Конспект познавательного занятия "Экология и человек"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Боталова Лидия Ильинична

Занятие по экологии для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_chelovek.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экология и человек»

Программное содержание:

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и воды.

Способствовать усвоению знаний о правилах поведения в природе и умению выполнять их.

Продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Прививать у детей умение слушать педагога, принимать поставленную задачу, выслушивать товарищей и дополнять их ответы.

Умение обозначать проблемы и находить пути их решения.

Воспитывать осознанное, деятельное отношение к природе, желание охранять ее, защищать и оказывать посильную помощь.

Предварительная работа: дидактическая игра «Кто, чем питается», «Кто, где живет и почему?», чтение рассказов «Разноцветная речка», «Речку обидели», изготовление фильтров.

Материал: панно «Лес», фильтры, видеокассета, фотографии нашей речки, экологические знаки и правила, вода из речки и озера, нефть, перья.

Ход занятия.

На столе в зале лежит конверт внутри видеокассета.

Дети вместе с воспитателем читают от кого послание, а затем смотрят кассету.

        Здравствуйте мои юные друзья.

        Узнала я, что вы любите природу, и решила рассказать о том, как мы жили в нашем лесу, и что случилось с нами. Когда-то наш лес был веселым, таинственным. Мы любили гулять с медвежатами, не боясь опасности. Зимой лес был загадочный, как сказка. Белый снег на солнце переливался всеми цветами радуги. Деревья стояли в белоснежном наряде. В морозные дни в лесу тихо. Но эта тишина обманчива. На снегу видны следы зверей, птиц. Не все птицы улетают на юг. Остаются зимовать те, кому не страшны сибирские морозы – это щеглы, синички, красногрудые снегири.

Но вот ярче стало светить солнце, растаял снег, наступила долгожданная весна. Лес становился звонким от пенья птиц. Распускались первые цветы. У лесных обитателей рождалось потомство. А их родителям прибавилось больше хлопот в поисках пищи. Летний лес – это целая кладовая для зверей. Выросли грибы и созрели ягоды. Пестрым цветным ковром покрылись луга. Среди этого изобилия трав много лекарственных растений, которыми лечились и мы. Большинство их служили кормом для насекомых, птиц и зверей.

Отзвенело стоголосое лето. Наступила осень. Деревья меняли свой зеленый наряд на золотой. Бывало, идешь по лесу с медвежатами, а под лапами ковер из желтых листьев и только слышно его шуршание.

        Как хорошо и беззаботно было в нашем лесу. Всем хватало в нем место и большому лосю и маленькой полевке. Казалось, что так будет всегда. Но пришли нефтяники и начались наши беды. Они посчитали себя хозяевами на нашей  земле. Нефтяники стали рубить лес, качать нефть, губить природу.

Недалеко от леса построили город, выросли фабрики, заводы. Они то и стали нашими врагами. Зловещие клубы дыма окутали все небо. Трудно стало дышать в нашем лесу. Заводы и фабрики сбрасывают в реку свои отходы. Из-за аварий  на нефтепроводах нефть также часто попадает в реки и озера. Вода стала мертвой. Стали погибать рыбы, птицы, звери. Вокруг города и в лесу горы мусора. Часто причиной лесных пожаров является все тот же человек. Не многим обитателям леса удалось спастись от всех этих бед. И мы просим о помощи. Спасите нас! Защитите нас!

         Вот какое грустное послание. Да, действительно, с каждым годом на нашей планете все больше и больше становится таких лесов и рек. Люди не задумываются над тем, что губят окружающую среду вместе с тем и наносят большой вред своему здоровью.

- Ребята, мы с вами осенью ходили в лес, вспомните и расскажите, как он выглядел?

А сейчас мы с вами отправимся в лес на экскурсию.

Вывешивается панно с лесом.

- Ребята, подумайте и скажите, почему не видно в этом лесу зверей, птиц, насекомых?

- Что нужно сделать, для того чтобы оживить лес?

- Какой вред приносит мусор жителям леса? Бумага разлагается в земле от2до 3 лет. Пакет от150 до 200 лет. Жестяная банка от 15 до 20 лет. Стекло до 1000 лет.

Дети убирают мусор. А теперь я предлагаю вам оживить наш лес. Дети приклеивают животных на панно.

- Для чего в лесу нужны насекомые, птицы, звери?

Вот и ожил наш лес.

Ребята, на кассете мы видели, что недалеко от леса стали строить город заводами и фабриками, а как вы думаете, каким стал от этого воздух в лесу и в самом  городе?        

        Давайте поиграем в такую игру «Польза и вред». Для этого вы должны встать в круг. Я вам даю мяч, а вы должны ее передавать рядом стоящему и рассказать о том, какую пользу приносят заводы и фабрики людям.  Отвечать вы должны полным ответом, чтобы всем было понятно ваше мнение.

- А теперь расскажите, какой вред приносят они природе?

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы заводы и фабрики не загрязняли окружающую среду?

- Ребята, скажите пожалуйста, как называется река, которая протекает около нашего поселка?

Давайте посмотрим, как выглядят ее берега.

- Что вы видите на фотографиях?

Люди приходят отдохнуть и за собой оставляют горы мусора.

- У меня есть вода, которую я набрала из нашей реки. Посмотрите и скажите, какая она?

- Смогут ли нормально жить в этой воде рыбы, птицы и насекомые?

С каждым годом в нашей реке все меньше и меньше становиться рыбы, реже прилетают птицы. Дети рассматривают иллюстрации, как погибла рыба.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить эту воду?

- С помощью чего это можно сделать?

Для этого найдите свои фильтры.

Опыт. Очистить воду при помощи разных фильтров.

- Какая стала вода?

- Как вы думаете, смогут сейчас жить в такой воде водные обитатели?

Вывод: значит для того, чтобы хорошо им жилось, вода должна быть чистой.

        А вот эта вода набрана с озера, которая находится недалеко от нашего поселка.

- Чем она пахнет?

Ребята, мы видели на кассете птиц, которые попали в воду с нефтью.

- Что произойдет с птицей, попавшей в нефтяное пятно?

- Как вы думаете, смогут смыть птицы нефть с перьев? Давайте проверим.

Опыт: дети макают перья в воду с нефтью.

- Что стало с перьями? Давайте попробуем их смыть в воде.

- Смогли мы с помощью воды их отмыть?

Вывод: значит, птицы, попавшие в воду с нефтью больше не смогут летать. И от этого они погибают.

- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы жить без природы?

- А природа без нас?

        Ребята, мы с вами оживили лес, очистили воду, но что надо еще сделать, чтобы люди снова не превратили его в свалку мусора?

- А что вы сами можете сделать, чтобы спасти наши леса и реки? Как мы можем помочь медвежатам и медведице? Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в природе. У меня на столе лежат значки обозначающие эти правила. Каждый из  выберет тот значок, который соответствует этому правилу и расскажет что обозначает. Маленькие значки дети вывешивают на панно, а большие отправляют в лес медведице, чтобы она со своими медвежатами развесили в лесу. Люди будут видеть их и соблюдать. А чтобы не только вы знали их, но и взрослые и дети нашего детского сада мы так же знаки развесим на 1 этаже.

        Ребята, многие люди тоже задумались, как спасти нашу планету. Собрались ученые все вместе и решили создать книгу, которую назвали красной. Что это за книга мы узнаем на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе с ОНР на тему: «КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ СТРОИТЕЛЕМ».

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе с ОНР на тему: «КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ СТРОИТЕЛЕМ»....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....