, где может спрятаться капелька? А капелька чего? Дети: Воды.
              
 

 

- Вот Капитошка, сколько мы нашли  сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
- Ребята, а зачем нужна вода (ответы детей).

А чтобы вода никогда не закончилась что нужно делать, (ответы детей)
И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

-Ребята,  а как  будет звучать вода?
Дети : С-с-с-с-с.

4.  Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

5.  Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

-Вода- это источник жизни для всего живого на земле. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в мини-центр и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята и Капитошка, посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Ответы детей: Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё ватный диск и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

-Какой стала вода? Чистой

- А что стало с нашим ватным диском? Он стал грязный.

- Молодцы! Настоящие волшебники мы с вами.

6. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико.  Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели.   Пальцами провести, не надавливая по закрытым

                      глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели.    Подушечками пальцев легонько постукивать по

                                              щекам.

Чтоб смеялся роток.          Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался  зубок.     Помассировать большими  пальцами вески.

7. Совместная деятельность
 «Твердое - жидкое»

Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

8.«Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

 

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап  (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность
«Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды,  маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.
 

11.-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Дети:
Под лежачий камень вода не течет.
 В решете воду не носят.

Как с гуся вода.
Молчит, словно воды в рот набрал.
Что в воду упало, то пропало.

Вода вымоет, а хлеб выкормит.

Где вода есть, там и саду цвесть.

Водой не разольешь.

11. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз  вспомним, где же живут мои сестрички-капельки. (Сопровождение слайдами)

- Для чего нам нужна вода?
(ответы детей)
А у меня для вас есть подарок, это альбом «Правила поведения с водой»
И я хочу вам его подарить.

 - Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли отыскать сестричек-капелек. И  хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
1.Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

2.Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

3.Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

4.На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

5.Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!
 -Мне пора прощаться с вами. До свидания.
(Дети прощаются с Капитошкой)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_kapelki_-_kopiya.docx295.1 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие Капитошки

Образовательная область: Познание.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал: Гость «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; дидактический материал к играм:

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за  цветами (полив).

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

 - Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями)

2. Игровая ситуация Звучит музыка.

- Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

-Здравствуйте ребята, я капелька воды и зовут меня Капитошка.  
Он путешествует по свету и ищет своих сестричек - капелек.
- Ребята, давайте  поможем Капитошке. И покажем, ему, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек.
 (Дети идут к мольберту с картинками)
-Ребята как вы думаете, где может спрятаться капелька? А капелька чего? Дети: Воды.
C:\Users\Lenovo\Pictures\i(76).jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\i(79).jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\i(80).jpg C:\Users\Lenovo\Pictures\аквариум цел..jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\море.jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\океан2.jpg

C:\Users\Lenovo\Pictures\s79277880.jpg  C:\Users\Lenovo\Pictures\62221398_1280690034_50_8.jpg

- Вот Капитошка, сколько мы нашли  сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
- Ребята, а зачем нужна вода (ответы детей).
C:\Users\Lenovo\Pictures\i(52).jpg
А чтобы вода никогда не закончилась что нужно делать, (ответы детей)
И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

-Ребята,  а как  будет звучать вода?
Дети : С-с-с-с-с.

4.  Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, 
(показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

5.  Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

-Вода- это источник жизни для всего живого на земле. Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в мини-центр и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята и Капитошка, посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Ответы детей: Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём  воронку, вложим в неё ватный диск и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

-Какой стала вода? Чистой

- А что стало с нашим ватным диском? Он стал грязный.

- Молодцы! Настоящие волшебники мы с вами.

6. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико.  Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели.   Пальцами провести, не надавливая по закрытым

                      глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели.    Подушечками пальцев легонько постукивать по

                                              щекам.

Чтоб смеялся роток.          Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался  зубок.     Помассировать большими  пальцами вески.

7. Совместная деятельность
«Твердое - жидкое»

Цель: закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал: карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

8.«Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д. ). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап  (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность
«Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды,  маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

11.-Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Дети:
Под лежачий камень вода не течет.
В решете воду не носят.

Как с гуся вода.
Молчит, словно воды в рот набрал.
Что в воду упало, то пропало.

Вода вымоет, а хлеб выкормит.

Где вода есть, там и саду цвесть.

Водой не разольешь.

11. Итог.

- Ребята, давайте ещё раз  вспомним, где же живут мои сестрички-капельки. (Сопровождение слайдами)

- Для чего нам нужна вода?
(ответы детей)
А у меня для вас есть подарок, это альбом «Правила поведения с водой»
И я хочу вам его подарить.

 - Ребята, спасибо вам за то, что вы помогли отыскать сестричек-капелек. И  хочу подарить вам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
1.Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

2.Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

3.Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

4.На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

5.Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!
 -Мне пора прощаться с вами. До свидания.
(Дети прощаются с Капитошкой)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Путешествие капельки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Путешествие капельки»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Путешествие в сказку «Теремок»»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группеТема: «Путешествие в сказку «Теремок»»...