Конспект ОД по образователҗной области "Познание" для детей средней группы на тему "Где спрятался воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Конспект ОД по образователҗной области "Познание" для детей средней группы на тему "Где спрятался воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_spryatalsya_vozduh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка» ЗМР РТ.

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности

 «Где спрятался воздух?»

с детьми дошкольного возраста в средней группе, проведённое в рамках методического объединения для воспитателей ДОУ

по теме: «Экспериментально – исследовательская деятельность».

        

Воспитатель: Нугуманова Алина Ильгизовна

                                     Зеленодольск – 2016г.

«НОД  по  познавательному  развитию  на  тему: «Где спрятался воздух?» (эксперименты).

Задачи:

Образовательные:                

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, интерес к познавательной деятельности. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

Лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке;

эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла  и  песка;

изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

Полиэтиленовые пакеты

Стаканчики с водой, трубочки

Мыльные пузыри

Игрушки, баночки и др.

2 Подноса

Сундучок Кузи

Игрушка «Домовёнок  Кузя»

Кораблики из пенопласта

Сосуд – «Море» для корабликов

Салфетки бумажные, веера

Апельсин, чеснок

Воздушные шары

Краски разведённые с водой, трубочки

Музыкальные инструменты

Литература:

1.Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом»: Занимательные  эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2004. -192с.

2.Смирнов Ю.И. воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,1998.

3.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

4.Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1992.

5.Маленькие шаги в большой мир: Занятия по окружающему миру/ авт.-сост. В.Ю.Дьяченко, О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 138с.

6.Белая К.Ю. Разноцветне игры.-М.:Линка-пресс, 2007.

7.Н.Г. Калегина :Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань-1994.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте мою загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

но невидим он для нас!

Что это?

Д: Воздух!

В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Кузя: (появившись из-за ширмы):

Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

В: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Д: Нет, не видим.

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Д: Да

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

В: Возьмите пакет. Что в нём?

Д: Он пуст.

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите ,какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Д: В нём нет воздуха.

В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

В:  Конечно ! Ведь воздух легче воды!

 Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая  игра «Где спрятался воздух?».

В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

 А  как вы думаете ребята внутри человека воздух есть?

Д: Да

В:  Давайте проверим?

Опыт 2. С трубочкой.

В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Д: Выходят пузырьки.

В: Вот  видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята , а какие пузырьки можно ещё пускать?

Д: Мыльные.

В: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Физкультминутка «Мыльные пузыри » (под музыку).

В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей?

Д: Конечно мыло!

В:  Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

 Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Д: через нос

В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Д: Нет

Опыт 3. С салфеткой.

В: А с салфеткой видно?

Д: Да.

В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра  « Кораблики».

В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д: В лицо дует ветерок.

В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Кузя:  Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.

В: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено?

Д: Кляксография.

В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек.

Рисование «Кляксография»

(Вы на листе бумаги делаете кляксу и раздуваете её с помощью трубочки, т.е вы дуете в трубочку и раздуваете кляксу).

Опыт 6. «Не  дышу».

В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Заключительная часть  

Как много мы узнали сегодня о воздухе:

(ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации)

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1)

Что воздух легче воды  (рис.2)

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей  (рис.3)

Без воздуха ничто живое не может жить  (рис.4)

Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.5)

Что ветер – это движение воздуха (рис.6)

В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут!(дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо,  ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД конспекта по познавательному развитию в средней группе тема:" Где спрятался воздух?"

Цель: Развивать познавательную активность в процессе эксперементирования, расширять знания о воздухе....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Поиск воздуха»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Поиск воздуха» Тема:  «Поиск воздуха» Цель:  формировать у детей понятие "воздух" и его свойс...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Где спрятался воздух?"

Занятие по познавательному развитию«Где спрятался воздух?» в средней группеЦель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.Задачи:- обо...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»

Цель:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: Образовательные:-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха...

Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей средней группы . Тема. «День чистого воздуха»

Конспекты занятий по физической культуре на воздухе с использованием маршрута терренкура для детей средней группы .Тема.  «День чистого воздуха»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Воздух»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,закрепить представления детей о воздухе и его свойствах....

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речидля детей средней группы.«Куда спрятались лесные жители?»...