ТРИЗ. Дидактическая словесная игра "Кто мой друг?"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Дидактическая словесная  игра по формированию грамматического строя речи с элементами технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_slovesnaya_igra.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая словесная игра

по формированию грамматического строя речи

с элементами технологии ТРИЗ

«Кто мой друг?»

Задачи:

  • Формировать умение детей отвечать на вопрос сложноподчинённым предложением (использовать в речи подчинительные  союзы потому что, чтобы)
  • Формировать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
  • Вырабатывать умение нестандартно мыслить и импровизировать; находить прямую и косвенную связь между исходным объектом и объектом, который назван ребёнком.
  • Закрепить знания и познавательные умения по ФЦКМ и расширению кругозора

Интегрируемые образовательные области:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие

Характеристика игры

Дидактическая словесная игра по формированию грамматического строя речи с элементами технологии ТРИЗ «Кто мой друг?» динамична и универсальна; при проведении игры отсутствует необходимость в использовании наглядного материала. Проводится с подгруппой детей и индивидуально.

Игра рекомендована воспитателям старших дошкольных групп и родителям.

Её можно проводить в утренние и вечерние часы, на прогулке, по дороге домой и т.д., опираясь на знания детей о предметном мире и мире природы, а также на имеющиеся  познавательные умения по формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Правила игры

Ведущий (воспитатель или ребёнок) объявляет себя объектом предметного или природного мира и предлагает детям назвать его друга (другой объект) прямо или косвенно связанного с ним по смыслу. Например, «Я -  косичка. Кто мой друг?» (вопрос каждый раз повторяется перед ответом следующего ребёнка).

Примерные ответы детей:

«Твой друг – рука, потому что рукой можно заплести красивую косичку»

«Твой друг – расчёска, потому что расчёской можно расчёсывать расплетённые волосы»

«Твой друг – бантик, потому что  косичку можно завязать на нарядный бантик»

«Твой друг – шампунь, потому что волосы можно помыть ароматным шампунем»

Задачу можно усложнить, составив более развёрнутое сложноподчинённое предложение

«Твой друг – рука, потому что рукой можно заплести красивую косичку, чтобы было приятно посмотреть»

«Твой друг – расчёска, потому что расчёской можно расчёсывать расплетённые волосы, чтобы они были гладкими»

«Твой друг – бантик, потому что  косичку можно завязать на нарядный бантик, чтобы было красиво»

«Твой друг – шампунь, потому что волосы можно помыть ароматным шампунем, чтобы они были чистыми и вкусно пахли»

*В игру можно внести элемент соревнования, детей разделить на команды, определить победителя по количеству набранных командами очков. Повторяющиеся ответы детей не учитываются.

*Сложноподчинённое предложение – это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой.

Части сложноподчинённого предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, чтобы,  когда и др.) или союзных слов (который, какой-то и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Развитие словесного творчества через развивающие речевые игры

Развитие словесного творчества через развивающие игры Развитой речь можно назвать лишь того человека, который чётко и полно выражает свои мысли, который может организовать понимание другого ...

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...