Познавательное занятие «Наши четвероногие друзья» в группе общеразвивающей направленности с 5–6 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гейде Елена Петровна

Расширяет знания детей о многообразии домашних животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_nogie.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Наши четвероногие друзья»

в группе общеразвивающей направленности с 5–6 лет.

Цель: расширить знания детей о кошках и собаках; раскрыть значимость их в жизни человека, основываясь на исторических фактах, воспитать в детях чувство любви и преданности к этим животным.

Предварительная работа: оформление выставки «Все о кошках  и собаках». В неё входят книги, фотографии, открытки, значки, марки, статуэтки. Разучивание загадок, пословиц, стихов, по теме.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ иллюстраций, чтение рассказа, пословиц, прослушивание музыкальной записи.

Ход занятия.

Звучит запись песни «Не дразните собак…»

Ребята, как вы думаете, о ком сегодня у нас пойдёт речь? (о кошках и собаках).

А что вы о них думаете? (ответы детей). Это кто? (кот или собака). Как можно по другому его (её) назвать?

Кот                                         кисуленька                                        собака

Котик                                     кисуля                                                собачка

Котище                                  киска                                                  кутенок

Котенька                                котёнок                                              щенок

Коток                                     котёночек                                           собачёнка

Кошка                                    котята                                                 пес

Кошечка                                котятки                                               пёсик

Кисонька                               котяточки                                           щеночек

Кисулька                                                                                            кутёночек

Вы любите кошек? А собак? А почему вы их любите? У кого из вас есть дома кошка или собака? Как зовут твою кошку? Какие кошачьи имена вы знаете? Какие собачьи клички вы знаете?

Барсик                                                                                Джек

            Мурзик                                                                               Бобик

            Дуся                                                                                    Ральф

            Милка                                                                                 Марс

            Мурка                                                                                 Тюпа

            Муся                                                                                   Тузик

            Пушинка                                                                             Жучка

            Джина                                                                                  Булька

            Анфиса                                                                                Жулька

            Люся                                                                                    Мухтар

            Васька

Кошек и собак называют четвероногими друзьями. Как вы думаете почему?(ответы детей)

- с ними можно поиграть, пообщаться, погулять;

- они первыми чувствуют опасность;

- кошки спасают людей от мышей и крыс;

А собака всегда предана человеку. Есть собаки:

- служебные,

- охотничьи,

- пастушьи ,

- спасатели ,

- комнатно-декоративные.

А вы знаете, что ещё 15 тысяч лет назад, когда человек был бродячим охотником, он приручил волка. Вначале волки как и другие животные, оказывались добычей, которой кормился древний человек. Пойманных волков или волчат, держали на привязи или в ямах. Когда они подрастали, забивали их и жарили на костре. Постепенно волк превратился в собаку.

И сейчас собака лучший друг человека. О преданности собаки сложены легенды. В Париже стоит памятник собаке сенбернару Барри. На постаменте скульптура собаки, на спине у неё лежит ребёнок, который держится за ошейник. Внизу надпись: «Он спас жизнь жизнь 40 человекам, погиб, спасая 41».

Однажды Барри спас ребёнка, он нашёл его в пещере замёрзшего и умирающего.  Барри облизал лицо и руки ребёнка, согрел его. Затем лёг и подставил ему спину. Ребёнок забрался на собаку, и тот принёс его в монастырь.  У двери ухватил зубами колокольчик и позвал его звоном монаха.

Собаки очень чувствительны к подземным толчкам. Так перед землетрясением в Армении собаки будили своих хозяев и тянули их к выходу.

Немецкая овчарка обязательный член поисковой группы. У неё хорошее чутьё, тонкий слух, поэтому она участвует в поисках преступников. На войне с разведчиками ходила в разведку,  искала мины.

Сотням людей спасли жизнь пожарные собаки. Послушайте рассказ о пожарных собаках (чтение отрывка).

Крупная собака – Ньюфаундлен хорошо плавает и ныряет – незаменимый спасатель на воде.

Кошка когда – то тоже была диким животным. Учёные считают, что по – настоящему домашним животным кошка стала приблизительно 4 тысячи лет назад. Предком домашней кошки была буланая кошка, жившая в саваннах Африки. Она жила вблизи деревень на положении полудиком, полудомашнем.  Ловила мышей, люди её не преследовали, подкармливали. Потихонечку приручали. Она стала любимым животным человека. В настоящее время есть дикие кошки? (ягуар, тигр, лев, гепард, леопард, пума.)

В Египте, например, кошка считалась священным животным. Эти животные жили в роскошных храмах, их кормили лучшей пищей, им поклонялись. А умерших кошек бальзамировали и хоронили в золотых и серебряных саркофагах.

Без пощады карали тех, кто причинял кошке вред. За её убийство назначалась смертная казнь. При пожаре первыми спасали кошек.

Существует множество примет, связанных с кошками. Например:  если в доме живёт трёхцветная кошка, она приносит счастье, бережёт дом от пожара, голубоглазая – бережёт от врагов.

В России, например, если дорогу перебежит черная кошка, это считается недоброй приметой. А в Англии, наоборот – это добрый знак.

Если кошка лижет себя против шерсти – быть дождю, умывается – к гостям. Учёные считают кошек терпеливыми, сообразительными, чрезвычайно – внимательными и имеют молниеносную реакцию.

Описано немало случаев, когда кошки храбро защищали своих хозяев, чаще детей, от змей, которых они с молниеносной быстротой хватали зубами и умерщвляли.

Чтобы мыши не портили бесценные коллекции всемирно известного Британского музея, в его штат официально зачислены шесть кошек. Каждая из них получает по 50 фунтов стерлингов в год. Чтоб кошек никто в музее не трогал, им выдали «униформу»; повязали на шею пышный жёлтый бант.  

Физ. минутка.

                                                Вышла кошечка гулять,

                                                Стала хвостиком вилять.

                                                Спинку выгибать.

                                                И на солнце, жмурясь сладко,

                                                Вдруг умылась серой лапкой.

                                                Рядом, кто – то зашуршал

                                                Кошечка присела,

                                                Ушки подняла

                                                И глазами сразу

                                                Вдруг всё оглядела.

                                                Притаилась кошечка,

                                                А потом прыжок

                                                Глупенький мышонок

                                                Попался на зубок.

Какие пословицы и поговорки о взаимоотношении кошки и мышки мы с вами знаем?(ответы детей)

Кошка мышей ловить не устает.

Кошка на порог, а мышка – в уголок.

Кошка спит, а мышей видит.

Кошке – игрушки, а мышке – слёзки.

Кошки нет дома – мышам воля.

Кошка может наблюдать сразу за несколькими мышиными норками. Она видит в темноте. Её зрачки в полдень – узкие щели, к ночи расширяются. Некоторые народы Азии по ширине зрачка кошки определяют время суток.

Сейчас мы с вами были кошечками. Какое поведение кошки мы изображали? В начале? В конце? (ласковое, нежное, красивое, осторожное, хитрое, стремительное).

Какие черты характера проявила кошка, съев мышонка? (хищника).

А ещё, какое может быть поведение у кошки? (Ответы детей).

Агрессивное. У каждой кошки есть своя личная территория (квартира, дом с участком), и чужака она не пускает на свою территорию.

Как вы думаете, зачем кошке усы? Волоски над бровями? (позволяют обнаружить препятствия в темноте).

У кошек очень хороший слух, он слышит мышиный шорох на расстояние 20 метров.

Интересно строение кошачьих лап. Острые когти животное вытягивает, когда бежит, и они не ломаются, и не тупятся.

А зачем кошке когти?(ответы детей)

Да, когда она обороняется или охотится, выпускает когти и удерживает добычу или царапает врага.

Хвост нужен кошке? А для чего?

Он выполняет роль регулятора при падении и прыжках. Кошки очень болезненно воспринимают, если хвост трогают и терпеть не могут, если его дёргают. Падая с большой высоты, кошка не разбивается. Во время падения она прижимает ноги и хвост к туловищу и летит, вращаясь, замедляя тем самым падение, потом выпрямляет ноги и становится на лапы. Кот Олив из Канады упал с 16 этажа и остался жив.

Кошки способны находить свой дом за сотни и даже тысячи километров.

Видите, как много интересного о кошках и собаках мы с вами узнали.

А как вы думаете, зависит ли от хозяина характер кошки или собаки? (Ответы детей).

Если хозяин добрый, заботливый, то и животное будет – ласковое, игривое, а уж если злой, то и животное будет агрессивное, нервозное, пугливое. Можно ли играть с кошкой или собакой?

Даже нужно, с маленькими почаще, а с взрослыми один раз в день, потому что скука и безделье отрицательно сказывается на развитие животного. Но игра должна приносить радость кошке и собаке, нельзя заставлять играть, нужно считаться с желаниями и возможностями друга.

Как вы заботитесь о своих четвероногих друзьях?(ответы детей)

Дидактическая игра: «Да, нет».

Можно делать или нет?

                               Да                                                             Нет

                            гладить                                                   дразнить

                            жалеть                                                     бить

                            кормить                                                   мучить

                            играть                                                      укладывать спать

                            расчёсывать                                            кормить из ложки

                            дрессировать                                          подстригать усы, когти

                            мыть миску                                             выбрасывать на улицу

                            наливать воду                                         играть как с куклой

                            прогуливать                                            кричать

                            купать                                                      дёргать за хвост.

                            убирать туалет.

Молодцы ребята, вы правильно ответили на вопросы.

Я знаю, что у каждого из вас доброе сердце, все вы любите животных и я думаю, что никто из вас никогда не предаст своих маленьких друзей, не оставит без крова и пищи. Помните, чтобы кошеа и собака были счастливы, их необходимо любить.

Домашнее задание:

Составить рассказ о своём четвероногом друге.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие )" Мы - друзья природы" (группа общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет)

Природа - источник| жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ|, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живо...

Педагогический проект "Наше государство - Российская Федерация" (группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Педагогический проект "Наше государство - Российская Федерация" направлен на воспитание у детей от 6-ти до 8-ми лет интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной Отчизне, форм...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) во 2 младшей группе общеразвивающей направленности «В гости к зайчику»

Образовательная область: познаниеВид деятельности: образовательнаяВозрастная группа: 2 младшаяТема: «В гости к зайчику»Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у де...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Закрепить начальные логические приемы, связанные с формированием элементарных математических понятий с помощью блоков Дьенеша....

Хрестоматия «Наши четвероногие друзья» в группе среднего возраста

Данная хрестоматия расширяет представление детей о четвероногих друзьях, способствует воспитанию нравственных качеств: чувства добра, справедливости, ответственности. Способствует развитию речи ребёнк...

Проект "Зимующие птицы - наши друзья " в группе общеразвивающей направленности для детей от4-5 лет

Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними.Вид:1. по составу участников - групповой;2. по целевой установке - информационно - ...