НОД в старшей группе по познанию на тему "Осень. Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Зайнуллина Светлана Юрьевна

Конспект открытого занятия в старшей группе "Осень. Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._pereletnye_ptitsy.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В старшей группе

«Перелетные птицы»

        

Воспитатель:  Зайнуллина С.Ю.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений  с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Организационный момент. Повторение пройденного материала.

- Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ»):

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени. Поиграем в игру «Что бывает осенью». Вы мне будете говорить да или нет.

 Опадают листья (да)

 Тает снег (нет)

 Дети загорают у реки (нет)

 Люди убирают урожай на полях (да)

 Птицы улетают на юг (да)

- А что ещё бывает осенью?

Введение темы «Перелетные птицы»

- Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?

-Правильно из словаря, энциклопедии.

Словарная работа

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

+ (Перелетные)

- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

- Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистей и нежней?

    Кто же это? (Соловей)

- Послушайте как поет соловей  /аудиозапись/

2. Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

 - Правильно вы отгадали, эти птицы куда относятся? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

- Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

 - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

- Правильно. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Пальчиковая игра «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

- Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли  выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, голубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

- Молодцы.

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Анализ занятия:

- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

- Что нового вы узнали про полет птиц?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие и перелетные птицы».

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, тема :"Зимующие и перелетные птицы"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Что мы знаем о перелетных птицах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей в старшей группе"Что мы знаем о перелетных птицах"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»

Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Зимующие и перелетные птицы»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Зимующие и перелетные птицы»Программное содержание:Образовательные задачи...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Зимующие и перелетные птицы»

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:Развивать мышл...