Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вершкова Ирина Геннадьевна

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр экологического содержания

Для  средней группы

- Игры с предметами

1. «Кто быстрее соберет урожай»

2. «Чудесный мешочек»

3. « Узнай на вкус»

4. « Горячо - холодно» (Где спряталась матрешка?)

5. «Узнай растение по описанию»

6. «Найди растение по названию»

7. «Опиши , а мы угадаем»

8. «Найди листок как на дереве»

9. «Такой листок лети ко мне»

10. «Найди пару»

11. «Найди свой дом»

- Настольно-печатные игры

1. «Где насекомое?»

2. «Куда села бабочка?»

3. «Какая сегодня погода?»

4. «Узнай и назови цветок»

5. «Раньше-позже»

6. «Третий лишний»

7. «Кто как двигается»

8. «Овощи-фрукты»

9. «Кто где живет»

10. «Дикие и домашние животные»

11. «Где спряталась вода?»

12.  «Кто прилетел в птичью столовую?»

13. «Узнай птицу»

14. «Весна -красна»

- Словесные игры

1. «Что сажают в огороде»

2. Подскажи словечко

3. « Знаешь ли ты …»

4. «Расскажи без слов»

5. «Кто знает , пусть продолжает»

6. «Повторяй друг за другом»

7. «Узнай ,что за зверь \ Догадайся, что за птица\Что растет и кто живет в лесу»

8. «Загадки голубого ручейка»

Игры с предметами:

«Кто быстрее соберет урожай»

Цель:

Закрепление представлений об овощах и фруктах.

Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя.

Ход игры:

Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением

овощи, а другая   – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает  команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.

             «Чудесный мешочек»

Цель:

Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

Ход игры:

Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ),осматривает , называет .К концу года можно использовать муляжи , активизируя память детей.

Усложнение:

1.Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка .

2.Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща), а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.

     «Узнай на вкус»

Цель:

Закрепление представлений об овощах и фруктах.

Сенсорное развитие.

Ход игры:

У воспитателя два подноса. На одном  - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз  и т.п.). На другом  подносе  плоды , нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу  и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.

     «Горячо – холодно» (Где спряталась матрешка)

Цель:

Закрепление представлений о комнатных растениях.

Развитие связной речи.

Воспитание находчивости, любознательности.

Ход игры:

Водящий выходит из комнаты. В это время прячут матрешку под одно из комнатных растений. Водящий ищет матрешку, дети подсказывают ему «горячо» или «холодно». Найдя матрешку, вод.

должен назвать растение под которым она спряталась . Вначале берется 4 – 5 растений, а затем

 до 8 растений (герань, фикус, бальзамин, колеус, гибискус, алоэ, аспарагус, бегония вечноцветущая и др.)

Для  ознакомления с комнатными растениями  также используются игры:

«Узнай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Опиши растение, а мы угадаем» и др. из сборника  В.А.Дрязгуновой «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

Для закрепления представлений о деревьях и кустарниках используются игры из того же сборника:

«Загадайте, а я отгадаю», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Найди свой дом», «Такой листок лети ко мне» и другие.

Настольно-печатные игры

     «Где насекомое ?»

Цель:

Закрепление представлений о насекомых.

Развитие внимания, памяти.

Ход игры:

На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением.

     «Куда села бабочка»

Цель:

Закрепление и уточнение представлений о частях растения.

Ход игры:

На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.

     «Узнай и назови цветок»

Цель:

Закрепление представлений о цветущих растениях.

Развитие памяти, связной речи.

Ход игры:

На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений ( розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т.п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает  картинки с известными ему растениями, называет их.

     «Третий лишний»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах.

Развитие логического мышления, связной речи.

Ход игры:

На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т.д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ.

     «Кто как двигается»

Цель:

Закрепление представлений о способах передвижения живых существ.

Ход игры:

Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты.

По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» ( среда обитания вода, воздух, земля).

     «Дикие и домашние животные»

Цель:

Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Развитие внимания, интереса к живой природе.

Ход игры:

На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими

. Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.

     «Где спряталась вода»

Цель:

Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться.

Развитие внимания, памяти, связной речи.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей  из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед).Например , такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение .

     «Кто прилетел в птичью столовую»

Цель:

Закрепление представлений о птицах.

Развитие умения узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Развитие речи.

Воспитание интереса к природе.

Ход игры:

Панно «Птичья столовая». В прорези вставлены картинки с изображением птиц, которые упоминаются в стихотворении «Прилетели птицы». Дети должны внимательно слушать, т.к. в стихотворении прилетают и птицы и небылицы. Услышав нелепицу, дети должны хлопнуть в ладошки.

     «Узнай птицу»

Цель:

Закрепление представления о птицах.

Ход игры:

На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве. Или один ребенок (водящий) описывает птичку, а остальные ее называют и показывают.

     «Весна –красна»

Цель:

Уточнение и конкретизация представлений о весне. Закрепление представлений о природных явлениях, характерных для весны.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям картинки с изображением весенних и зимних пейзажей. Дети должны показывать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Словесные игры

     «Что сажают в огороде»

Цель:

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту произрастания, по способу применения).

Развивать память, внимание, речь.

Ход игры:

Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант».

Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете,  что сажают в огороде? Давайте поиграем : я буду называть разные предметы, а вы  внимательно слушайте. Если я назову то , что сажают в огороде , то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется , тот проиграет : поспешишь – людей насмешишь.

     «Подскажи словечко»

Цель:

Закрепление представлений о природе.

Развитие речи, находчивости, быстроты реакции.

Ход игры:

Воспитатель начинает фразу , а дети ее заканчивают. Например : У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка … У коровы теленок , а у овцы … Корова мычит , а лягушка … Ворона каркает, а воробей … И т.п.

     «Знаешь ли ты»

Цель:

Закреплять представления о животных. Обогащать словарный запас. Развивать быстроту мышления, речь детей.

Ход игры:

Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т.д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл.

     «Расскажи без слов» (Какая сегодня погода)

Цель:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Развивать творческое воображение, внимательность.

Ход игры:

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду (весеннюю, зимнюю, летнюю) с помощью мимики, жестов, движений. Либо один из детей изображает погоду, а остальные должны отгадать.

     «Кто знает, пусть продолжает»

Цель:

Закрепление представлений о природе. Развитие навыков обобщения, речевое развитие.

Ход игры:

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например: Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т.д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например: Белка, еж, волк это… ( звери)

     «Повторяй друг за другом»

Цель:

Закреплять представления о природе. Развивать речь, внимание, память.

Ход игры:

Водящий называет любое слово (объект природы) , ориентируясь по теме занятия. Например : кукушка. Второй игрок повторяет слово и добавляет свое, подходящее по смыслу. Например : кукушка, дятел.

     «Узнай , что за зверь», « Догадайся , что за птица», «Что растет и кто живет в лесу»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах.

Развитие памяти, внимания, речи.

Ход игры:

Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины.

     «Загадки голубого ручейка»

Цель:

Закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды.

Развитие речи. Воспитание интереса к живой природе.

Ход игры:

Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях ( рыбы, лягушка,  улитка,  утка, гусь, бобр, камыш, кувшинка, и др.).

Творческие игры – экспериментирования

Игры с водой , снегом и льдом

«Волшебная вода»

- смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» оттенков и цветов.

«Цветные капельки»

- капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествиями капель.

«Льдинки»

- замораживание в воде узоров из камешков, бусин, листьев, рассматривание их.

«Освобождение из плена»

- размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных в воду «ледяной колдуньей».

«Тонет – не тонет»

- испытание на плавучесть игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»

- лепка из снега, игра в снежное царство.

Игры с мыльной водой и пеной

«Мыльные пузыри»

- пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов : соломинок, трубочек, деревянных катушек и пр.

«У кого пена выше и пышней»

- выдувание воздуха в мыльную пену через трубочку с целью получения «самой большой» пены.

«Подушка из пены»

- испытание : какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности мыльной пены.

Игры с зеркалом

«Поймай солнышко»

- маленьким зеркалом поймать солнечный луч и пустить «зайчика».

«Солнечные зайчики»

- воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков.

«Что отражается в зеркале»

- пытаться увидеть , что находится за спиной только с помощью зеркала.

Игры со светом

«Театр теней»

«У кого тень интересней»

- экспериментирование с тенью.

«Угадай, чья тень»

Игры со стеклами

«Мир меняет цвет»

- рассматривание окружающего через стекла разного цвета.

«Таинственные картинки»

- рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение : какие изображения становятся невидимыми.

«Волшебное стекло»

- рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло.

Игры со звуками

«Погремушки»

- испытание :какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»

- испытание : какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, по пустым.

«Что шуршит, что гремит»

- узнать с закрытыми глазами разные звуки : разрывание и сминание бумаги, фольги, насыпание песка, переливание воды и т.д.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ для старших дошкольников

Дидактические игры данной картотеки можно использовать в режимных моментах, на определённых занятиях, во время прогулок....

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР экологического содержания.

  Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Научить детей жить в согласии с природой, с окружающей средой следует еще в дошкольном возрасте. Раз...

Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников

Картотека дидактических игр экологического содержания, для дошкольников...

Картотека дидактических игр экологического содержания

Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников...

Картотека дидактических игр экологического содержания в подготовительной группе

Картотека дидактических игр экологического содержанияв подготовительной группе...