Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) на тему

Радченко Татьяна Викторовна

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Управление образования городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

      детский сад №5 «Звёздочка» г. Охи

                                          ОПЫТ  РАБОТЫ

           Тема «Формирование экологической культуры дошкольников

при ознакомлении с природой»

Радченко Татьяна Викторовна

Воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад №5 «Звёздочка» г.Охи

 

                             

                       Оха,  2014год

                Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты экологического воспитания

дошкольников………………………………………………………………5

  1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы

экологического воспитания дошкольников………………………………5

  1. Пути и средства, направленные на формирование

экологической культуры у дошкольников………………………………..7        

  1. Уголок природы в детском саду………………………………………9

Глава II. Реализация принципов и методов в формировании

экологической культуры дошкольников в практике ДОУ………………11.

2.1 Краткая характеристика детского коллектива и итоги первого

констатирующего этапа исследования……………………………………11

2.2 Система мероприятий с детьми по формированию экологической культуры……………………………………………………………………..15

2.3 Итоги заключительного этапа исследования …………………………17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………….21

Приложения………………………………………………………………….22

Введение

Актуальность.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. «Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев).

       Итак, современные проблемы взаимоотношений человека  с

 окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

      Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи жи-

вого организма с внешней средой, ведёт приспособленность к определённым элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворе-

ние бытия,   эстетическое восприятие природы,   формируется этика взаимо-

действия человека с миром.

В настоящее время не выделены достаточно конкретные уровни формирования экологического воспитания, а также не разработана специальная система наиболее действенных форм и методов по формированию экологической культуры.

Возникает противоречие между необходимостью формирования экологических знаний и не разработанностью системы форм и методов, влияющих на реализацию данного аспекта.

Выделенное противоречие указывает на актуальность проблемы и необходимость разработки системы мероприятий с использованием различных форм и методов экологического воспитания дошкольников, что и определило выбор темы исследования.

Тема: « Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой».

Объектом исследования был выбран воспитательно- образовательный процесс.

Предметом исследования является формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой.

Цель исследования - определить пути и охарактеризовать условия формиро-

вания экологической культуры дошкольников.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы определить наиболее действенные методы по формированию экологической культуры дошкольников;
  2. раскрыть воспитательные возможности природной среды, влияющие на формирование экологической культуры;
  3. разработать наиболее эффективные формы и методы, направленные на формирование экологической культуры дошкольников.

В основу исследования была поставлена гипотеза, согласно которой формирование экологической культуры будет проходить наиболее эффективно, если воспитание и обучение дошкольников рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

Новизна исследования состоит в том, что:

-  разработаны критерии сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста;

- приведены в систему и апробированы наглядные материалы, средства обучения;

- установлена зависимость влияния природной среды на формирование экологической культуры дошкольников.

Практическая значимость заключается в разработке системы мероприятий с использованием различных методов и форм экологического воспитания, которые могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений.

Исследовательская работа проходила по заранее намеченному плану.

Описание этапов.

  1. Констатирующий этап: выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников при помощи следующих методов:

- беседы;

- наблюдения;

- анкетирования родителей;

- экспертные оценки.

  1. Формирующий этап: провести этап систему мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности экологической культуры у детей.
  2. Заключительный этап:

После проведенной системы мероприятий провести повторный “срез” уровня знаний детей, при помощи тех же методов, что и на первом этапе: беседы, наблюдения, анкетирования родителей, экспертных оценок.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического

воспитания дошкольников.

Экология - наука комплексная. Какие же элементарные экологичес-

кие знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребёнку дошколь-

ного возраста? Какие навыки, умения он может освоить? При отборе содер-

жания  экологического  воспитания (обучения, образования, развития ребён-

ка) необходимо учитывать следующие положения:

  • цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
  • дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
  • знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
  • у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
  • содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Воспитатели не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные». Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что - либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Нужно не забывать и о конструктивном подходе в обучении. Иногда педагоги обрушивают на детей большой объем негативной информации, вдохновенно рассказывая им, «как все вокруг плохо». Считается, что таким образом можно привлечь внимание детей к экологическим проблемам. На самом деле такой подход приведет к противоположным результатам, а у детей может возникнуть чувство страха, бессилие, неверие в то, что они могут что - то изменить. Его нельзя применять даже при беседах с родителями. В противном случае возникает вопрос: зачем убирать мусор во дворе, если нам угрожают глобальные катастрофы?

Поэтому, рассказывая о каких - либо проблемах, мы обязательно должны подчеркнуть, что может сделать для их решения каждый из нас.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

1.2 Пути и средства направленные на формирование экологической

культуры у дошкольников

Воспитательное  значение природы трудно переоценить, общаясь с животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен, поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребёнка формировалось правильное преставление о ней.

Ребёнок не должен бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними.

Задачи экологического воспитания требуют целенаправленной системы методической работы: индивидуальный подход к детям воспитателями и освоение методами экологической работы.

Воспитателями составляются циклы наблюдений, а сами наблюдения проводятся так, что дети сами замечают все важные особенности живого объекта. Проводятся НОД, организовываются дежурства в живом уголке. Обращается внимание детей на состояние, правильный рост и развитие подопечных, подсказывается взрослыми, как этого добиться.

Важно также научить детей чистоте и порядку: после дежурства помочь воспитателю вымыть всё, чем они пользовались, убрать оборудование на место. Воспитатели ищут разные формы контроля.

Особое внимание уделяется работе в уголках природы, на участках в огороде. В осенний период проводится очистка цветников от засохших стеблей и корней, убираются опавшие листья, перекапывается почва на огороде с обогащением органическими удобрениями. Осенью заготавливается земля для комнатных растений, собираются семена для зимней подкормки птиц. С участков в уголки природы переносятся цветущие растения. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат.

В зимний период начинается подкормка птиц. За окном группы есть кормушка, к которой прикрепляются сухие ветки. Дети наблюдают, как птицы садятся на ветки и ждут еды, в это время дети отмечают особенности поведения птиц, их питание.

Дежурные собирают в баночки с крышкой оставшиеся кусочки хлеба, макароны, крупу и птицы получают возможность, получать разнообразную пищу.

В зимне-весенний период еженедельно проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в вазе с водой. Организуется посадка лука в “огороде на окне”, ведётся наблюдение за его ростом и развитием в разных условиях.

Например: лук растёт с водой, без воды, со светом, без света. Результаты наблюдений заносятся детьми в дневник (делаются зарисовки).

В весенний период в уголке природы производится посев овощных и цветочных культур, перед посадкой проводится проверка на всхожесть. Выращенная рассада пересаживается в клумбы, огород на участке.

Из овощных культур подбираются: морковь, лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы. Из цветочных культур астры, петунии, бархатцы.

В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.

С наступлением лета появляется возможность для разнообразных наблюдений и исследований как в живой, так и в неживой природе. Буйное цветение разных культур, оживление среди мира насекомых.

Также, работа по экологическому воспитанию ведётся и за пределами дошкольного учреждения. Экскурсии, прогулки имеют большое воспитательно- образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней.

Экскурсии проводятся в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения. Например, во второй половине осени, когда идёт массовое опадание листвы. Зимой посмотреть следы животных на свежевыпавшем снеге. В расположенном поблизости парке хорошо знакомить детей с лесными ярусами, какое растение и животное характерно для каждого яруса, и они его не меняют.

Экскурсии важны ещё и тем, что сближают воспитателей, родителей и детей, способствуют созданию между ними дружеских отношений, взаимопонимания.

Обращается внимание детей не только на красивое, но и отмечаются следы грубого отношения людей к природе.

Также в нашей работе есть такая форма, как учиться видеть красоту в каждом листочке, в каждом деревце и переносить её на альбомный лист. Ребёнок, который зафиксировал зрительно, а потом с любовью воплотил  это на бумаге, не будет ломать ветки, бить и уничтожать животных. У него появится желание самому создавать красоту не только на бумаге, но и в природе.

Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа, и возможностей здесь очень много.

1.3 Уголок природы в детском саду

Природа с ее необычайным разнообразием явлений производит на детей сильное впечатление. Для постоянного общения детей с растениями в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течении всего года.

В уголке природы дети сосредоточивают свое внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать комнатные растения  уголка природы, наблюдать за ними; постепенно у них формируются прочные осознанные знания, развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

При подборе комнатных растений для уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей. Вот эти требования:

  1. Растения  должны быть типичными для той или иной систематичес-

кой или экологической группы. Это даёт возможность познакомить детей с

основными ,типичными чертами, условиями или образом жизни,  характер-

ными для большой группы растений.

2) Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными

вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание детей дошкольного

возраста.

3) Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это даёт возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуаль-

ные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости

живых организмов.

4) Растения должны быть абсолютно безопасны , не приносить вред здоровью детей.

5) Уголок природы-место наблюдений детей. Уход за растениями должен

быть доступен детям дошкольного возраста( при помощи воспитателя).Поэ-

тому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего со-

держания сложного оборудования.

6)      Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т. д. Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т.д.) нуждаются в большом количестве солнечного света - их следует поставить на самое светлое место; другие (фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи - их помещают в затененное место.   При размещении растений  необходимо учесть и этическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить,наблюдать и трудиться в уголке природы.

Глава II

 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРАКТИКЕ ДОУ

2 .1 Краткая характеристика детского коллектива итоги первого констатирующего этапа исследования

Вся исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ №5 “Звездочка” города Охи с сентября 2013 - апрель 2014.

В ходе эксперимента было обследовано 12 детей и 12 человек их

родителей. Работа проводилась в три этапа:

-  констатирующий;

-  формирующий;

-  итоговый.

Проводя работу на констатирующем этапе, было проведено анкетирование родителей, следуя цели: выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания, его реального существования в семье.

Анкеты были открытые, по виду именные, содержали 9 вопросов:

  1. Есть ли у вас дома животные (кошка, собака, рыбки)?
  2. Кормит ли, гуляет с ними ваш ребенок?
  3. Есть ли у вас комнатные растения (какие)?
  4. Ухаживает ли за ними ваш ребенок?
  5. Ничего не делает.
  6. Бываете ли вы с ребенком в лесу, в парке?
  7. Прививаете ли культуру поведения на природе?
  8. Обращаете ли внимание на красоту природы?
  9. Читаете ли совместно познавательную литературу?

Предполагаемые ответы: да; нет; иногда.

Анкетированием было охвачено 14 человек. После обработки были получены следующие результаты:

вопрос

да

нет

иногда

1 вопрос

75%

25%

0%

2 вопрос

45%

10%

45%

3 вопрос

90%

10%

0%

4 вопрос

35%

15%

50%

5 вопрос

15%

50%

35%

6 вопрос

75%

0%

25%

7 вопрос

60%

10%

30%

8 вопрос

60%

15%

25%

9 вопрос

55%

10%

35%

Обработав полученные результаты по анкетам, пришли к заключению, что необходимо систематизировать работу с родителями по повышению их уровня экологической культуры.

Также, по ходу общения детей с природой, было организовано наблюдение за ними: занятия, опыт, труд в природе.

Вначале были составлены программа и протокол для каждого наблюдения.

Программа наблюдения за процессом НОД

«Земля-наш общий дом!»

1)Объект: Наблюдаем формирующий процесс во время НОД.

2)Цель: Уточнить представления о жизни на Земле; об общих условиях

для растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура).

“Земля” - живая планета” - является общим “домом” для всех людей, этот “дом” надо беречь.

3)Время: 12.10.2013 год.

4)Продолжительность: 30 минут.

5)Предполагаемый результат: Наблюдение покажет, в результате проведения занятий дети получат информацию о разных условиях существования на Земле, почувствуют чувство гордости за свою планету.

Протокол  наблюдений.

Наблюдение показало, что знают о необходимых условиях жизни: в воздухе - 40%, в воде - 60%, в пище -55%, в температуре -50%.

Программа наблюдения за опытом

1)Объект: Наблюдаем за процессом проведения опыта в лаборатории.

2) Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные

последствия для планеты.

3)Время: 18.11.2013года.

4)Продолжительность: 15 мин.

5)Предполагаемый результат:

Наблюдение покажет, что в результате проведения опыта дети получат информацию о пользе незагрязненной среде для окружающих, о внесении посильного вклада детей и их родителей для детей и их родителей для очищения почвы от грязи.

Протокол  наблюдений.

Наблюдение показало, что знают о подземных жителях - 50%; о вреде грязной почвы -30%; умение принять задачу - 45%; самостоятельное участие в опыте - 45%.

Программа наблюдения за трудом в уголке природы

1) Объект:  Наблюдаем за процессом работы в уголке природы.

2) Цель:  Сформировать знание детей о том, что семена сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу. Желание трудиться.

3) Время:  08.12.2013года

4) Продолжительность:  15 мин.

5) Предполагаемый результат:

Наблюдение покажет, что в результате дети представляют этапы роста растений, продемонстрируют свои возможности в труде.

Протокол  наблюдений.

Наблюдение показало, что дети знают, какая почва нужна для посадки семян - 35%; умеют правильно рыхлить почву - 30%,ухаживать за растениями - 50%, взаимодействуют в процессе деятельности - 55% .

В начале была проведена беседа с детьми, направленная на определение уровня  сформированности экологических знаний детей о мире природы.

Предложенные вопросы были тщательно продуманы и составлены.

Вопросы к беседе: “Что я знаю о мире живой и неживой природы”.

1) Как называются животные, которых содержит человек, о которых он заботится?

  1. Каких еще вы знаете домашних животных?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу, сами о себе заботятся, сами запасают корм?
  3. Каких еще вы знаете диких животных?
  4. Какие деревья и кустарники вы знаете?
  5. Назовите ягоды, цветы?
  6. Назовите овощи, фрукты?
  7. Назовите животных и растения, занесенные в Красную книгу?
  8. Какие вы знаете рассказы, в которых говорится о животных?

По ходу беседы ребята с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, но их ответы были часто неверными. Было выяснено, что запас имеющихся знаний об экологии недостаточен. В связи с этим было принято решение для того, чтобы уточнить уровень сформированности экологических знаний, провести наблюдение за детьми в процессе их общения с природой. По ходу исследования возникла необходимость определить уровень сформулированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) знание о живой и неживой природе, владение навыками ухода за растениями и животными.

Определим группу экспертов (3 человека)

Москвитина Н.А. (Пед. стаж 32 года, образование высшее, высшая категория)

 Клеменкова И.А. (Пед. стаж 31 год, средне-спец. образование, высшая категория)

Радченко Т.В. (Пед. стаж 22 года, средне-спец. образование, первая категория)

  1. Условно выделим три уровня формирования “Экокультуры” у детей: “высокий”, “средний”, “низкий”,
  2. Описание уровней:

“Высокий” - ребёнок сам классифицирует по видам диких и домашних животных; комнатные, культурные и дикорастущие растения; самостоятельно ухаживают за растениями и животными в уголке природы.

“Средний” - ребёнок в основном сам классифицирует по группам животных и растения, лишь иногда с помощью взрослых работает в уголке природы.

“Низкий” - ребёнок называет названия животных, растений только при помощи взрослых, не умеет самостоятельно трудиться

Проведено диагностирование по следующим параметрам:

  1. Живая природа: растительные и животные миры

Растительный мир

а)        ягоды и цветы;

б)        деревья и кустарники;

в)        овощи и фрукты.

Животный мир

а)        дикие животные;

б)        домашние животные.

2)    Неживая природа

а)        почва;

б)        вода + зависимость;

в)        атмосферные явления;

г)        климатические условия.

После обработки результатов, были подведены итоги работы каждого эксперта (приложения № 4, 5, 6, 7).

Анализ анкет родителей, занятий показал, что в детском саду недостаточно разработана система комплексных мероприятий обеспечивающих систематическое, последовательное развитие экологической культуры, создание предпосылок для самостоятельной деятельности дошкольников.

Следующим этапом, было решение провести работу по повышению у детей уровня экологической культуры.

2.2 Система мероприятий с детьми по формированию основ экологии у ребёнка

Свою работу на формирующем этапе, мы начали с составления перспективных планов по работе с родителями и детьми (приложение № 1,2, 3).

Дальше следуя составленному перспективному плану, мы провели родительское собрание на тему “ Земля, наш дом - давайте беречь его!”. На собрании присутствовало 20 человек.

Сделанное сообщение по данной теме вызвало интерес среди присутствующих и дало толчок для обсуждения и выработки направлений для воспитания экологической культуры у детей.

Родителям были предложены следующие консультации:

  1. “        Русский лес” - формирование у ребенка правильного представления о природе.
  2. “Игра        помогает воспитывать интерес ребёнка к природе”- расширение чувственного опыта детей, эмоциональной ответственности.
  3. “Опасные объекты окружающей среды” - умение выделять опасность

в окружающем и избегать её.

  1. “Экологические условия родного города” - воспитывать бережное отношение к родному краю, заботу о нём.
  2. “Люблю        березку русскую” - знакомить родителей как на примере художественных произведений сформировать у ребёнка отзывчивость и чувство сопереживания.

Также для родителей были оформлены тематические выставки:

  1. “Животный        мир Северного Сахалина” - донести важность сохранения окружающей среды вокруг нас.
  2. “Растения        (вокруг) под угрозой” - обратить внимание на существующую проблему, подтолкнуть к позиции созидателя.

Большая работа была проведена и с детьми, согласно перспективному плану (приложение № 3). Первоначально был проведён ряд НОД:

  1. “Времена года”;
  2. “        Экскурсия в парк весной”;
  3. “        Сравнение веток и кустарников”.

Комплекс этих занятий был направлен на расширение и углубление знаний детей.

  1. НОД “Времена года”  формирует умение замечать происходящие сезонные изменения в природе, растениях, поведении животных, климате.
  2. НОД “ Экскурсия в парк весной”  знакомит детей с яркими проявлениями характерными для этого времени года.
  3. НОД “ Сравнение веток и кустарников”  направлено на закрепление у детей знаний о деревьях и кустарниках характерных для Сахалина.

Также с дошкольниками были проведены дидактические игры:

  1. Д/и        “ Времена года”;
  2. Д/и        “ Опиши, мы отгадаем”;
  3. Д/и        “ Угадай растения по описанию”.

Во время проведения дидактических игр ребята в игровой непринуждённой форме активизировали свои знания о животных и растительных мирах и мерах по его охране.

Экскурсии были проведены в парке, сквере, лесу, на озере в те периоды, когда особенно видны сезонные изменения.

С большим удовольствием ребята совместно с родителями приняли участие в конкурсах поделок из природного материала и рисунков.

В ходе работы формирующего этапа была предпринята попытка наметить наиболее эффективные пути формирования экологической культуры дошкольников. Для полноценного развития экологической культуры требуется сформировать у детей экологические знания и практические навыки и умения направленные на улучшения и сохранения состояния природной среды.

2.3 Итоги заключительного этапа исследования

Проведя в жизнь систему запланированных мероприятий по формированию экологической культуры у дошкольников, мы провели повторное диагностирование знаний детей о мире природы при помощи тех же методов, что и на первом констатирующем этапе: анкетирование, диагностирование, экспертная оценка.

Начали мы свою работу с анкетирования родителей. В предложенной анкете содержались те же вопросы, что и ранее, анкетированием было охвачено 12 человек.

После обработки анкет, данные следующие:

вопрос

да

нет

иногда

1 вопрос

90%

10%

0%

2 вопрос

80%

5%

15%

3 вопрос

100%

0%

0%

4 вопрос

95%

0%

5%

5 вопрос

0%

95%

5%

6 вопрос

100%

0%

0%

7 вопрос

85%

0%

15%

8 вопрос

95%

0%

5%

9 вопрос

80%

5%

15%

Отследив эти результаты, мы пришли к выводу, что в результате проведённой работы уровень знаний родителей о природе повысился на 50%.

Следующим шагом нашей работы была организация повторного наблюдения за детьми в процессе их общения с природой: занятия, опыты, труд в природе.

Также были составлены для каждого наблюдения программа и протокол.

Программа наблюдения за процессом НОД

«Земля - наш общий дом».

1) Объект:  Наблюдаем формирующий процесс во время занятия.

2) Цель: Уточнить условия о жизни на земле; общих условиях для растений, животных, людей.

3) Время:  1.02.2014год.

4) Продолжительность:  30 минут.

5) Предполагаемый  результат:

Наблюдение покажет, что в результате проведения занятия получат информацию о разных условиях существования на Земле, почувствуют чувство гордости за свою планету.

Протокол наблюдения:  Наблюдение показало, что знают о том, для чего и кому нужны: воздух - 80%, вода - 90%, пища - 90%, температура 85%.

Программа наблюдения за опытом

1) Объект:  Наблюдение за процессом проведения опыта в лаборатории.

2) Цель:  Как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия для нашей планеты.

3) Время:  12.03.2014год.

4) Продолжительность: 15 минут.

5) Предполагаемый результат:  Наблюдение покажет, что в результате проведения опыта дети получат информацию о пользе незагрязнённой среды для окружающих, о внесении посильного вклада детей и их родителей для очищения почвы от грязи.

Протокол наблюдения:  Наблюдение показало, что знают о подземных жителях - 95%, о вреде грязной земли - 85%, умение принять задачу - 95%, самостоятельное участие в опыте - 85%.

Программа наблюдения за трудом в природе

1) Объект: Наблюдение за процессом работы в огороде, на участке.

2) Цель:  Сформировать знания детей о том, что семена сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу, желание трудиться.

3) Время:  21.04.2014 год.

4) Продолжительность:  40 минут.

5) Предполагаемый результат:  Наблюдение покажет, что в результате дети представляют этапы роста из семян в плоды, продемонстрируют свои возможности в труде.

Протокол наблюдения:  Наблюдение показало, что дети знают какая почва нужна на грядках - 85%, умеют правильно рыхлить - 80%, умеют ухаживать за растениями - 90%, взаимодействуют в процессе деятельности - 95%

С детьми была проведена повторная беседа, были предложены те же вопросы, что и раннее, опрошено было 12 ребят.

В результате проведения беседы получили информацию, что запас знаний очень возрос, на вопросы дети отвечали не только с удовольствием, но и со знанием дела. Из чего видно, что в процессе общения с природой уровень сформированности экологических знаний заметно повысился.

Затем было проведено повторное диагностирование детей теми же экспертами при помощи экспертной оценки, обследовались те же параметры.

После проведения экспертной оценки, были обработаны результаты и поведены итоги каждого эксперта (приложение № 4, №5).

Результаты, полученные в нашем исследовании, позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Проведенные исследования показали, что формирование экологической культуры в процессе общения с природой будет проходить наиболее эффективно, если формирование рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

Такой вывод делаем на основании сравнения результатов “срезов”, проведенных на констатирующем и заключительном этапах. В эксперименте участвовали 12 детей. Количество детей с высоким уровнем сформированности экологической культуры увеличилось на 15, а низкий уровень отсутствует. Отсюда видно, что изменения произошли достаточно значимые.

Таким образом, разработанная нами система мероприятий, способствующая общению детей с природой, играет важную роль при формировании экологической культуры у дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенного исследования, целью которого являлось определение путей и охарактеризация  условий формирования экологической культуры, можно сделать вывод, что при систематическом и методически грамотном применении мероприятий воспитательные возможности природной среды благотворно влияют на формирование экологической культуры дошкольников.

Деятельность предусматривала:

  • между детьми и взрослыми личностно-ориентированную модель общения;
  • создание эколого-развивающей предметной среды;
  • организация совместной практической деятельности детей и взрослых.

Предварительная работа с детьми включала:

а)        знакомство с художественной литературой, способствующей накоплению экологических знаний;

б)        организация труда в природе для формирования практических навыков и умений.

В ходе обучения и воспитания применялись разнообразные методы и приемы, ориентированные на детей дошкольного возраста: чтение, беседы, обсуждение, наблюдение, поощрение, выполнение практических действий. Итоги заключительного этапа исследования показали прирост уровня экологических знаний, навыков и умений и подтвердили существенную закономерность - профессиональная, последовательная, систематическая и целенаправленная работа педагогов является стимулирующей для формирования экологической культуры дошкольников.

Если вся педагогическая деятельность будет построена с применением индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом воспитательных возможностей природной среды, то формирование экологической культуры дошкольников достигнет оптимального уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх для дошкольников». М.: Просвещение, 1992.-96 с.
  2. Ашиков В.А. « Семицветик» - программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное образование. - 1998.-2.- с.34-39.
  3. Виноградова Н.Ф. « Воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М.: Педагогика, 1998.-124 с.
  4. Герасимова Е.О., Данилина Г.С. « В гармонии с природой». М.: СПБ, 1995.-151 с.
  5. Дрязгунова В. А. « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М.: Просвещение, 1991.-80 с.
  6. Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф. « Родной край». М.: Просвещение, 1991.-167 с.
  7. Зебзеева В.П. « Эколого-психологический тренинг»// Дошкольное воспитание.- 1999.-7.-c. 84-89.
  8. Золотова Е.И. « Знакомим дошкольников с миром животных». М.: Просвещение, 1992.-96 с.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. « Дошкольная педагогика».  М.: Академия, 2000.- 416 с. Кокорева И.Н., Бондаренко Л.К. « Любить труд на земле». М.: Просвещение, 1987.-48 с.
  10. Марковская        М.М. « Уголок природы в детском саду». М.: Просвещение, 1994.- 160 с.
  11. Методика        ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. Саморуковой П.Г.-М. Просвещение, 1992.-220 с.
  12. Молодова        Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми». Минск: Асар, 1996.-128 с.
  13. Морозова Е.Е. « Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования»//Начальная школа.-2002.-7.- с. 35-39.
  14. Николаева        С.Н. « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.: Просвещение, 1994.-351 с.
  1. Николаева        С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М.: Изд-во ACT, 1998.-320 с.
  2. Николаева С.Н. « Формирование начал экологической культуры»// Дошкольное воспитание.- 1997.-11.- с. 43-50.
  3. Рыжова Н.Е. « Экологизация развивающей предметной среды»// Дошкольное воспитание.-1999.-3.- с. 50-56.

приложение №1

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Январь

  1. Тематическая выставка “День земли”.
  2. Семинар - практикум “А что ты знаешь?” (о зверях, птицах, рыбах).

Февраль

  1. Тематическая выставка “Животный мир Сахалина”
  2. Консультация “Там на невиданных дорожках.”

Март

  1. Консультация “Мир вокруг ребенка”.
  2. Семинар- практикум “Комнатные растения дома”.

Апрель

  1. Тематическая выставка “Красная книга”.
  2. Консультация “Отдыхаем всей семьей”.

Май

  1. Оформление фотостенда ’’Природа и ребенок”.
  2. Семинар- практикум “Домашняя лаборатория” (опыты с водой, воздухом, магнитами, светом).

Июнь

  1. Консультация ’’Радость общения с природой”.
  2. Семинар-практикум ’’Зеленая аптека”.

Июль

  1. Викторина ’’Лето - прекрасная пора”.
  2. Консультация ’’Насекомые и цветы созданы друг для друга”.

Август

1. Поход с детьми к Светлому озеру.

Сентябрь

  1. Родительское собрание. Тема “Земля наш дом - давайте беречь его!”.
  2. Консультация “Тайны заветных трав”.

Октябрь

  1. Семинар - практикум ’’Лес - многоэтажный дом.”
  2. Консультация ’’Осторожно - ядовитые грибы”.

Ноябрь

  1. Консультация “Защитим друзей леса”.
  2. Викторина ”На прогулку в лес”.

Декабрь

  1. Выставка детских рисунков “Кошка и собака - верные друзья”.
  2. Консультация “Вода - это жизнь”.

                                                        

                                                                                

                                                                        приложение №2

ПЛАН  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

ТЕМА “Земля - наш дом! Давайте беречь его!”

ПЛАН:

  1. Сообщение Т.В. Радченко “Экология - наш дом”.
  2. Выступление врача Ю.В. Колко “Формирование здоровых привычек”.
  3. Проведение музыкальным руководителем Е.Н. Зелиг эколого - психологического тренинга “Лесной карнавал”.
  4. Пресс - опрос “Чтобы вы сделали для защиты планеты земля?”.
  5. Конкурс поделок из природного материала “Эти забавные зверушки”.

                                                                        

                                                                                

                                                                        приложение №3

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Январь

  1. Д/и “Растения красной книги”
  2. Конкурс стихов зиме.
  3. Наблюдение за волнистыми попугайчиками.

4.Акция по подкормке птиц “Холодно воробышку”

Февраль

  1. Наблюдение за птицами на улице.
  2. Драматизация сказки “Два жадных медвежонка”.
  3. Конкурс поделок из природного материала “На лесной опушке”.
  4. Д/и “Найди дерево по описанию”.
  5. Труд в природе.

Март

  1. Утренник “Здравствуй весна! ”
  2. Аппликация “Подснежник”.
  3. Д/и “Времена года”.

Апрель

  1. Уход за комнатными растениями.
  2. Д/и “Отгадай, что за растение”.
  3. Поделка оригами “Тюльпан”.
  4. Знакомство с народными закличками, песенками.

Май

  1. Посадка лука.
  2. Опыт “Вода нужна всем”.
  3. Рассматривание альбома “Весна”.
  4. Чтение стихов о весне И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева.

Июнь

  1. Беседа “Кто такие насекомые? ”.
  2. Наблюдение за насекомыми на цветах.
  3. Д/и “Найди дерево по описанию”.
  4. Труд в природе.

Июль

  1. Рассматривание одуванчика. Работа с моделированием.
  2. Беседа “Как растут растения? ”
  3. Опыт “Почва: необходимость ее удобрения для роста растений”.
  4. Экскурсия в летний парк.

Август

  1. Развлечение “Лето - прекрасная пора! ”
  2. Беседа “Осторожно - ядовитые грибы”.
  3. П/и “Земля, вода, воздух”.
  4. Посадка картошки на садовом огороде.

Сентябрь

  1. Экскурсия в лес. Наблюдение за бурундуком.
  2. Чтение В. Бианки “Мышонок Пик”.
  3. Детская игра “Найди, что назову”.
  4. Рассматривание альбома “Осень в лесу”.

Октябрь

1.Устройство аквариума.

2.Х/и “Галя по садику ходила”.

3.Д/и “ В дупле, в норе, в берлоге” Драматизация сказки “Лиса и заяц.”

Ноябрь

  1. Рассматривание иллюстраций “Времена года”.
  2. Конкурс рисунков “ Первые снежинки”.
  3. Устройство террариума для черепахи.
  4. Д/и “Угадай, что съел”.
  5. Развлечение “ В гостях у дедушки Мороза”.

Декабрь

  1. Экскурсия в зимний парк.
  2. Опыты со снегом.
  3. Д/и “Найди растения по названию”
  4. Развлечения “Зимние забавы”.

приложение №4

Диаграмма результатов сформированности элементов экологической культуры в экспериментальной группе

На констатирующем этапе                     На заключительном этапе

(сентябрь 2013 год)                                     (апрель 2014 год)

                   

уровень развития ребёнка:

высокий - красный

средний – зелёный,  низкий - синий

                                приложение №5

Диаграмма результатов сформированности элементов экологической культуры в контрольной группе

На констатирующем этапе                На заключительном   этапе      

(сентябрь 2013 год)                                 (апрель 2014 год)

     

уровень развития ребёнка:

высокий - красный

средний - зелёный

низкий - синий

Приложение № 6

Экскурсия в парк.

Тема: «Признаки весны»

Цель: расширить представление детей о парке в весенний период времени.

Задачи:

 - уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, появление насекомых, прилет птиц.

  • показать детям, как люди заботятся о природе: подметают дорожки, подравнивают кустики, рыхлят землю, спиливают высохшие ветки деревьев и т.д).
  • упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, почек на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе и т.д.
  • дать понятие: парк - это сообщество разнообразных растений, деревьев, кустарников, трав).
  • вызвать радость и удовольствие от пребывания в парке.

-формировать умение правильно вести себя в парке (не шуметь, не мусорить, не рвать растения).

Предварительная работа:

  • заучивание стихов о весне.

Ход экскурсии:

l. Opганизационный момент.

  1.  Беседа о правиле поведения в парке.
  2. - Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем - парком.
  • Оглянитесь вокруг, видите красоту в весенней природе парка?
  • Что изменилось? Кто заметил?
  • Какой стал парк? (чистый).

-Кто помог стать таким?

-Что заметили, что люди сделали?

-Что неправильно делали?

-Кому могли навредить?

-Пройдем и полюбуемся красотой.

-Послушайте пение птиц, глубоко вдохните воздух! Какой он? (душистый, свежий, ароматный, лесной).

  • Обратите внимание на «прозрачность» парка. Почему мы можем всё рассмотреть? (листья еще не распустились, поэтому все хорошо видно).
  • А сейчас закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на вас солнышко? Греет ли оно вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит лицо своими лучиками, как будто мама.

- Встаньте под любимое дерево. Обнимите его, полюбуйтесь его красотой, почувствуйте, как «бегут» под корой весенние соки, насыщая энергией молодые нераспустившиеся почки.

  1. Наблюдение за живой и неживой природой.
  2. Чтение стихов.
  3. Д/занятие. Нарисовать то, что понравилось, то, что увидели интересного.

                                                приложение №7

НОД по экологии «Какие бывают насекомые»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Развивающая среда: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «кузнечик в траве»; грамзаписи «Танец бабочек» М. Красева; отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи; игра «Кто где живет?».

Ход НОД:

Дидактическая игра «Угадай». Воспитатель загадывает загадки с демонстрацией картинок с изображением насекомых (жук, бабочка, пчела, муравей, муха, кузнечик, стрекоза).

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, то уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся — больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком — он поделится медком.

(Пчела)

В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий

Весь день хлопочет, город себе строит.

(Муравьи)

Осенью в щель забьется, а весной проснется.

(Муха)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Прыгает пружинка — зеленая спинка —

С травы на былинку, с ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Дети садятся в кружок. В середине - карточки с насекомыми. Воспитатель предлагает объединить насекомых по признакам: внешнее строение {жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), место обитания {наземные, водные), способ передвижения {летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

  • Как одним словом можно назвать всех этих существ? {Насекомые.)

Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.

Внимательно рассмотрите насекомое.

Цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги {сколько их?). Где можно найти его, чем оно питается?

Дидактическая игра «Кто где живет»

Разложить карточки. Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.

  • Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве {картонный лист раскрашен зеленым и чёрным (пополам), вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком — если подвинуть рычаг к зеленому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...

План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....